Как найти мотивацию к изучению английского языка для ребенка-школьника?
Знакома ситуация, когда ребенок с охотой приступил к изучению языка, но через некоторое время охладел к учебе? Причина такого поведения проста — ребенка нельзя заставить что-то сделать, его можно только заинтересовать. Поэтому задача родителей найти ту мотивацию, которая будет побуждать подростка к изучению английского языка.
Давайте вместе попробуем разобраться, что мешает школьникам эффективно изучать английский язык, и какие типичные ошибки допускают родители в поисках мотивации.
Самые распространенные ошибки в мотивации
Неправильная постановка целей
Многие родители считают, что мотивацией к обучению может быть будущая престижная профессия. Но в раннем возрасте у детей еще не сформировано абстрактно-логическое мышление, поэтому им трудно представить выгоду от такой заманчивой перспективы, как стать банкиром или управляющим международной корпорации.
Найдите для ребенка зажигающую цель. Обрисуйте ему самое ближайшее будущее:
- возможность общаться со своими сверстниками по всему миру
- чтение книжных новинок
- понимание того, о чем поет любимый исполнитель или говорит любимый актер
- просмотр нового мультфильма, которого нет в русском переводе
- установка компьютерной игры, которая есть только на английском языке
- получение самой новой информации и знакомство с новинками из первоисточников
Неправильная побудительная мотивация
Побудительная мотивация у школьника к изучению английского языка может возникнуть только при условии успеха. Если вы постоянно укоряете его тем, что он ничего не знает, что он самый бестолковый, ваш негатив перерастет в антимотивацию.
Хвалите даже за самые маленькие достижения. Создавая для ребенка ситуацию успеха, вы не только повысите мотивацию к изучению английского языка, но и поднимите самооценку ребенка.
Не нарушайте баланс
Распределяйте нагрузку равномерно. Для эффективного изучения английского языка важна интенсивность и регулярность. Лучше всего язык учить понемногу, но часто. Если ваш ребенок начал заниматься английским языком, не нужно с первых же занятий загружать его так, чтобы у него в день уходило по 3-4 часа на выполнение заданий. После первой недели обучения у него не будет ни сил, ни желания.
Не ругайте за ошибки
Помогите подростку преодолеть боязнь совершить ошибку. Скажите, что, если их не совершать, вперед не продвинешься. Ребенок должен наслаждаться тем, что он выучил и что может сказать. Для детей важно признание значимости его работы. Не забывайте поинтересоваться, что получилось, что нет и какая нужна помощь.
Критическое отношение родителей к педагогу и языку
Дети часто подражают родителям, поэтому если вы в присутствии ребенка нелестно отзываетесь об английском языке вообще и о преподавателе в частности, результата не будет. Скажите ребенку, что вы не учили язык, но в современном мире информационных технологий тем, кто его не знает, будет очень сложно существовать.
Способы мотивации для изучения английского ребенком-школьником
Личный пример. Это один из главных действенных способов. Приведу случай из практики. Счастливая мать двоих сыновей-сорванцов 8 и 10 лет не могла найти для них репетитора. Они, конечно, находились, но… отношения никак не складывались.
И вот однажды, после отказа очередного преподавателя, она решила сама пойти учить язык. Дома, когда мать садилась за учебники, дети сами подходили и просили учить домашние задания вместе с ней, только по ее, взрослым учебникам. Результат: на данный момент уровень Upper-Intermediate, чтение книг на английском языке и никаких проблем с мотивацией.
Совмещение разных видов деятельности. Ваш ребенок любит рисовать? Чудесно! Это хороший повод совместить рисунок с повторением цветов на английском. Или же он подвижный и любит различные физические упражнения? Делайте зарядку, играйте в активные игры в сопровождении английских песенок. В это время можно, например, повторить части тела и движения по-английски.
Зарядите жизнь подростка на изучение английского языка.
- Установите настройки его телефона и других гаджетов на английский язык. Такой метод позволит пополнить словарный запас. Хотя не всегда эти слова будут использоваться, но они отложатся в подсознании и всплывут в нужный момент.
- Купите в магазине или скачайте ребенку обучающую игру на английском. Если игра будет подобрана соответственно его уровню, то результат не заставит себя ждать.
- Окружите ребенка английским языком. Например, во время завтрака, включайте записи англоязычных блогеров, которые говорят на интересные ему темы. Эффект достигается даже от того, что подростка будет окружать английская речь, и мозг начинает привыкать к звучанию. Пусть это будет одно маленькое видео, но каждый день.
- Расклейте стикеры с английскими названиями предметов в квартире. Ребенок может знать, как звучит на английском кровать, но не знать, как перевести слово “розетка”. Если он уже достиг какого-то уровня, доберитесь до более мелких деталей, например, в шкафах на кухне.
- Зарегистрируйтесь на специальных ресурсах или форумах, где можно общаться с носителями языка. Используйте любой шанс пообщаться на английском по интернету, это поможет выучить язык в полном объеме.
Подберите интересную литературу. Это должны быть издания, соответствующие возрасту и предпочтениям ребенка. Не покупайте те книги, содержание которых ему хорошо известно из родного языка. Помните, детям интересно все новое, поэтому они с радостью будут изучать новые слова из книг, аналогов которым нет в русском языке.
Для эффективного изучения английского языка и правильного произношения очень важна живая речь. В этом случае хороших результатов можно достигнуть с помощью:
- изучения языка по песням. Ваш ребенок постоянно слушает любимую англоязычную музыку, но даже не пытается ее перевести? Пусть он попробует сначала записать текст, потом сделать перевод. Для него это будет двойное наслаждение, не только слышать, но и понимать, что поет любимый певец;
- изучения английского по фильмам и сериалам. Для начала выберите фильм или сериал на английском языке, сюжет которого ребенку хорошо знаком, чтобы он не отвлекался на понимание сюжета. Пусть он его посмотрит с английскими субтитрами, для того, чтобы сопоставлять слова с тем, как они произносятся и как они пишутся. После просмотра с субтитрами, их нужно отключить и опять просмотреть фильм или серию сериала.
При выборе фильма ориентируйтесь на простоту сюжета. Для изучения разговорного английского языка лучше, чтобы действия совершались в наше время и с ситуациями, которые могут происходить в повседневной жизни. Это поможет расширить запас слов, необходимых в быту.
Тех, кому идея использовать песни для изучения английского языка пришлась по душе, мы ждем в нашем песенном клубе «English Note for Note».
Поездка за границу. Конечно, способ не из дешевых, но действенный. Попробуйте поехать в англоговорящую страну. Пусть это будет всего одна неделя, но в таком месте, где можно применить свои знания на практике. Постарайтесь использовать любую возможность, чтобы общаться на английском языке. Это будет не только очень полезно с точки зрения знаний, но и важно с точки зрения психологии.
Помните, о том, что ваш ребенок растет, а значит, и виды мотивации для него будут меняться. Ваша задача постоянно менять варианты мотивирования, и подогревать интерес к изучению английского языка.
А как вы смогли заинтересовать своего ребенка изучением английского языка? Поделитесь полезным опытом с нашими читателями в комментариях.
Как повысить мотивацию к изучению английского языка у подростка
Как повысить мотивацию к изучению английского языка у подростка
Активно изучать английский язык нередко приходится именно в подростковом возрасте. Как правило, к этому периоду у школьника уже есть базовые знания, которые необходимо сделать более глубокими и полезными. Именно в этом возрасте часто появляются и конкретные цели обучения: например, поступление в университет (возможно, зарубежный). Несмотря на это у некоторых подростков возникают сложности с мотивацией к учебе в целом и к изучению английского в частности. Однако эту проблему вполне можно решить.
Занятия должны быть интересными
Отсутствие интереса к изучению английского у подростков часто связано с тем, что им скучно заниматься по классическим методикам, которые делают акцент на учебниках и письменных упражнениях. Практика показывает, что традиционный школьный подход к иностранным языкам часто становится ключевым фактором, который отбивает желание заниматься английским не только в подростковом возрасте, но и в будущем.
Именно поэтому очень важно уйти от классической парадигмы и предложить школьнику другой формат обучения. Сделать занятия более интересными можно за счет включения интерактивных компонентов, фильмов, комиксов, игр, онлайн-обучения и т.д.
Не нужно учиться в одиночестве
Многим подросткам интереснее учиться не самостоятельно или с репетитором, а вместе со своими сверстниками. При этом школьные уроки английского зачастую не только не дают достаточных знаний и навыков, но и не позволяют каждому ученику полноценно проявить себя. Самый простой и удобный вариант решения этой проблемы – записаться на специализированные языковые курсы для подростков.
Программа хороших курсов должна соответствовать двум основным требованиям. Во-первых, обучение должно быть интересным для подростков, а во-вторых, оно должно быть достаточно эффективным, чтобы решить конкретные задачи (сдать школьные экзамены, сдать международные языковые экзамены, поступить в университет). Информацию о курсах английского языка для подростков можно прочитать здесь.
Использование коммуникативных методик обучения
Одна из самых распространенных ошибок при освоении английского – это изучение языка в отрыве от его реального использования. Для подростков такой подход не только неэффективен, но и не интересен. Некоторые школьники не очень хорошо представляют себе, как именно они могут использовать сухие грамматические нормы и списки слов для заучивания, которые им предлагают на стандартных уроках английского.
Мотивация подростков к обучению заметно повышается, если они начинают применять полученные знания на практике, например, общаться на английском со своими сверстниками. Именно поэтому наиболее эффективными являются коммуникативные методики обучения, предполагающие как можно больше реального общения на английском.
Максимальное погружение в языковую среду
Можно заметно повысить мотивацию подростков, если дать им возможность полноценно погрузиться в языковую среду. Оптимальным вариантом станет поездка в англоязычную страну и общение с носителями языка. Если такой возможности нет, то полезно посещать курсы, на которых ученики будут как можно больше общаться друг с другом на английском. Кроме того, эффективным может быть посещение мероприятий для подростков, предполагающих общение на английском языке.
Не стоит недооценивать и возможности современных технологий, которые позволяют свободно общаться с собеседниками по всему миру. Конечно, полноценного погружения в английскую языковую среду это не заменит, однако поможет получить таким образом достаточную практику живого общения.
Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка
Данное выступление предназначено для учителей инностранного языка
Просмотр содержимого документа
«Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка»
«Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
Эти слова приходят на ум, когда мы видим насколько разными могут быть наши дети и их отношение к изучению иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка; для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в нежелании и неспособности изучать иностранные языки. Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? В современной педагогике и психологии уделяется большое внимание вопросу повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к изучению иностранных языков.
Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Выделяют 2 типа мотивации:
внешняя мотивация нацеливает учащихся на достижение конечного результата: изучение английского языка как программного материала, получение хорошей отметки, нежелание быть хуже одноклассников и т. д.
Сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения имеет внутренняя мотивация, к которой относятся: мотивация связанная с перспективным развитием личности (изучаю язык, так как это обязательно пригодится в жизни) коммуникативная мотивация (нравится общение на языке, хочу переписываться со сверстниками — иностранцами), познавательная мотивация (стремление узнавать новое, делать открытия в языке и культуре).
Проблема снижения мотивации появляется, как правило, в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, ученику необходимо прикладывать усилия для его усвоения. На данном этапе у многих учащихся внутренняя мотивация еще недостаточно сформирована, поэтому задача учителя — помочь ученику сохранить и развить интерес к изучению иностранного языка.
Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
Важным условием создания благоприятной атмосферы общения, является учет индивидуальных и психологических особенностей обучающихся. На уроках я разрешаю детям рассаживаться за партами по их желанию. Так определяю пары с лучшей психологической совместимостью для выполнения коммуникативных упражнений. В начале урока использую упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь подчеркнуть достоинства своих одноклассников.
Помогаю детям самим ставить перед собой выполнимые цели и задачи. На мой взгляд, важно научить детей ценить не только свои собственные достижения, но и достижения своих одноклассников.
В нашей школе учатся дети, которые некоторое время жили в США и сейчас они переписываются со своими зарубежными сверстниками. Перевод письма, написанного американским школьником, представляет немалую сложность для наших учеников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем. Нередко одного письма им бывает достаточно, чтобы запомнить какое-то клише или конструкцию, на что в обычных условиях уходит занятие или два.
Еще один способ, который повышает интерес учащихся к изучению английского — встречи и дискуссии с носителями языка, благодаря которым, у школьников появляется возможность развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень английского, что побуждает к приобретению новых знаний. Дети нашей школы с удовольствием принимали участие в конкурсе «Английский в моей жизни» и в программе «Дети России» Курского областного фонда мира по приему американских волонтеров из штата Восточное ОГАЙО.
Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках английского языка является важным средством формирования у школьников интереса к предмету, а устойчивый интерес — это важная составляющая внутренней мотивации ребенка.
Использование ИКТ на уроке возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал воспринимается легче и быстрее. Меньшими становятся затраты времени на уроке — исчезает необходимость записывания материала на доске.
На уроках мы охотно применяем для изучения лексического и грамматического материала презентации — тренажеры. А также ребята сами создают презентации, тесты, кроссворды. Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Были представлены презентации на следующие темы: «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя квартира», «Моя школа», «Мой день рождения», «Мой город». Презентации учащихся это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружения, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение. Например, нужно ребятам дома прочитать текст. В качестве дополнительного задания я прошу их составить к нему тест. На следующем уроке проверка домашнего материала осуществляется с помощью тестов, составленных детьми.
С помощью ИКТ можно провести контроль уровня сформированности лексико — грамматических навыков.
Наличие компьютерных обучающих программ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могу узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки.
Педагогами нашей школы широко используется метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности и самостоятельности. В результате систематической проектной деятельности, у каждого ребенка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, возрастает уверенность в собственных силах.
Уже во втором классе появляются первые проекты. Одна из самых любимых тем — это «Мое домашнее животное». Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта. Предварительно показывают работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаем достоинства и недостатки работ. Также ребята с удовольствием создают проекты на тему: «Моя семья», «Мои друзья». Они фотографируют друг друга, вклеивают и подписывают эти фотографии. В среднем звене и в старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию. На данном этапе любимыми темами являются «Мои каникулы», «Я люблю спорт», «Путешествие», и другие.
Одним из наиболее эффективных и универсальных приемов обучения является игра. Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению иностранного языка.
При этом важно помнить, что игра проводится не ради игры, она всегда должна иметь определенную цель и результат на выходе. Использование разнообразных игр на уроке способствует овладению языком в занимательной форме, развивать память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку.
В начальной школе игры больше направлены на развитие языковых способностей. Сюжетно — ролевые игры позволяют употреблять изученную лексику в конкретной ситуации. Детям очень нравятся игры «Репортер», «Давайте познакомимся», игры с мячом «Назови противоположное по смыслу слово», «Собери урожай (закрепляем буквы и звуки)», «Следопыт (закрепляем числительные)», «Разведчик — шифровальщик (учимся строить модели предложений)», «Лучший актер (дети представляют себя в виде какого — нибудь животного и рассказывают о себе используя повадки, мимику, жесты данного животного)», «В магазине» и многие другие. Дети среднего и старшего звена также проявляют активность именно в игровой деятельности. При работе с ними можно использовать ролевые, ситуативные игры.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Как известно современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, а внимание учащихся, особенно в начальных классах, неустойчиво. Именно поэтому использование здоровьесберегающих технологий занимает важное место в новом ФГОС. В свои уроки я стараюсь включать различные физкультминутки, песни, небольшие рассказы, повествующие о чем-то необычном, смешные случаи из жизни, связанные с английским языком, традициями. Такая разрядка дает детям небольшой отдых, снимает напряжение, вызывает положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала урока.
Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоуважении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности, развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои лучшие личностные качества, т. е. Демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Ежегодно в школе проводится неделя иностранного языка, к которой дети готовятся в течении месяца: инсценируют сказки, рассказывают стихи, поют песни.
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Ежегодно наши школьники принимают участие в общероссийской предметной олимпиаде по английскому языку «Олимпус» и «Альбус». Многие учащиеся получили Дипломы лауреатов и книги в награду.
В обучении иностранному языку за последние годы произошли большие изменения. Процесс «учить» будет не эффективным, если в нем отсутствует элемент «учиться». Знание психологических особенностей школьников является залогом успешного обучения их иностранному языку. Опыт работы позволяет утверждать: главное — не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они захотели это делать.
Источники: http://englishteacup.org/s_podrostkom/kak-najti-motivaciyu-k-izucheniyu-anglijskogo-yazyka-dlya-rebenka-shkolnika, http://mixednews.ru/archives/88083, http://multiurok.ru/index.php/files/sposoby-povyshieniia-motivatsii-shkol-nikov-k-iz-1.html