Мотивация при изучении английского языка статья

СОДЕРЖАНИЕ
98 просмотров
29 января 2019

Практики повышения мотивации при изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Куликова Елена Вячеславовна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации студентов технических вузов к изучению английского языка . Рассматриваются различные методы, средства и способы повышения мотивации к данному предмету: создание языковой среды на занятии, использование в учебном процессе видеосюжетов, песен на английском языке , аутентичных текстов, применение Интернет ресурсов, организация самостоятельной работы студентов.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Куликова Елена Вячеславовна,

Practice of increasing motivation in a technical university’s english language classroom

The article deals with the urgent problem in a technical university’s English Language classroom. Different methods, ways and means of increasing motivation for studying English such as using communicative activities, watching videos, singing and listening songs, interactive exercises, reading different texts in original using Internet recourses and so on are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Практики повышения мотивации при изучении английского языка»

160 Высшее образование в России • № 11, 2011

VERSHININA N. THE ELECTIVE COURSE «RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE»

Nowadays, the organization of research activities of children is considered as a powerful innovative educational technology to enhance the effectiveness of teacher’s and learner’s work in the classroom, as well as during out-of-school activities. The program of the elective course for students of pedagogical faculty aims at development of a circle of intellectual and creative abilities of primary school children in the process of research and project activities, development of creative, critical, logical thinking, as well as problem-solving skills.

Key words: elective course, research and project activities, universal learning activities, creativity. _

Е.В. КУЛИКОВА, ст. преподаватель

МГУП им. Ивана Федорова

Практики повышения мотивации при изучении английского языка

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации студентов технических вузов к изучению английского языка. Рассматриваются различные методы, средства и способы повышения мотивации к данному предмету: создание языковой среды на занятии, использование в учебном процессе видеосюжетов, песен на английском языке, аутентичных текстов, применение Интернет-ресурсов, организация самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: английский язык, мотивация, иностранный язык, обучение.

В настоящее время российское образование претерпевает качественные изменения: модернизируется концепция образования, вводится двухуровневая система подготовки специалистов, внедряются новые технологии и инновационные методики. Однако основа образовательной деятельности: субъектность педагогического взаимодействия, мотивация учащегося на процесс учения и его результат — остается неизменной. И.А. Зимняя не случайно называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание, и определяет следующие факторы, способствующие развитию мотивации к овладению, в частности, иностранным языком [1]:

1) формирование познавательно-коммуникативной потребности;

2) конструирование содержания учебного предмета, имеющего воспитательное, развивающее и общеобразовательное значение для учащихся;

3) применение личностно-деятельност-ного подхода.

Первое предполагает, что иностранный язык, как и родной, — это средство общения, для осуществления которого необходима потребность, и ее надо формировать. Второе указывает на необходимость предметно-смыслового содержания, которое удовлетворяло бы данную потребность. Третье означает, что в центре обучения стоит обучаемый с его индивидуально-психологическими особенностями: цель и смысл обучения определяются именно с позиции обучаемого.

Следует отметить, что иностранный язык в плане мотивированности студентов находится в привилегированном положении по сравнению с другими предметами общеобразовательного цикла. В современном обществе востребованы специалисты со знанием английского языка, да и само владение английским языком считается престижным. Знание иностранного языка в настоящее время приобретает прежде всего социальный смысл, определяемый зака-

зом государства, задачами, которые оно ставит перед образованием, исходя из уровня производства, науки, культуры, а также из потребностей современного общества. К тому же возможность получения и продолжения образования за рубежом не-реализуема без владения иностранным языком и как средством общения, и как средством получения новых профессиональных знаний. Субъективный же, индивидуально-личностный смысл выражен интересами, целями и мотивами личности.

У студентов вузов часто наблюдаются экстринсивные мотивы, среди которых преобладает стремление приобрести высокий социальный статус, получить диплом, занимать более высокооплачиваемую должность и т.д. Между тем при отсутствии интереса к содержанию и процессу деятельности высокой эффективности обучения ожидать не приходится [2]. Поэтому успешность освоения иностранного языка зависит не только от содержания учебной дисциплины, глубокого знания и мастерства преподавателя, но и от самого обучаемого: его потребностей, интересов, целей и т.д. Таким образом, обязательным условием формирования позитивного отношения к изучению иностранного языка должно быть согласование целей обучения с мотивационно-ценностной основой учебной деятельности личности. Необходим внутренний стимул, способный активизировать и актуализировать процесс обретения знаний, то есть нужна стойкая и осознанная личностная мотивация.

В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности. Многие преподаватели и исследователи разработали специальные упражнения, в том числе игровые, для повышения мотивации. Однако следует все же отметить, что решающим фактором остается создание на занятии языковой среды. Не секрет, что для изучающих иностранный язык вне языковой среды общение и даже просто способность

объясниться на неродном языке не являются жизненной необходимостью, у них есть лишь вера в то, что когда-либо в отдаленном будущем их знание будет востребовано. Поэтому конструирование языковой среды на занятии является первоочередной задачей преподавателя. Учащиеся должны быть помещены в ситуацию, когда получить информацию, выразить свое мнение и т.д. можно лишь с помощью изучаемого языка. Кроме того, в условиях обучения иностранному языку в техническом вузе, когда на освоение предмета выделено не так уж много времени, важно предоставить каждому студенту возможность говорить на занятии как можно больше, уделяя особое внимание групповой, парной работе. Коммуникация на иностранном языке на занятиях носит, по сути, условный, искусственный характер, и это сближает ее со сценической коммуникацией; поэтому следует обращаться к воображению, фантазии, задействовать игровое начало студентов, постоянно побуждать их к перевоплощению. Польза от этого как для повышения мотивации, так и развития коммуникативных навыков очевидна.

Особую трудность представляет мотивирование студентов при изучении и отработке грамматических правил. Чтобы грамматическое явление было освоено и вошло в разговорную речь, учащимся необходимо выполнить множество упражнений, что требует определенного терпения и силы воли. Повысить мотивацию студентов можно, если совместить отработку грамматических навыков с разговорной практикой. Так, например, в парах учащимся может быть предложено задать правильно вопрос

партнеру: «What is_____(beautiful)

building in your country?» Партнер отвечает на вопрос, опять же используя отрабатываемую грамматическую структуру, и в свою очередь также задает вопрос. Такое совмещение грамматических упражнений с разговорной практикой позволяет прежде всего более целесообразно использовать время на занятии; при этом учащиеся смо-

162 Высшее образование в России • № 11, 2011

гут больше говорить именно на иностранном языке, отрабатывая одновременно то или иное грамматическое явление.

Другим важным методом повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка является чтение аутентичных текстов (как художественных, так и энциклопедических, журнальных и газетных статей, связанных тематически с будущей профессией студентов). Студенты, таким образом, с одной стороны, получают важную для них информацию, что расширяет их кругозор, с другой — убеждаются, что существует огромный пласт информации, доступной только на иностранном языке. Представляется также целесообразным обращать внимание студентов на предпочтительность работы с текстом на языке оригинала по сравнению с текстом в переводе, показывая, насколько перевод сужает заложенную автором текста возможность разнообразия и глубины восприятия, насколько сильно читатель переведенного текста зависит от квалификации, добросовестности, да и просто особенностей восприятия и интерпретации переводчика. Также представляется целесообразным привлекать в качестве учебного материала британскую и американскую прессу. Использование актуальных аутентичных материалов, способных вызвать у студентов живой интерес к обсуждаемой проблеме, вносит определенный вклад в вовлечение учащихся в общие дискуссии, что, в свою очередь, повышает мотивацию студентов.

Нельзя не отметить в этом плане важную роль просмотра и обсуждения фильмов на английском языке. Просмотр дублированного фильма никогда не будет равноценен просмотру оригинальной версии уже потому, что в ней слышны голоса актеров, их интонации, не говоря уже о том, что качество перевода фильмов зачастую оставляет желать лучшего.

Таким образом, при просмотре фильмов учащиеся опять же попадают в языковую среду. Фильмы сделаны для носителей языка, а не для людей, изучающих английский.

Поэтому актеры говорят в естественном темпе — так, как носители языка говорят в реальной жизни. В учебных целях могут быть использованы какхудожественные фильмы или новостные программы целиком, так и небольшие видеофрагменты, такие как рекламные трейлеры к фильмам, дополнительные материалы, отрывки из документальных фильмов и телевизионных передач, публичных лекций и видеоуроков. К преимуществам просмотра небольших видеофрагментов и трейлеров можно отнести:

♦ сравнительно небольшую продолжительность, что немаловажно в условиях ограниченности времени, отведенного на аудиторные занятия;

♦ возможность применения в качестве введения в иной вид деятельности (чтение, говорение и т.д.);

♦ способность заинтриговать зрителя. Трейлер создается специально с целью привлечь внимание аудитории, побудить кпро-смотру фильмов целиком, что, в свою очередь, будет служить мотивацией для самостоятельной работы студентов;

♦ доступность. Материалы находятся в открытом бесплатном доступе в Интернете (например: www.lingualeo.ru, www.englishtexts.ru, www.imdb.com, www.els-lab.com).

Неплохой эффект в повышении мотивации студентов дает прослушивание песен на английском языке. Просмотр клипа, прослушивание музыкальной композиции, чтение и перевод соответствующего текста песни любимого зарубежного исполнителя — увлекательный способ изучения языка. Студентам обычно нравится самим исполнять любимые песни. Таким образом, работа с песнями — это не только упражнение на восприятие речи на слух, но и дополнительная возможность потренировать навык перевода и увеличить словарный запас.

Повышению мотивации к изучению языка и одновременно расширению кругозора способствует метод проектной деятельности, дающий возможность проявить творческие способности, а также приме-

нить полученные знания на практике. В настоящее время образование ориентировано на студента, его интересы и потребности. Роль преподавателя не сводится к подаче информации, он должен вовлечь студентов в процесс приобретения знаний, побудить их занять активную позицию. Не следует забывать о том, что «нынешнее поколение студентов называют «жителями цифровой эры» (digital natives), так как они свободно говорят на языке компьютеров, видеоигр, Интернета» [4]. Нежелание или неготовность преподавателя использовать ресурсы Интернета может оттолкнуть студентов. В этой связи рекомендуется практиковать выполнение студентами презентаций их самостоятельного исследования с помощью Интернет-технологий.

Формирование устойчивого уровня мотивации к учению обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы для учащегося когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценность, стимулировали бы его мыслительную активность. Так, использование в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности студентов. Кроме того,страноведческий материал позволяет логично и эффективно решать задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, модернизации лексической базы и, соответственно, усилению мотивационного аспекта обучения иностранного языка.

Говоря о повышении мотивации, нельзя не упомянуть о необходимости создания бла-

гоприятной атмосферы в учебной аудитории. Этому в значительной мере способствует обращение преподавателя к юмору. Благодаря использованию юмористических телепрограмм, сериалов, смешныхисторий, анекдотичных высказываний известных людей, юмористическихвопросов и т.д. снимается излишнее напряжение у студентов, улучшается атмосфера на занятии, между студентами и преподавателемустанавливаются взаимопонимание и эмоциональная связь, что, безусловно, содействуют более эффективному усвоению учебного материала [4].

В заключение еще раз подчеркнем, что положительная мотивация возникает не до начала учебно-познавательной деятельности, а в процессе ее осуществления. Это достигается за счет использования на занятиях интересного для обучающихся материала (текстов любимых песен, качественных фильмов, фрагментов художественных текстов и аутентичных текстов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов), а главное — путем создания на каждом занятии мотивирующей языковой среды.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.

2. Мотивационные аспекты профессиональ-

но-ориентированного обучения иностранному языку в вузе: Межвузовский сб. науч. тр. М.: Просвещение, 2002.

3. Prensky M. Digital natives, digital immigrants

// On the horizon. 2001. Vol. 9. No. 5. P. 1-6. NCB University Press.

4. Chiasson P.-E. Using Humour in the Second

Language Classroom // University of New Brunswick (Saint John, NB, Canada) URL: http://iteslj.org/Techniques/Chiasson-Humour.html

KULIKOVA E. PRACTICE OF INCREASING MOTIVATION IN A TECHNICAL UNIVERSITY’S ENGLISH LANGUAGE CLASSROOM

The article deals with the urgent problem in a technical university’s English Language classroom. Different methods, ways and means of increasing motivation for studying English such as using communicative activities, watching videos, singing and listening songs, interactive exercises, reading different texts in original using Internet recourses and so on are considered in the article. Key words: English language, motivating, motivation, teaching, English classroom.

Какую роль играет мотивация в изучении английского языка

По мнению многих специалистов, правильная мотивация является одним из основных психоэмоциональных инструментов, которые используются для достижения той или иной цели. Это же касается и изучения английского.

Хорошее мотивирование помогает ученику во время всего процесса обучения, стимулирует к совершению нового шага навстречу своей мечте. Говоря более понятно, это желание человека добиться определённых успехов, стремление к достижению нужной вам цели.

Что представляет собой мотивация с психологической точки зрения?

Мотивация – это внутренний механизм, который стимулирует человека для достижения определенного результата. При этом достаточно часто ее путают с такими понятиями, как «цель» или «потребность». Целью является окончательный результат, который является желаемым для нас. Если человек заинтересован в изучении английского, то его целью будет изучить язык именно на таком уровне, как он того хочет. Потребность это необходимость в достижении поставленных перед собой задач. А мотивацией в данном случае будет то, что подталкивает его к достижению этой цели.

Например, человек хочет получить привлекательную для него должность в иностранной компании, но там требуется высокий уровень владения английским языком. В данном случае потребностью будет получение новой хорошей работы, а целью – изучение предмета на необходимом для этого уровне. Мотивировать же ученика в данной ситуации могут мысли о новой, интересной и престижной работе заграницей, высокой зарплате и лучшей жизни. Это может быть также и сильное желание изучить сам язык, причем не ради кого-то постороннего, а ради самого себя.

Какой может быть мотивация?

Мотивация бывает двух видов, а именно позитивной или негативной. Позитивная это та, которая основана на положительных мыслях и желаниях. То есть, возвращаясь к нашему примеру, это мысли о преимуществах и прочих «бонусах», которые человек получит после достижения поставленной перед ним цели. Аналогично негативной мотивацией являются возможные негативные последствия того, что цель не будет достигнута. Например, мысли о том, что человек не сможет получить желаемую должность в иностранной компании и окажется в затруднительной финансовой ситуации.

В целом психологи рекомендуют больше опираться на позитивную мотивацию, так она является более эффективной. Кроме того, негативная разновидность часто связана с возникновением отрицательных эмоций, в том числе и страха, что очень плохо сказывается на мышлении. Страх сковывает психику человека и приглашает его способность к правильному восприятию информации.

Проблема недостаточной мотивации при изучении английского языка

Эксперты в вопросах изучения английского языка уже давно твердят в один голос, что огромное значение в процессе учебы имеет постановка правильной мотивации. По их мнению, именно недостаточность внимания к этому вопросу в современных школах и высших учебных заведениях приводит к достаточно низким показателям эффективности такой учебы.

Среди всех сложностей изучения английского языка, именно недостаточное мотивирование ученика способно привести к низким результатам учебы или же вовсе к тому, что он просто бросает процесс изучения.

Недостаточная мотивация при изучении английского языка в школах

Вы когда-нибудь видели человека, который бы достаточно свободно и на высоком уровне владел бы языком после окончания школы? Вот именно. В принципе, это возможно, но опять же таки при условии наличия превосходных условий в самом учебном заведении, а также достаточно сильной и выраженной внутренней мотивацией у ученика. Но на практике подобное наблюдается достаточно редко. Причина этого – неправильный подход к учебному процессу в целом, а также недостаточное мотивирование ученика со стороны учителей.

Что, например, подталкивает ребенка к усердному изучению английского в школе? Ребенок должен хорошо учиться, иначе он будет получать плохие оценки – двойки. А получать двойки это очень плохо, тем более за это еще могут наказать родители и не купить новый велосипед. С точки зрения психологии – это негативная мотивация, которая имеет низкую эффективность.

В современных методиках изучения английского языка, например, в матричном методе такой неправильный подход к образованию полностью отсутствует. При использовании матричного метода у ученика не возникает негативных эмоций или чувств. Здесь никто не заставляет отвечать возле доски, писать контрольные и на основании этого получать оценки. При этом действует система исключительно позитивной мотивации.

Как повысить мотивацию для изучения английского языка?

Очень многих людей в наше время интересует, как можно повысить мотивацию для изучения английского языка. Стоит отметить, что если вы читаете данную статью, то в определенной степени вы уже мотивированы, так как интересуетесь данным вопросом. Тем не менее, вашу мотивацию можно повысить и для этого есть соответствующие способы.

Первое, что нужно сделать, то выбрать соответствующею методику обучения. Это должна быть методика, в которой не будет использоваться негативная мотивация, а лишь исключительно позитивная. То есть во время изучения английского у человека не должно возникать никаких страхов, отрицательных эмоций. Лишь позитивные и направленные на эффективную и результативную учебу мысли.

Хорошим примером такой методики может стать матричный метод изучения английского языка. В его основе лежит принцип аудирования, когда человек запоминает и учит информацию, полученную им на слух. Процесс учебы происходит очень легко и непринужденно, подобно тому, как учит родной язык трехлетний ребенок. Он просто подражает речи своих родителей и окружающих его людей, повторяет за ними, учит новые слова и вложенный в них смысл.

Постепенно на основании услышанного, он учится повторять за родителями, правильно строить свою речь, говорить предложениями. Так и здесь, ученик слушает и запоминает специально составленные для этой цели диалоги на английском, и учиться правильно произносит их.

При этом полностью отсутствует негативная мотивация, так как никто не давит на ученика, не угрожает ему экзаменами или плохими оценками. Положительно мотивировать себя при изучении английского ученик должен сам.

Для того чтобы мотивация при изучении английского языка была высокой, необходимо:

  1. Поставить перед собой четкую цель;
  2. Позаботьтесь о том, чтобы изучение английского было связано для вас с позитивом;
  3. Представьте свое будущие и свои успехи.

Вы должны понять, что именно вы хотите от уроков по языку. Если ваша цель подготовиться к какому-нибудь международному экзамену, то это очень хорошо. Если вы хотите свободно говорить и общаться на английском с друзьями иностранцами или просто с носителями языка, то, пожалуйста. Очень важно иметь правильную цель, чтобы вы понимали, для чего это вам нужно и что именно вы хотите получить в итоге. Также не стоит забывать и про временные рамки. Например, поставить для себя цель – выучить английский до нужно уровня ровно за один год.

Лучшая мотивация это так, которая связана с позитивными эмоциями или чувствами. Для этого вам нужно позаботиться, чтобы процесс учебы был для вас максимально комфортным и радостным событием. Выберете именно ту методику обучения, которая является максимально приятной для вас и не связана с неприятными эмоциями или чувством страха. Это может быть просмотр иностранных фильмов на оригинальном языке или, например, тот же матричный метод, который является максимально комфортным для ученика. Вам не нужно делать никаких домашних заданий, учить наизусть сложные и непонятные грамматические правила и прочее. Одним словом, процесс учебы должен быть приятным и комфортным.

Чтобы мотивация при изучении английского языка была высокой, необходимо иногда просто подумать о том, как хорошо будет, когда вы достигнете своей цели. Представьте себе как вы свободно и непринужденно общаетесь на английском языке, как вы успешно сдаете нужный вам экзамен или тест, как вы легко находите общий язык с людьми в различных странах мира. Чем больше положительных эмоций вы испытываете, тем лучше. Положительные эмоции очень важны в процессе учебы и для хорошего мотивирования. Также не забывайте хвалить себя за уже достигнутые успехи и получать удовольствие от этого.

Обязательно стремитесь к намеченной цели, выбирайте наиболее приятные и комфортные для вас условия выполнения поставленных планов и все у вас обязательно получиться. Хорошо мотивированный человек способен достичь небывалых высот в любом деле и даже удивить самого себя.

Мотивация в изучении английского языка

Как заставить себя учиться? Что делать, чтобы, наконец, начать приходить на занятия вовремя? Куда девался весь пыл и интерес к учебе? Почему домашние работы не больше чем формальность? – Это не вопросы «двоечника» и не «неудачника». Это вопросы, с которыми сталкиваются все. Главное в них не в том, что они возникают, а то, как мы реагируем и отвечаем на них. Именно это определяет наши успех или неудачу.

Наша жизнь переживает, как эмоциональные взлеты, так и падения. Иногда мы видим в обучении определенно ясный смысл, чуть позже – не видим ничего кроме попросту потраченного времени. Никто не спорит, легко учиться, когда есть желание и энтузиазм, но что делать, когда подобного и близко нет?

В данной статье мы рассмотрим несколько наводящих вопросов и практических советов, направленных на то, как помочь самим себе прояснить свои мотивационные установки и справиться с периодами кажущейся бесполезности или апатии к учебе.

Зачем вам английский?

Это первое над, чем нам нужно задуматься. Несмотря на свою, на первый взгляд, банальность, вопрос предельно важен. Он является основанием для дальнейшего «строительства» учебного процесса. Чтение каких-либо других пунктов этой статьи будет бесполезным, если у нас нет четкой и ясной цели в обучении иностранному языку. Поэтому прежде чем подойти к другим аспектам данного рассуждения, выделите время, задумайтесь над вопросами, представленные ниже, загляните внутрь себя и постарайтесь дать себе честный ответ на каждый из них.

• Что значит для меня знание этого иностранного языка?
• Что я хочу достигнуть?
• Как знание этого языка поможет мне достичь своей основной или большей (предполагается больше, чем сам английский) цели?

Эти вопросы полезны, как в начале обучения, так и в его процессе. Здесь важно уяснить, что изучение не должно быть самоцелью, это – средство. Изучение должно иметь четкую и обоснованную причину, а также ясно очерченный контур, т.е. границу. Мы не можем учиться «на всякий случай», «на будущее» или «для всего». Желание учиться очень тесно связанно с эмоциональной стороной нашей личности. Эмоции, как известно, изменчивы, поэтому полагаться на них в обучении не стоит. Здесь решающую роль должен играть разум, т.е. наш осознанный выбор. Наше решение должно иметь очень прочную рациональную основу, могущую противостать нашей, иногда ленивой или апатичной, природе. Понимание цели обучения, в данном случае, может сыграть для нас большую роль. Важность цели будет пропорциональна уровню мотивации в обучении. Чем больше важность, тем больше мотивации.

Если мы учимся только потому, что так хочет кто-то другой (родители, начальник, приятель, партнер по бизнесу), возможно, нам будет очень сложно мотивировать себя, если у «другого» пропадет это желание. Если мы учимся потому, что так делают все и это «модно», тогда нам нужно никуда не отходить от этих «мотиваторов», так как без них прогресс для нас очень сомнителен.

Только та мотивация, которая исходит изнутри, из наших личных желаний и предпочтений – действительно может являться ответом. Будем честны к себе. Какое отношение имеет английский к осуществлению моей основной цели? Прямое или косвенное? Если последнее, то не существует ли другого способа достижения цели? Другими словами, насколько хорошо я должен владеть английским, для того чтобы приблизиться к тому, что для меня является смыслом всей жизни? Достаточно ли для меня простое ознакомление с основами языка, так как основной мой интерес лежит за пределами данной области изучения, или же я хочу посвятить остаток своей жизни лингвистике и грамматике английской речи?

Возможно, ответ для нас более чем очевиден, нам все же стоит озвучить его для себя, или даже записать. Я, как никто другой, должен знать, что без английского мне не достичь своих целей. Итак, определите цель, назовите её (т.е. озвучьте), напишите и запомните. Именно это небольшое предложение, которое у вас получилось, будет основой и движущей силой в вашем обучении.

Управляйте!

Как только мы определили, как английский поможет вам в достижении нашей основной цели, нам следует перейти к другому, так же важному вопросу: в течение, какого времени мне необходимо освоить язык до желаемого уровня?

Будьте реалистичны. Если вы начинаете обучение с «нуля», не стоит настраиваться на большой успех в короткие сроки, и думать, что через пол года вы будете свободно разговаривать с прохожими в британском местечке Виллстрит. Свободного владения языком не стоит ожидать ранее трех лет общего обучения (с учетом 4 часов занятий в классе в неделю). Большие цели не достигаются маленькими усилиями. Эдвард Андерсен, предполагал, что те учащиеся, которые достигают больших результатов, ставят для себя большие цели, а те, кто ставит перед собой маленькие цели, соответственно, приходили к меньшим результатам. После небольшого исследования он обнаружил совершенно противоположные данные. Оказалось, что большинство из тех, кто не достигал большого успеха в учебе, ставили перед собой великие цели, а те, кто был успешен, определяли цели, которые были чуть больше их возможностей. Иногда нам хочется все сразу, или ничего вообще. Второе достичь очень просто, первого же нам не видеть как … «свою макушку без зеркала». Здесь должен быть выработан некоторый баланс.

Цели не должны быть маленькими, иначе мы не будем достаточно мотивированы. Они так же не должны быть слишком большими, чтобы мы знали, что мы МОЖЕМ их достигнуть, и, таким образом, опять же, были мотивированными.

Для сохранения должного уровня мотивации вам необходимо держать процесс обучения «под контролем». Часть проблемы обычно решается преподавателем. Весь курс обучения разбивается на несколько этапов. Вся программа делится на 6 уровней. Естественно, никто не учиться на всех уровнях сразу. После определения нашего багажа знаний и зачисления на курс обучения мы начинаем работать с определенным материалом, по программе, которая так же делиться на ряд тем (от 10 до 18 юнитов). Таким образом, наша большая задача делиться на ряд маленьких. Наше внимание должно быть направленно на выполнение вот этих «маленьких» задач в поставленные сроки. Не думать «пройти весь уровень за три месяца», но выполнить то небольшое домашнее задание с ясным пониманием и уверенным владением материала.

Нам так же важно следить за своим вниманием во время работы. Нам необходимо научиться работать на результат, а не работать, потому что так надо или мы для себя так для себя решили. Не стоит полагать, что пассивное проследование процессу обучения обеспечит нам блестящее владение языком. Ставьте перед собой конкретные цели, а так же сроки на их выполнение. Знайте свой темп. Если вы читаете обычную страницу несложного текста (2,000 символов) в течение 20 минут. Определяйте их для себя и заканчивайте чтение не позднее 20 минут. Точно так же с изучением новых слов. Если вы знаете что можете выучить 20 слов за 10 минут, не сбавляйте свой темп.

Разбивайте сложные задачи на несколько простых. Сосредотачивайтесь на одной задаче в одно время. Большинство из нас, однофункциональны. Поэтому для большей эффективности затрачиваемого времени на обучение, не стоит включать телевизор, слушать громкую музыку, разговаривать с друзьями, рисовать, играть в компьютерные игры и т.д. Это сохранит от рассеивания вашего внимания и предаст уверенности после успешного завершения задания.

Не пропускайте занятий. Чем больше вы пропускаете, тем больше вы отстаете. И вы это чувствуете. Когда вам задается на уроке вопрос, и вы не можете на него ответить, у вас возникают негативные чувства. Естественно, мы невольно, даже на неосознанном уровне, стремимся избежать подобных чувств и ищем предлога не идти на урок. В этом кроется большая опасность, так как если мы вовремя не опомнимся, на занятия потом приходить уже не будет смысла. Приходите на уроки в любом случае! Даже, если вы делаете ошибки и многое не понимаете, вы в классе не для того чтобы блистать своими знаниями. Вы в классе, чтобы делать ошибки и исправлять их. Если вы не сделали домашнее задание, вам все равно необходимо придти на уроки. Приходя на занятия, вы помещаете себя в благоприятную для обучения среду, которая будет способствовать вашему прогрессу.

Старайтесь сделать для себя задачу умеренно сложной. Если домашнее задание для вас показалось простым, во-первых, скажите об этом своему преподавателю, во-вторых, примените творческий подход, подумайте, как вы могли бы применить полученные знания в жизни. Нужно согласиться, в обоих случаях, если задание является слишком легким или слишком сложным, мы скорее будем чувствовать себя демотивированными. Обучение должно быть немного тяжелым, но все еще возможным для успешного выполнения.

Следующее, знайте свои сроки. У всех нас «только» 168 часов в неделе, независимо, кто мы, чем мы обладаем, или что мы делаем. Нам нужно знать, на что и сколько времени мы можем уделять. Поэтому точно определите, когда и сколько вы будете изучать предмет. Я знаю, все это рассуждение со всеми правилами, уже навеивает скуку, не говоря уже о попытке воплотить это в жизнь. Особенно это относится к творческим личностям. Конечно, нам нужно оставлять время для отдыха, непредвиденных ситуаций, некоторой незапланированности или спонтанности. Жизнь должна иметь свои краски. Тем не менее, если отложить какую-либо последовательность вообще, мы можем оказаться у «пустого корыта» и винить преподавателя за то, что он/она не был(а) достаточно суров(а) или себя, что небыли хорошо организованы.

Знайте, в какое время суток обучение для вас более эффективное. Если предмет дается вам с трудом, не откладывайте самостоятельные занятия на конец дня, когда вы уже ничего не способны понять, слишком уставшие и вам уже ничего не хочется, не говоря уже о языке. Делайте первым более сложную и менее любимую работу, а затем вознаграждайте себя тем, что вам больше по душе (мороженное, просмотр хорошего фильма и т.д.). Научитесь разбивать сложные темы на ряд простых. Начинайте работу с более сложных заданий, затем переходите к легким.

На занятия в классе приходите подготовленными. Иногда приходится перестраиваться с родной речи на иностранный язык. Забегайте наперед и читайте в учебнике материал, который вы еще только собираетесь проходить в классе. Постарайтесь получить хотя бы общее представление о теме, подумайте какие слова, фразы или целые разделы вам будут не понятны, сосредоточьте свое внимание на них, подумайте, как бы вы задали вопрос или участвовали в беседе.

Управление поможет нам держать свое обучение под контролем, достигать конкретных целей в рамках определенного времени, и таким образом, видеть свой постепенный и целенаправленный успех, что, как хлеб, важно для поддержки своей мотивации.

Отдых

Немаловажную роль в мотивации обучения играет отдых. К сожалению, никто из людей не является неиссякаемым источником энергии. Именно поэтому большая часть людей работает только одну треть суток. При этом отдыхает два дня в неделю и располагает одним месяцем в год на отпуск. Даже библейский Бог после всех шести дней своей работы в седьмой «почил». Хотя человеческий мозг работает без перерыва до самой смерти, нам необходимо давать ему перерывы.

Как-то один из полиглотов прошлого, знавший восемь языков, сказал, что никогда не работал более 15 минут. Перерыв на 3-5 минут через каждые 20-30 минут помогут держать наш ум свежим и острым на протяжении 4-5 часов. При этом нам не обязательно будет значительно отвлекаться от работы. Конечно, нельзя здесь определить какой-либо шаблон или формулу. Для каждого будет работать своя методика. Для одних перерывы могут быть мгновения, а для других — минуты. Главное, мы должны знать, что больше подходит к нам и применять это.

Важно помнить, что основная цель отдыха – расслабиться. Иногда мы можем достичь определенной степени расслабленности, делая что-то отвлеченное. Мы можем сделать себе чай или сделать легкую разминку. Как известно, для эффективной работы мозга требуется много насыщенной кислородом крови. Некоторые ученные говорят, что несколько простых физических упражнений повысит количество подачи кислорода в мозг на 20 процентов. Может быть, для некоторых будет достаточно просто отвести взгляд от текста, обратить внимание на окружающую обстановку, обратить внимание, что делается за окном на улице и т.д.

Для некоторых из нас может служить большой помощью применение «остановки внутреннего диалога». Ни для кого не секрет, что внутри нашего сознания постоянно происходит внутренний диалог. Это как бы общение с самим собой. Мы говорим себе, что делать. Иногда мы оправдываем себя или осуждаем. Иной раз мы пытаемся что-то понять. Так вот, цель данной практики заключается в остановке этого внутреннего диалога. Как это сделать? Очень просто – перестать рассуждать. Сидя там же за столом, облокотиться на спинку стула, закрыв глаза, мы постараемся ни о чем не думать. Легче это будет сделать, если мы сконцентрируем свое внимание на какой-то части своего тела или какой-либо отвлеченный объект вообще. Например, наше внимание, устремленное на наши руки, поможет без особой медитации остановить наш внутренний диалог.

Не стоит расслабляться, делая уборку, включая телевизор, или делая что-либо другое, что могло бы занять наш мозг работой. Продуктивный отдых благоприятствует продуктивной работе. Другими словами, хорошо работает, только тот, кто хорошо отдыхает.

Усталость – злейший враг мотивации. Следовательно, работа и отдых должны быть четко сбалансированы, и соответствовать уровню нашей работоспособности и степени необходимого нам отдыха.

Знайте, как вы учитесь

Для того чтобы быть мотивированным, большинству из нас, хотя бы время от времени, нужно переживать успех. То есть видеть, что прилагаемые нами усилия идут на пользу и окупают себя с лихвой. Однако для того чтобы учиться успешно мы должны понимать, как мы учимся. Нередко, стоит выделить время на определение того, каким образом мы лучше воспринимаем информацию (на слух, зрительно, при решении конкретных задач и т.д.); как мы запоминаем новую информацию (через повторение, впечатление, ассоциацию, построение связей, конспектирование, группирование данных и.т.); какое время суток для нас наиболее благоприятно для обучения (утро, день, вечер, ночь); учимся ли мы лучше, когда обсуждаем новый материал с кем-то или когда мы изучаем его самостоятельно; нужны ли нам «дэдлайнс» или мы все делаем в свое время; и т.д.

Это вопросы, от которых зависит успех обучения. Нам необходимо определить, как мы учимся, и как мы учимся наилучшим образом. А на основе полученных данных выработать свои личные навыки обучения, именно те, что будут работать на вас. Сделайте их своей привычкой. Учитесь эффективно в сжатые сроки. Успех вам гарантирован, и мотивация, соответственно.

Понимайте

Избегайте слепого заучивания. Понимайте и ищите смысл. Хотим мы того или нет, но наш мозг пытается понять новую информацию и установить смысловые связи с тем, что мы уже знаем. Иначе говоря, мозг идентифицирует, оценивает и «вписывает» новый материал, соответствующий раздел «базы данных» нашей памяти. Неосознанное повторение и зубрежка способны не только угасить в нас мотивацию, но и окончательно вселить отвращение к учебе. Поэтому, всегда старайтесь учитывать больший контекст, рассматриваемой вами темы. Учите новые слова в тематической связке, а также в контексте предложений. При рассмотрении материала постарайтесь найти смысл. Увидеть логическую последовательность и характерные для правила закономерности. Сосредотачивайтесь на главном, не обращайте большого внимания на второстепенные детали. Читая текст, постарайтесь последовать основной идее. Даже, если какие-то слова вам не понятны, попробуйте определить возможное значение слова исходя из контекста отрывка. Проверьте, сформировали ли вы общую картину. Видите ли вы частное в контексте большего. Если вам сложно самим справиться с этой задачей самостоятельно, то используйте помощь других, в частности вашего преподавателя.

Итак, понимайте материал. Даже если вы понимаете информацию не совсем, так как её нужно понимать, все же ищите смысл и давайте свое понимание любому материалу. Нет смысла в задании – нет смысла в его выполнении.

Оценка

Спросите себя, как на меня влияют оценки? Какие оценки действительно побуждают меня к учебе? Если вы любите получать только «5-ки» (и всем говорить об этом), — получайте их. Если для вас «5-ка» — лишнее доказательство того, что вам не обязательно сильно учиться, так как без труда получаете высокие оценки, — перейдите в более высокую группу и получайте «3-ки». Для некоторых только «2» может служить настоящим мотиватором. Только тогда, некоторые из нас начинают браться за учебу, так как иначе «выгонят».

Итак, знайте свою оценку. Постарайтесь сами дать честную оценку своим знаниям. Именно эта оценка имеет настоящее значение. Оценки преподавателя (если таковые есть) условны. Каждый в группе имеет свой «старт». У кого-то уже есть какие-то знания языка, у кого-то их вовсе нет. Кто-то легче изучает язык, кому-то тоже самое дается значительно сложнее. Поэтому мы сами должны знать насколько хорошо мы выполнили задание.

Вознаградите себя. Отметьте свои достижения. Купите себе мороженое! Это ещё раз подтвердит и закрепит внутри вас понимание, что вы можете, и главное разогреет желание продолжать обучение.

Заключение

В заключение хочется отметить несколько подытоживающих советов. Первое, «аппетит приходит во время еды». Иногда, нам нужно просто начать работать. При этом сказать себе: «Я люблю учиться!» или «Мне нравиться эта тема!» Если у вас нет желания учиться – сделайте вид, что есть. Представьте, что вы очень долго ждали этого момента. Готовились к нему. И вот, он настал – вы самостоятельно изучаете английский! Нередко это срабатывает. Второе, ни в коем случае, не делать работу по принципу «чем быстрее, тем лучше» или «и так сойдет». Постарайтесь вникнуть в саму суть. Поймите. Владейте. Импровизируйте. И, наконец, применяйте. Третье, и заключительное, если нет желания учиться – вы учитесь по-настоящему. Настоящее обучение, как борьба, происходит только на поле битвы. Легко учиться, когда есть порыв, желание и энтузиазм. Тяжелей, когда нет ничего подобного, и вы достигаете ту цель, которую перед собой ставите, не взирая на обстоятельства.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-povysheniya-motivatsii-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka, http://engmatrix.com/staty/kak-povysit-motivaciju-dlja-izuchenija-anglijskogo-jazyka.php, http://english4real.com/articles-motivation.html

98 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector