Мотивация студентов при изучении английского

СОДЕРЖАНИЕ
128 просмотров
29 января 2019

Мотивация студентов при изучении английского языка

Место проектной деятельности в процессе обучения английскому языку, как самостоятельного вида работы

На современном этапе развития научного знания, необходимо ориентироваться на такие явления, как навыки работы самого преподавателя и мотивация обучаемых. Но эти показатели не всегда определяют деятельность студента в области получения образования.

В современный период происходит формирование единого мирового образовательного пространства посредством, в частности, гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, классификаторов специальностей в разных странах мира. Болонская декларация регулирует построение единого образовательного пространства в Европе на основе введения многоуровневой системы высшего образования и кредитно-модульной системы обучения, модернизации государственной системы гарантий управления качеством образования, разработки новых форматов документов об образовании и модернизации схем финансирования образования.

Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, актуализируют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам.

Данные процессы требуют изменения методик и обучения иностранным языкам, решения новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков. Следует иметь в виду еще один существенный фактор. С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества.

Приходится, однако, констатировать разрыв в уровне подготовки специалистов с высшим образованием и требованиями общества. Современный специалист — это широко образованный человек в какой -то конкретной области, имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации. Для современного специалиста знание хотя бы одного-двух иностранных языков — необходимое условие его профессионализма, позволяющее ему работать с информацией, а также общаться с зарубежными коллегами. Все это предполагает фундаментальную и разностороннюю подготовку, требует использования новых методов и средств обучения.

В основе обучения иностранным языкам, по нашему мнению, должен лежать деятельностный подход, что означает, что процесс обучения должен быть максимально приближен к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы, и т.д. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно или письменно на иностранном языке.

Можно выделить несколько видов проектной деятельности:

  • — по методу, доминирующему в проекте: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные;
  • — по характеру координирования проекта: явной и скрытой координации;
  • — по характеру контактов: региональные и международные;
  • — по количеству участников: личностные, парные, групповые;
  • — по продолжительности проведения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные Щербакова И.А. Метод проектов при обучении английскому языку//Педагогический журнал. 2011. №5-6. С.9-18.

Для реализации всех проектов студентам предоставляется право реализации самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы студентов является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности и формирования коммуникативной компетенции студента связан с самостоятельной работой.

В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и способность решать учебные и научные задачи.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов на занятиях английского языка заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления любой формы.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики:

  • — она формирует у обобщающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимых объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач;
  • — вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации;
  • — является важнейшим условием самоорганизации обобщающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения;
  • — является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обобщающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения.

Основным объектом самоконтроля студентов в системе их труда могут быть:

  • — планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана на основе проектной деятельности;
  • — изучение учебного материала согласно типовой и учебной программе;
  • — участие в научно-практических конференциях (по завершению проекта).

Активная самостоятельная работа студентов в процессе обучения английскому языку возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы при обучении английскому языку на основе проектной деятельности включает:

  • — значимость выполняемой студентами работы;
  • — участие студентов в творческой деятельности;
  • — внедрение интенсивной педагогики и методики обучения иностранному языку, которая предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно -деятельностные игры;
  • — участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.;
  • — использование видов контроля знаний, как накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры.

Одним из условий эффективности самостоятельной работы студентов при обучении английскому языку с применением проектной деятельности является методически рациональная организация деятельности студентов.

Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. По мере продвижения к старшим курсам активная созидательная позиция принадлежит студентам заинтересованность, самостоятельность, сознательность и активность обучающихся в значительной степени зависят от характера и организованности их деятельности, от форм и методов контроля, самоконтроля, а порой и взаимоконтроля, от их отношения к своим результатам. И чем лучше сконструирована и систематизирована совокупность знаний, подлежащих усвоению, тем в большей степени обучаемым ясны цели изучения, тем лучше и прочнее эти знания усваиваются. Беркимбаев К.М., Мухамеджанов Б.К., Акешова М.М. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов при обучении английскому языку//Международный журнал экспериментального образования. 2012. №8.с.21-26

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в основе деятельности студентов, при реализации проектов должна лежать самостоятельность. Проблема самостоятельного принятия решений и изучения материала позволит решить множество проблем, главной из которых является образование, т.е. деятельность будет направлена на углубление знаний и оптимизации процессе обучения, но эта деятельность будет проходить без участия преподавателя, что изменяет учебный процесс.

Материал по теме:
Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации слабых учащихся при обучении английскому языку.

Использование на уроках компьютерных технологий, использование личностной индивидуализации, с функциональным подходом к работе над иноязычной лексикой, с разработкой системы внеклассных мероприятий — усиливают мотивационную сторону изучения языка. К повышению мотивации можно отнести нетрадиционные формы урока, обучающие и развивающие игры, игровые ситуации, (особенно на начальном этапе обучения и в среднем звене), позволяющие сделать каждый урок интересным, увлекательным, развивающим познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся, способствующие эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивающие практическую направленность обучения; наглядные пособия, использование страноведческого материала, элементы интенсивной методики, позволяющей реализовать цели, заложенные в рамках стандарта, а также повысить уровень обученности, заложенный в стандарте, нельзя забывать про доброжелательное отношение учителя к учащимся. Многолетний опыт обучения иностранному языку позволяет сделать вывод – начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой в форме диалога. При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке. Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет повторить и прочно усвоить лексику, закрепить новые грамматические структуры и речевые обороты, лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.

Как реализация принципов может обеспечить повышение внутренней мотивации деятельности учащихся по овладению иностранным языком при ознакомлении с учебным материалом, тренировке и применении.

Ознакомление . Основным результатом ознакомления учащихся с учебным материалом и действий по его реализации является осознание его, осмысление и понимание того, какую коммуникативную задачу можно решить с помощью данного материала. Поэтому основным принципом при ознакомлении является принцип сознательности. Сознательность должна поддерживаться наглядностью, чтобы учащиеся представили, в каких ситуациях используется усваиваемый материал, для решения каких речевых задач его можно применить; аудированием, направленностью графической стороны на осмысление графических образов.

Тренировка . Основным результатом тренировки является выработка у школьников автоматизма лексических, грамматических,произносительных и других навыков. Основными принципами тренировки являются принцип активности и коммуникативности. Всякая тренировка в отрыве от ситуативной обусловленности малоэффективна. Учащимся интересно заниматься, когда они проявляют самостоятельность в выполнении действий, в решении условно коммуникативных задач. В интенсивной методике формулой обучения является обучение «в коллективе и через коллектив». Учащиеся хотят общаться. Когда работа проводится в коллективе, в группах, в парах, то у учащихся нет ощущения, что его спрашивают, а есть коммуникативный настрой, обращенность речи .

Применение . Главными принципами применения являются коммуникативность, индивидуализация и наглядность при ведущей роли коммуникативности. Функция коммуникативности это вовлечение учащихся в деятельность общения: говорение, аудирование, чтение. Функция принципа наглядности заключается в создании условий для практического применения осваиваемого материала. Функцией принципа индивидуализации является повышение речевой активности учащихся при выполнении ими деятельности аудирования, говорения и чтения. Самостоятельное чтение дома доступных по языку и интересных по содержанию текстов, безусловно, будет служить повышению мотивации.

Для повышения мотивации изучения английского языка я использую следующие пути.

1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые обучающиеся ощущали бы результат своей деятельности;

При изучении новой лексики по теме применяю следующую систему упражнений: знакомство с лексикой (презентация, карточки, иллюстрации), тренировка лексики – разгадывание кроссвордов, нахождение слов в тексте, составление из разбросанных букв, составление предложений, мини-текстов.

2) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;

Стимулирую учащихся, поощряю их ответы оценками и словесно.

4) использование на уроках аудиовизуальных средств;

Использование нескольких средств наглядности в комплексе, это и таблицы, и схемы, и рисунки, а также и презентация — современное решение вопроса. Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работ, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса, что и необходимо в условиях вечерней школы. Но нужно отметить, что каждоурочное использование ИКТ может снизить мотивацию учащихся, так как начнет считаться обыденностью.

5) использование личностной индивидуализации;

Для этого использую разноуровневые карточки для отработки и закрепления лексического и грамматического материала. Важной частью являются карточки-информаторы (включают в себя теоретический грамматический материал), которые снимают трудности при выполнении заданий.

6) разработка системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

В рамках недели иностранного языка провожу различные конкурсы, страноведческие викторины, мероприятия, в которых учащиеся участвуют с большим удовольствием.

7) большая роль в поддержании и сохранении интереса к изучению предмета принадлежит:

в) уроку – заочной экскурсии (как с использованием презентации, так и с использование иллюстраций и рассказов, которые делают сами учащиеся – только апробирую, но результат уже заметен)

8) внедрение азартных технологий не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. «Лексическое (грамматические) лото» — один из примеров использования новой технологии азартного изучения английского языка. Учебное пособие схоже, по своей сущности, с игрой «Лото», но вместо бочонков используются тематические карточки.

9) создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры учащихся в свои способности и возможности.

  • даю учащимся посильные и реально выполнимые ими упражнения,
  • вовлекаю учащихся в самостоятельную, парную, групповую работу на уроке (на основе текста: переводят в парах; разные тексты в группах; составление общего текста)

10) Именно благоприятный психологический климат, доверительные отношения учителя и учащихся в значительной мере определяют повышенный интерес к предмету.

Основная цель – добиться, чтобы пусть и не все, но большинство учащихся побуждала заниматься сама деятельность, чтобы ему нравилось говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, и тогда можно будет сказать, что у учащихся высокий интерес к изучению иностранного языка.

Работа с неуспевающими учащимися в первую очередь предусматривает индивидуальный дифференцированный подход на разных этапах урока: при закреплении, отработке и тренировке материала, при самостоятельной работе, а именно он подразумевает использование

  • карточек — информаторов (в них доступным языком дается грамматический материал, они способствуют более прочному усвоению правила, так как используются почти на каждом уроке; отсутствующие учащиеся могут самостоятельно ознакомится с ним);
  • карточки, в которых показаны образцы того, как следует выполнять упражнение, эти карточки распределяются по уровням знаний учащихся (например, слабоуспевающим нужно подставить нужные слова в предложения, учащимся со средним уровнем знаний – составить предложения из данных слов, более сильным учащимся дается только начало предложения, а окончание они должны написать самостоятельно);
  • многократная тренировка одной и той же темы, лексики (различные виды упражнений, повторение с определенной периодичностью);
  • поощрение успеха, доброжелательность, личное внимание учителя.

Как мотивировать студентов к изучению английского

Общение с коллегами на профессиональные темы не может быть скучным: всегда либо познаешь что-то новое благодаря размышлениям другим, либо в процессе дискуссии приходишь к некоторым ответам сам. Важно то, что если есть вопрос по теме, которая вас объединяет (в нашем случае — обучение студентов английскому и другим языкам), следует узнать мнение других, проанализировать подходы и сделать правильные выводы.

Александра, преподаватель английского языка онлайн школы English Voyage: «На практике сталкиваешься со студентами, которые недостаточно мотивированы, которые являются фанатами своей родной профессии, и английский для них — не загадочно-манящая конфета-награда-любовь-жизнь, а просто то, что «приходится» делать. И вопрос в том, как погрузить их в это состояние — когда не можешь жить не используя язык, когда хочется закреплять выученное и развиваться? К сожалению (к счастью?) наш мозг всегда выбирает лёгкий вариант — если у меня есть эта информация на русском, зачем три часа пытаться разобрать такой же английский текст? Могу добавить, что в полной степени я начала понимать своих учеников только тогда, когда сама начала изучать испанский несколько лет назад. Изучение чего-либо нового занимает УЙМУ времени, и если хочешь хоть немного развиваться, придётся платить за это свою цену — временем, деньгами, сном и т.д. Вопрос мотивации других людей остаётся открытым — можно привести лошадь к водопою и станцевать для неё гопак, но совершенно не факт, что она хочет и будет пить. Вопрос: как мотивировать?»

Итак, как мотивировать студентов к изучению английского? Какие способы, ухищрения подбирать, чтоб подольше удержать интерес студента к предмету изучения? Предлагаю список проверенных на собственном опыте и пережитых лично беспроигрышных вариантов поведения учителя в процессе обучения студентов иностранному языку.

Все мы ученики. И часто помним лучших учителей в своей жизни. А лучшие — это, как правило, те, кто сам горел своим предметом. И, следовательно, «заражал» своей любовью и страстью студентов. Родители, выбирая школу для первоклашки, говорят «идем на учителя». Предметы везде одинаковые, но то, КАК они преподносятся и есть секрет таких размышлений. То же самое должен испытать и взрослый студент — немного влюбиться в вас как учителя, восхищаться, удивляться вашей неиссякаемой энергией, задором, энтузиазмом! Вывод: делайте с любовью и полной отдачей то, чем занимаетесь. Знайте, что вы — незаурядная личность, сильная и уверенная в своих профессиональных умениях, способная донести просто и быстро необходимый материал урока. Тогда занятие будет пролетать, а не тянуться. И для вас, и для студента. Тогда интересные упражнения и задания будут все время в голове, вы будете ХОТЕТЬ, чтоб студент ЗНАЛ и ГОВОРИЛ на английском. Если не нравится преподавать, лучше заняться чем-то другим. Иначе студенты потратят впустую деньги, а вы — драгоценное время, здоровье и усилия.

Это, скажете вы, конечно, хорошо — энергия, задор и искры… Но ведь учителя тоже люди — и устают, и раздражаются, и расстраиваются. Как же себя организовать на каждый следующий урок? А если таких уроков 7-8 в день? Во-первых, рекомендую не уходить с головой в преподавание. Если есть возможность не работать по 10 часов в сутки, не нужно стараться объять необъятное и научить всех. Да, финансово это будут потери. Но если не позаботиться о собственном здоровье и не спать отведенные природой 6-8 часов, очень скоро придется потратить часть сбережений на иммуностимуляторы. К тому же, качество каждого проведенного урока ВСЕГДА оправдывает «потерянные» 1-2 урока. Во-вторых, старайтесь искать источники собственного наполнения себя энергией, чтоб потом ею заряжать других. А от них — получать отдачу самому. Это как замкнутый круг. Что даешь, то и получаешь. Посещение конференций, методических семинаров, образовательных тренингов, просмотр видео на инфо каналах… Да просто общение с другими учителями, обмен опытом, историями успеха студентов — это незаменимо и крайне ценно.

Еще у преподавателей существует один очень мощный источник энергии — это сам студент. Некоторые студенты в силу обстоятельств (разница во времени, например) предлагают учителю заниматься, скажем, в 6 утра.Кто-то откажется, а кто-то согласится. It depends. Но что меня может поднять и быть готовой к уроку в столь ранний час — это личность ученика. Да, рано, да, впереди целый день забот и радостей. Но я знаю, что общение со студентом, его образ мыслей и идеи, о которых он мне расскажет в ходе урока, истории из его жизни придадут мне вдохновения, натолкнут на такие действия, на которые, возможно, я не решалась ранее. И да, я встаю и веду урок. И получаю удовольствие от общения с харизматичной личностью, с человеком, который работает над собой, совершенствует себя каждый день и ловит кайф от жизни. Этим самым, не подозревая, наверное, учит и меня. Единственный момент — таких людей надо почувствовать, понять, что они тебе близки, и уметь удержать. Искусство быть учителем — это раскрыть потенциал студента, ненавязчиво подтолкнуть даже самого стеснительного и робкого к диалогу, беседе. Если вы искренни в своем деле и дали понять это студенту, вы всегда победили. Победили лень студента, победили собственную усталость или очередное «надоело» — дали новую порцию мотивации тому, кто в ней нуждается.

Ничто так не вдохновляет ученика, как вера учителя в ее/его способности и результат. Если вы понимаете, что ученик теряет интерес к изучению английского, пропускает занятия, переносит, отменяет, покажите ему, как для вас ВАЖНО, чтоб он закончил курс. Лучше, конечно, не доводить до отмен и переносов, а все время с первого урока методично замечать прогресс ученика. Хвалить — по делу, ругать — по делу. Основное — отсутствие равнодушия. Не механически прошлись по упражнениям, а прожили каждое, обыграли и устно, и письменно. Повторяйте время от времени, как вы им гордитесь, что он — один из самых целеустремленных и настойчивых в обучении. Такие pep talkи очень важны. Порой ОЧЕНЬ! Если подберете момент и ваш комплимент упадет на благодатную почву, прогресс не за горами. Подобрать нужные слова бывает непросто, но можно. Фальшь студенты чувствуют вне зависимости от уровня владения языком. Поэтому действуйте осторожно, но уверенно. То, что похвала и слова одобрения нужны всем — это 1000%! Тем более такие слова ценные от учителя, которого уважаешь и боишься потерять. Если студент ребенок — обязательна связь с родителями, которые со своей стороны также будут поддерживать ребенка.

Люди, изучающие английский, безусловно, занимаются и другими, не менее захватывающими и важными для них занятиями в жизни. Например, рыбками. Это для нас, учителей, английский может быть и развлечением, и увлечением, и работой. Следовательно, узнав о хобби студента, подыскивайте тематический материал для него. На английском, конечно. И ненавязчиво добавляйте пунктик в домашнее задание — прочитать или прослушать инфо о том, что волнует студента помимо английского. Во-первых, это дополнительный способ заинтересовать студента английским (чего мы и добиваемся), во-вторых, это может оказаться единственным домашним заданием, которое он выполнит, в-третьих, такой материал может и для вас лично быть полезным. Три зайца сразу)

Обязательно проверяйте задания, а также спрашивайте, что «английского» у них было за сегодня, за неделю прошедшую, за выходные. Помимо домашнего задания. Может, новости послушали на английском, или в соцсетях пост прочитали, или песню на английском услышали и перевели, или с другом поговорили на английском … Приучайте студентов к тому, что языком надо пользоваться, хотеть его использовать, искать способы его реализации в каждом дне. Благо, возможностей — на каждом шагу.

Собственный пример

Часто личный пример изучения языка может подстегнуть студента, подтолкнуть к тому, что мотивация возрастет, появится снова желание заниматься и делать задания. Расскажите, как вы учили язык, кто стал ключевым учителем для вас, что стимулировало вас в процессе изучения языка. Особенно акцентируйте внимание на том, что НЕ получалось. Покажите свою слабость. Это психологически поддерживает студента. Как сказал один ученик (upper-intermediate) однажды: «Я иногда СПЕЦИАЛЬНО делаю ошибку — позволяю учителю почувствовать свою значимость, поднимаю настроение таким образом». Рассказывайте, как вы преодолевали препятствия. О том, как СЕЙЧАС поддерживаете уровень (сдаете экзамены, читаете журналы, пишите статьи и т.д.). Кстати, об Александре! Успешная сдача CAE и IELTS — лучшее доказательство профессионального роста преподавателя!

Бесспорно, у каждого учителя свои лайфхаки. И любой, кто успешно занимается преподаванием хотя бы несколько лет подряд, знает, как мотивировать студентов к изучению английского. Пишите в комментариях. Буду рада общению)

Источники: http://studwood.ru/1062125/pedagogika/motivatsiya_studentov_izuchenii_angliyskogo_yazyka, http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/12/30/povyshenie-motivatsii-uchashchikhsya, http://blog.englishvoyage.com/kak-motivirovat-studentov-uchit-anglijskij/

128 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector