Мотивация студентов на изучение английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
130 просмотров
29 января 2019

Проблема мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей

Дата публикации: 18.07.2016 2016-07-18

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Тюрина В. В., Тюрин Р. Н. Проблема мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 574-576. — URL https://moluch.ru/archive/118/32743/ (дата обращения: 17.01.2019).

Проблема мотивации впроцессе изучения английского языка студентами морских специальностей

Тюрина Вера Владимировна, преподаватель;

Тюрин Руслан Николаевич, курсант

Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова — филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова

Настоящая статья посвящена проблеме мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей. В статье рассматривается понятие учебной мотивации и её влияние на изучение английского языка.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, изучение английского языка

Мотивация занимает важное место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности индивида. Теоретический анализ и исследования мотивации позволили сформулировать гипотезу исследования о том, что мотивационная сфера представляет собой структурное и целостное образование, обусловливающее процесс развития в целом. Актуальность исследования мотивации обусловлена возрастающим интересом к личности студента и его деятельности, изменением социального окружения каждого студента.

Процесс обучения присутствует в жизни каждого индивида, начиная с самого детства и до окончания профессионально-ориентированных учреждений, таких как колледжи или университеты. Любое изучение побуждается целым рядом мотивов, которые в свою очередь составляют структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация — это один из видов мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью и устойчивостью, это своего рода активность, которая проявляется учащимися для достижения определенных учебных целей. Ее формирование без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного обучения студента морской специальности. Актуальность изучения учебной мотивации обусловлена обновлением содержания обучения английскому языку в морском вузе, постановкой задач формирования у курсантов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, а также активной жизненной позиции [4, с. 192].

Анализ имеющейся отечественной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности. Мотивация человеческой деятельности чрезвычайно многообразна, поскольку происходит из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах она основывается на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью.

От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности студента морского вуза, объясняется выбор между различными возможными действиями, между вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении результатов в процессе изучения английского языка.

В XXI веке в процессе глобализации важной необходимостью общества является изучение иностранных языков, в частности английского языка. Однозначно можно сказать, что социальный заказ на выпускника морского учебного заведения уже давно сформирован. Это должен быть специалист в любой профессиональной области, который владеет английским языком.

Проблема мотивации часто возникает при изучении английского языка в морском вузе. Чаще всего мотивация студентов снижается от курса к курсу. Необходимо отметить, что до момента изучения английского языка в морском вузе и в самом начале обучения у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется научиться говорить на английском языке со сверстниками; наиболее привлекательной для курсантов оказывается возможность писать деловые письма на английском языке, что является очень важным в профессии будущего судоводителя, курсанты хотят читать и понимать прочитанную информацию без использования словаря. Почти у всех курсантов есть желание овладеть английским языком, уметь общаться на иностранном языке между собой, с иностранцами, как в устной форме, так через переписку. Но когда начинается обучение английскому языку, отношение курсантов резко меняется, очень многие из них разочаровываются. Ведь процесс изучения английского языка предполагает стадию накопления «строительного материала», период неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, а это, в свою очередь, отодвигает достижения целей, о которых мечталось. В результате этого происходит уменьшение мотивации, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая негативно влияет на мотивацию. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением английского языка студентами морских специальностей [1, с. 131].

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом имеются сильные мотивы, которые вызывают желание активно действовать, преодолевать неизбежные трудности, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Всё это имеет прямое отношение и к изучению английского языка в морском вузе, которое проходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к нему, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения. Студент морского вуза должен понимать, что знание английского языка очень важно для представителей морских специальностей. Эти знания позволяют успешно и без трудностей сдать тесты, которые предлагают крюинговые компании, пройти устное интервью и получить контракт на высокооплачиваемую работу на иностранном судне, не испытывать трудности в деловой переписке, читать контракты и понимать каждое слово. Морские перевозки осуществляются круглый год, и, значит, специалист, знающий язык, будет постоянно обеспечен работой. Вопрос трудоустройства сейчас очень актуален. Допуск к работе на морском судне предполагает прохождение квалификационных испытаний и знание английского языка, который в 2001 году Международная морская организация (IMO) приняла как международный. Также в равных условиях у курсанта, владеющего английским языком, повышается шанс получить хорошую работу. И уж тем более этот шанс повышается, если студент владеет профессионально направленным английским языком. Хотелось бы добавить, что хорошее знание английского языка, обеспечивает и безопасность работы в морской специальности, как показывает статистика, в подавляющем большинстве несчастные случаи в море происходят из-за непонимания друг друга членами смешанного экипажа [5, с. 102].

Существенным условием становления какого-либо конкретного учебного мотива является направленность сознания студента не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения. Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость [2, с. 32].

В настоящее время проблема изучения английского языка студентами морских специальностей играет важную роль. Молодое поколение уже поменяло отношение к этому процессу из-за реформы, происходящей в современном обществе как в России, так и за рубежом. На наш взгляд, следующие изменения наиболее значительные: в мире происходят процессы глобализации (культурной интеграции); изменение идеологических ценностей в нашей стране; расширение связей между государствами; переориентация образовательного процесса по отношению к получению образования и его ценности в реальной жизни. Все это стимулирует повышение степени мотивации в процессе изучения английского языка среди студентов морских специальностей, а также вводит понятие «владение языком» на уровне содержательного значения. Знание языка является ключом к культуре народа, говорящего на данном языке. Взаимопроникновение и взаимное влияние культур заставляет людей из разных языковых культур общаются друг с другом. Изучение языка с последующим ознакомлением с культурными и социальными ценностями — это путь взаимопонимания и сближения между народами. Исследования показывают, что студенты морских учебных заведений, которые изучают английский язык, имеют мотивацию, которая представлена преимущественно личными стимулами. Некоторые студенты имеют ярко выраженные профессиональные мотивы учебной деятельности, оценивают профессиональную важность предмета «Иностранный язык» и их интерес к нему намного выше, чем у тех, кто не стремиться получить необходимые глубокие знания и стать хорошим специалистом. Студенты, которые стремятся получить хорошие знания, характеризуются целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические и психологические силы на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности. Комплекс всех этих черт вместе с мотивацией, которая ориентируется на получение знаний, обеспечивают высокую успешность обучения.

Следует отметить, что авторитарный стиль обучения отрицательно влияет на формирование положительной мотивации у курсантов. Вместе с этим уровень внутренней, познавательной мотивации снижается, важность результатов изучения английского языка при этом уменьшается, у студентов формируется неуверенность в собственных силах. Преподаватель часто считает своих студентов объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Преподаватель отделяет себя как от учебного коллектива, так и от каждого студента в отдельности. Авторитарный стиль подавляет интерес к изучению английского языка, снижается энтузиазм в учебной деятельности, так же этот стиль препятствует творческой самореализации личности учащегося, и как следствие, студент не имеет намерения добиваться высоких результатов [3, с. 23].

Можно прийти к выводу, что на формирование положительной учебной мотивации при изучении английского языка влияет множество факторов. Необходимо понимать, что учебная мотивация является фундаментом прогрессивного роста при изучении английского языка и служит отличным помощником в достижении намеченных целей и получении достойной профессии в морской отрасли.

  1. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. — М.: Педагогика 1988. — С. 131.
  2. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ – 2003 — № 5 — С. 31–34.
  3. Зайцева М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. — С. 23.
  4. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – С. 192.
  5. Тюрина В. В., Жуков А. В. К вопросу о роли английского языка для представителей морских специальностей // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 101–103.

10 ВАРИАНТОВ МОТИВАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Вы решили изучать иностранный язык. Нашли нужные курсы и ознакомились с методикой преподавания. Либо выбрали репетитора и вместе со специалистом определили цель и составили ваш план обучения. Купили учебные пособия. Структурировали свой график так, чтобы и на самостоятельные занятия отводилось не менее часа в день. Начали заниматься, системно, регулярно, не пропуская ни урока.

В идеале все выглядит именно так. На деле оказывается по-другому.

Энтузиазм или, как принято сейчас говорить, мотивация держится на высоком уровне два-три месяца, а далее начинаются пропуски, отговорки, находятся более важные дела, да и в общем может показаться, что «жил без знания языка и дальше проживу».

Почему так происходит?

Неправильный тайм-менеджмент, скучные занятия, банальная лень. Причин можно насчитать много. Неуспехи в изучении иностранных языков также часто списывают на недостаток мотивации и вместо того, чтобы потратить время непосредственно на изучение выбранного языка, увлекаются поиском той самой правильной мотивации.

На самом деле, людям не хватает решимости изучать язык. А мотивацию всегда можно найти. Не верите? Ну вот вам 10 вариантов чудесной мотивации:

1. Лучшая мотивация, чтобы выучить иностранный язык – самоуважение! Весь мир говорит на английском. Почему бы не выучить хотя бы его?

2. Влюбиться в иностранца. Если красота регулярно спасает мир, то любовь творит чудеса!

3. Доступ к дополнительным источникам информации. Если бы вы только могли представить, сколько удивительных книг, фильмов, сайтов и т.д. станут вам сразу доступны! Стоит только выучить иностранный.

«Изучаю второй год английский язык на курсах. Пытаюсь писать научную работу на соискание докторской диссертации. Хотелось бы самостоятельно, а не только с помощью on-line-переводчиков читать интересующие меня работы на английском языке, также самостоятельно, опять же без привлечения сторонних переводчиков и знакомых, владеющих английским, переводить на иностранный язык аннотации, названия, key words к своим статьям», — делится Руслана Переславцева, руководитель информационно-аналитического управления, Воронежская городская Дума.

4. Возможность наслаждаться шедеврами в оригинале. И совсем не потому, что переводы делаются криво. Просто красоту одного языка не всегда можно передать средствами другого.

5. Расширение кругозора. «Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек», — говорил Гёте. Правда, это же высказывание приписывают и Антону Павловичу Чехову. Ну, оба были людьми великими. Так что, оснований не доверять им нет.

6. Повысить свой уровень дохода. HRы продолжают утверждать, что кандидаты со знанием английского имеют все шансы получать зарплату на 20-30% больше, чем все остальные.

7. Стать примером собственным детям. И не только примером. Наука не поленилась доказать, что детям, чьи родители владеют иностранным, изучение языков дается гораздо легче! Впитывают буквально с молоком матери:)

8. Путешествовать! Свободно путешествовать, не боясь отстать от группы и заблудиться. Бывать там, где вам хочется. И чувствовать себя человеком, потому что вы понимаете и вас понимают. Язык дан человеку не только для того, чтобы есть.

«Давно с мужем отказались от рафинированного отдыха all inclusive. Часто самостоятельно снимаем недвижимость для отдыха, имеем собственную за рубежом, особенно интересуемся Европой, где, естественно, русскоговорящих – минимум. Лучшая мотивация – понимать, что ты будешь жить в чужом городе и стране, где сложно найти русскоговорящего человека. Захочешь кушать или попасть домой – скорость усвоения языка вырастет в разы», — рассказывает Ирина Грибанова, генеральный директор рекламного агентства РАС.

9. Экономические соображения. Знание языка поможет и о скидках договориться, и лучшее время для бронирования не пропустить. Учим язык и экономим нервы, время и деньги.

10. И самая главная мотивация – время!

«Лучшая мотивация на все времена – осознание того, что твоё время безвозвратно уходит. Не важно, сколько тебе лет, двенадцать или шестьдесят, важно, что вчерашний день окажется абсолютно бессмысленным, если не оставит чего-либо для дня завтрашнего.

Раньше я полагался на переводчиков, возил их с собой по разным странам и зависел от них. Но пять лет назад моё терпение кончилось. Я вдруг понял, что даже самый профессиональный переводчик тратит время – моё время, время моего собеседника, время деловой встречи. И я начал изучать английский. У меня много друзей, говорящих на этом языке, причём, для многих английский стал вторым языком. Два иностранца всегда лучше поймут базовый язык третьей страны. И сегодня на встречах с международными партнёрами мне переводчик уже не нужен.

В этом году, например, я от лица российских учёных выступал на международной конференции по изучению прополиса в Глазго. Мой язык не был идеальным, однако профессиональное сообщество из двадцати с лишним стран поняло меня. И это – огромное достижение для человека моих лет. хотелось бы, чтобы и современная молодёжь понимала, что время зря терять не стоит», — комментирует президент группы предприятий «Тенториум» Раиль Хисматуллин.

Мотивация для изучения английского языка

Нет времени? Сохрани в

Английский — не только язык носителей, это еще и инструмент коммуникации, который каждый день использует четверть населения земного шара. Все мы знаем, что знание этого языка открывает множество возможностей в жизни: будь то работа или учеба за рубежом; новая высокооплачиваемая должность или свобода путешествовать по всему миру.

В чем бы не заключались преимущества знания, для начала нужно понять, как заставить себя учить английский язык. Самое время раскрыть все карты и подробнее поговорить о такой штуке как мотивация. Поехали!

Содержание статьи:

Нужно ли заставлять себя учить английский

Для того чтобы адекватно оценить необходимость в изучении любого иностранного языка для начала было бы неплохо разобраться с преимуществами, которые он может принести. Давайте поговорим о некоторых из них.

  • Во-первых, изучение иностранного языка повышает мозговую деятельность. Исследования показали, что люди, которые говорят на двух или более языках, более проницательные, намного решительнее и имеют отличную память.
  • Во-вторых, лучшие в мире кинокартины, песни музыкальных групп и телешоу — на английском языке. Это потрясающее чувство, когда впервые смотрите свой любимый сериал или шоу без дубляжа или субтитров.
  • И наконец, в-третьих, путешествия расширяют кругозор! Люди, которые часто путешествуют, уверены в себе и умеют получать удовольствие от жизни по сравнению с теми, кто предпочитает новым приключениям уютный воскресный вечер за телевизором на удобном диване. А знание английского языка позволяет свободно путешествовать по всему миру и при этом чувствовать себя комфортно.

Проблема насильного изучения

Выше мы указали только некоторые популярные причины для изучения английского языка. Как вы уже догадались, для каждого отдельного человека они будут свои.

Но нужно ли ради этого насильно заставлять себя учить английский — вопрос серьёзный.

В действительности, нет, конечно же не стоит, поскольку впустую потратите и время, и нервы, и средства. Тут как с брокколи: съесть, конечно, каждый сможет, да вот только удовольствия — ноль.

Чтобы самому заставить себя учить английский язык дома, в первую очередь нужно осознавать, для чего именно вы будете использовать его в жизни. Будет четкая цель — будет и мотивация для изучения английского языка.

Можно ли заставить ребенка учить английский

Многие родители полагают, что детей нужно силком заставлять изучать иностранные языки. Такой подход является неким пережитком прошлого, поскольку результат таких действий в большинстве случаев ни к чему хорошему не приводит, а кроме того может сформировать у ребенка ненависть к английскому языку.

Неудивительно, ведь навязанные увлечения не приводят к дальнейшему развитию в сфере. Детям присуща своеобразная инфантильность в поступках, поэтому, если постоянно заставлять их делать то, что не вызывает у них должного интереса, то в итоге они предпочитают делать все от них зависящее, чтобы возникало больше проблем нежели результатов.

Что же делать в такой ситуации и как мотивировать ребенка учить английский язык?

  • Во-первых, заинтересуйтеребенка. Пусть это будет какой-то чудной персонаж из параллельной вселенной, который решил посетить нашу планету. Да только вот незадача, говорить он может только на английском языке. Для детей важна история, чем ярче и детальнее она будет описана, тем больше желания будет у ребенка познакомиться с таким персонажем и, соответственно, выучить язык.
  • Во-вторых, никакихскучныхупражнений и текстов. Больше мультимедийного интерактива и веселья. Вместо обыденного и ничем не привлекательного текста, отдавать предпочтение стоит занимательным видео-сюжетам, трейлерам к фильмам и мультфильмам. А если у вас ребенок постарше, то почему бы не послушать песню его любимой англоязычной группы?
  • В-третьих, не нужно давить на ребенка и ставить ему какие-то невыполнимые задачи в виде сдачи международного экзамена через две недели или олимпиады. Дети усваивают иностранный язык в своем темпе, задача преподавателя и родителей — направлять ребенка и поддерживать живой интерес, но никак не давить.

Как найти мотивацию для изучения английского

Каждый согласится, что изучение английского — довольно долгий и трудоемкий процесс, который требует уйму свободного времени, умственных сил, а самое главное — терпения. Следовательно возникает один вопрос:

Что нужно, чтобы в совершенстве овладеть этим иностранным языком?

Как бы странно это не звучало, но ответ довольно очевиден, так как кроется он в мотивации.

Чтобы преуспеть в каком-либо начинании и не бросить это занятие на середине, каждому нужна причина, некий стимул, который побуждает и дальше делать все от себя зависящее для достижения высот.

Мотивация как правило разнится, так как потребности и желания людей тоже отличаются.

Самое время представить вам некоторые секреты мотивации для изучения английского языка:

  • Во-первых, распечатайте на бумаге вашу цель большими буквами.

Но помните, краткость — сестра таланта, поэтому долой длинные предложения. Только самое важно, например: «English. 30 minutes. Every day.» Разместите этот листок бумаги на стене или холодильнике, не забудьте и про рабочее место или монитор компьютера. Для сохранения энергии на достижение этой цели вам необходимо постоянно помнить о ней. Также, отличным лайфхаком может послужить красочная картинка рядом с надписью про английский язык, например «Las Vegas», изобилующий своими красками, безудержным весельем и бесконечным драйвом. Отличная мотивация, чтобы выучить парочку новых выражений.

  • Во-вторых, почему бы не поймать музу за хвост?

Например, вдохновением могут послужить истории из жизни удивительных людей, которые достигли той же самой цели, к который вы стремитесь в данный момент. Поэтому всегда можно прибегнуть к помощи «Google» и найти cебе для чтения блог, книгу или журнал. Благодаря этому вы не только будете больше верить в себя и свои силы, но и подчеркнете что-то новое и полезное об изучении английского языка.

  • В-третьих, заручитесь поддержкой со стороны близких друзей или родственников, которые тоже хотели бы свободно говорить на английском языке, но никак не могут начать.

Делать что-то в одиночку, порой, довольно, сложно и даже, в какой-то мере, страшно. Зато компания хороших людей всегда способствует лучшему результату и отличной мотивации. Кто выучит больше новых слов сегодня? Чтобы английский язык веселее учился, дух соревнования уж точно лишним не будет!

Заключение

Изучение английского языка — дело тонкое, так как прежде чем начать учить иностранный язык очень важно ответить себе на ряд вопросов. Надеемся, что благодаря этой статье вы сможете найти ответ, который так долго искали, а именно, где же можно взять мотивацию для изучения английского языка.

Don’t wait until you reach your goal to be proud of yourself. Be proud of every step you take.

Источники: http://moluch.ru/archive/118/32743/, http://lingvovisor.ru/intervyu/motivation/, http://www.englishdom.com/blog/motivaciya-dlya-izucheniya-anglijskogo-yazyka/

130 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector