Нужно ли учить грамматику? Размышления студента
Наболевший для всех, кто взялся за английский язык, вопрос: нужно ли учить грамматику и в каком объеме. Любой хороший репетитор английского языка вам ответит категоричным «да» на этот вопрос. Грамматика — это фундамент любого языка, без нее вас едва ли поймут, да и выглядеть будете как туземец. Ощущать себя, впрочем, также. В английском языке шестнадцать времен, то бишь столько же способов выразить мельчайшие нюансы той или иной ситуации. Есть модальные глаголы для передачи долженствования, возможности, вероятности — этим всем нужно пользоваться.
Но послушаем репетиторов: «Вам же будет приятно, если носители языка будут делать вам комплименты, и у Вас не будет проблем с изложением своих мыслей на языке. Всегда привожу ученикам в пример музыкантов – нельзя стать виртуозом сразу, этому предшествуют многочасовые упражнения. Любой язык – это стройная система, подчиняющаяся определенным правилам построения предложения, и на ее освоение требуется время. Свободный уровень владения языком предполагает, что вы говорите на языке, не думая при этом, как это сказать, т.е., вы полностью сосредоточены на содержательной стороне речи». Это ключевой момент всего высказывания.
Действительно, когда вы говорите на родном языке, вы автоматически спрягаете, склоняете слова, употребляете времена, поэтому можно сказать, что красота родной речи — это ее выразительность. В случае с иностранным языком все немного не так: носители оценят, в первую очередь, правильность использования грамматических средств, а уже потом — красочность. Вот несколько советов, как правильно учить грамматику английского языка:
1. Пользуйтесь логической памятью, а не механической. То, что артикль — это служебное слово, которое ставится перед существительным, вам ничего не даст. Заучивая случаи употребления артикля, старайтесь понять, почему он здесь появился, и почему возникли исключения. К счастью, многие современные учебники богаты на примеры, которые позволяют в этом разобраться. Не пропускайте их — так вам будет легче понять живую речь носителя.
2. Всегда учите конструкции, а не отдельные слова. Их и запоминать проще, на самом деле, и памяти вашей будет легче — потянется ниточка за иголочкой. Самое простое, что приходит на ум: would you mind. а дальше? А дальше герундий, но не инфинитив. Таким образом, стоит выучить, например, would you mind opening the window? — и вы уже не ошибетесь ни с каким другим словом, всегда превратите его в герундий.
3. Не пренебрегайте пунктуацией. Английская пунктуация имеет свои особенности. Так, в Сети гуляет шуточная байка о том, почему после словосочетания «After dinner, the men went. » ставится запятая. Ответ на этот вопрос звучит так: потому что людям нужно время, чтобы отодвинуть и задвинуть стулья за обеденным столом. В каждой шутке доля правды: запятые в английском языке нужны для обозначения логических частей предложения, и, в меньшей степени, — для подчеркивания грамматики. Конечно, это трудно: нам бы лексику с орфографией выучить, а тут еще и запятые, и тире, и даже точка с запятой на месте пропущенных членов предложения. А еще ведь надо апострофы уметь расставлять, в русском языке апострофов нет, что осложняет задачу. Тем не менее, читая любые тексты на иностранном языке, не упускайте их из виду.
4. Старайтесь больше слушать на английском языке, желательно держа перед собой текст (например, аудиоверсию какой-нибудь английской книги). Так вы услышите все паузы, потренируетесь определять на слух разметку предложения, да и не будете ошибаться с написанием слов. Не все слова в английском пишутся, как звучат, и наоборот. Это, конечно, не французский, где фонетика особенно сложна, но казусы бывают. К тому же, иностранный язык лучше усваивается, когда задействованы несколько органов чувств. Разве что выберите определяющую для вас систему обучения: если вы визуал, сначала читайте, потом слушайте, если аудиал — наоборот. Хорошо бы еще после прослушивания разобрать текст с карандашом в руке — повторить ранее понятое. Возможно, прояснятся недостающие детали, и грамматическое правило «оживет», крепко вам запомнившись.
Нужно ли учить английскую грамматику
Нужно ли учить английскую грамматику?
Существует два полярных мнения по поводу необходимости изучения грамматики английского языка.
Первое мнение по поводу изучения грамматики английского языка можно условно назвать академическим, т.к. оно типично для английских курсов, школ и институтов. Согласно этому мнению, английский язык без освоения английской грамматики выучить невозможно, или, по крайней мере, такое знание английского языка будет безграмотным.
Второе полярное мнение по поводу изучения грамматики английского языка можно условно назвать альтернативным, т.к. оно формируется в результате неудовлетворенности результатами академического образования, и успешного прорыва во владении английским языком, благодаря самостоятельным занятиям.
Оба этих мнения в отношении необходимости изучать грамматику английского языка являются крайними и искаженными. Правильная точка зрения находится где-то посередине.
Недостатки академического взгляда на необходимость изучения английской грамматики.
В учебных заведениях изучению грамматики английского языка придают чересчур много внимания. В погоне за грамотностью забывают о том, что грамматика нужна в основном для того, чтобы контролировать и корректировать навыки свободного владения английским языком. Но т.к. работа над английской грамматикой поглощает в учебных заведениях большую часть времени, практические навыки владения английским языком остаются в инфантильном состоянии. Получается довольно комичная ситуация: седло купили – а лошадь нет, и ездить не на чем 🙂
Конечно, это делается не из-за злого умысла. Просто изучение грамматики английского языка считается самой сложной частью обучения, и поэтому, из-за недостатка учебных часов, именно ей уделяется основное время. Предполагается, что более простую часть работы – наработку практических навыков владения английским языком – ученик выполнит самостоятельно. Но! Ученики изучают не только английский язык, и свободного времени у них порой не хватает даже на выполнение домашних заданий по английской грамматике.
Недостатки альтернативного взгляда на изучение грамматики английского языка.
По окончании учебных заведений большинство учеников обнаруживает следующее:
— они с трудом читают английские неадаптированные тексты;
— они очень плохо улавливают английскую речь на слух;
— им довольно трудно говорить по-английски на свободные темы.
При этом они могут владеть грамматикой английского языка лучше, чем носители языка, которых они не понимают. А ведь они мечтали именно о перечисленных выше навыках.
Большинство при этом разочаровано машет рукой, но те, кому английский язык действительно нужен, начинают «грызть» английские тексты, вслушиваться в английскую речь, и пытаться нарабатывать свои английские разговорные фразы. При этом у них нет ни времени, ни желания на занятия английской грамматикой.
В результате, им удается достичь желаемого, и у них формируется мнение, что английская грамматика для изучения английского языка вообще не нужна. Но! Они ведь до этого изучали грамматику английского языка, и у них была база, которая позволила им быстро продвигаться вперед.
Если вы будете изучать английский язык без знания каких-либо правил, вы столкнетесь с трудностями, связанными с тем, что вам будет нелегко понять, почему некоторые фразы и слова строятся и употребляются именно так, а не иначе. Это не является непреодолимой преградой, но на самостоятельное осознание многих тонкостей английского языка у вас уйдет неоправданно много времени. Гораздо разумнее прояснять непонятные ситуации с помощью справочника по грамматике английского языка.
Разумный подход к изучению грамматики английского языка.
Для формирования разумного подхода к изучению грамматики английского языка необходимо осознать то, что грамматика английского языка вторична. Т.е. вначале возник язык, как средство общения, и правила употребления языка формировались естественным образом на интуитивном уровне. Лишь после этого люди смогли абстрагировать эти общепринятые правила и свести их в систему, закрепляющую языковые нормы. Это означает то, что не грамматика определяет язык, а язык определяет грамматику. Или иными словами, идеальное знание грамматики не дает полноценного знания языка, в то время как полноценное знание языка полностью определяет знание грамматики. Или еще по-другому, вы можете изучить грамматику от А до Я, но не сможете строить правильные фразы с точки зрения общепринятой практики. В то же время, вы можете овладеть английским языком исключительно практическими методами без непосредственного изучения правил грамматики, и при этом сможете абсолютно правильно строить самые сложные языковые конструкции.
Если вы делаете из этого вывод, что английская грамматика для изучения языка вообще не нужна, вы ошибаетесь. Наоборот. Грамматика английского языка является замечательным ухищрением, позволяющим осознавать и осваивать языковые конструкции гораздо быстрее, чем это происходит естественным образом, за счет подключения логики. Человек гораздо легче и быстрее запоминает осмысленную информацию, имеющую логическую структуру. Для человеческой памяти очень важны связи, или привязки. Если вы запоминаете какую-то новую информацию, очень важно, чтобы она была как-то привязана логически к уже известной вам другой информации, а также, чтобы она сама по себе имела внутреннюю логическую структуру. Правила грамматики дают возможность быстро выявлять такие связи и определять структуру.
Английская грамматика – это набор связей, с помощью которых вы можете быстрее и успешнее осознавать и осваивать новый практический материал. Но если из этого процесса удалить освоение практического материал и оставить лишь познание связей – получится мартышкин труд. Изучаемые связи ничего не будут связывать. Из них получится эдакое перекати-поле, которое будет бесцельно блуждать в вашей памяти, не выполняя никакой полезной работы.
Чтобы изучение английской грамматики действительно приносило пользу, ее нужно использовать по назначению, а именно, для осознания связей в новом изучаемом практическом материале. На практике это выглядит следующим образом. Вы читаете или изучаете какой-то новый английский текст. Вам попадается какой-то момент, который вы не понимаете с точки зрения грамматики английского языка. Вы открываете соответствующий раздел английской грамматики, и изучаете его ровно настолько, сколько вам необходимо для прояснения ситуации. Если при изучении английского текста у вас не возникают вопросы грамматического характера, то и в изучении грамматических правил нет необходимости, т.к. многие грамматические явления понятны на интуитивном уровне и не требуют специальных разъяснений. Это и есть самый оптимальный способ изучения грамматики английского языка. В конечном счете, вспомните, как часто вы используете правила русского языка в своей повседневной жизни, и все ли изученные правила русского языка оказались вам нужными. Так и в английском языке, нужными окажутся лишь некоторые правила, и именно их нужно при необходимости изучить. Речь, естественно, идет о бытовом уровне владения английским языком. Если вы филолог – полноценное знание правил грамматики английского языка является вашей профессиональной обязанностью.
Стоит ли серьёзно заниматься грамматикой, чтобы научиться говорить на языке?
Многие успешные полиглоты и опытные преподаватели иностранных языков сходятся во мнении, что относительно хорошее знание грамматических правил не гарантирует умение грамотно и красиво строить свою речь, особенно во время «живого» общения с собеседником. Они отмечают, что знание грамматики вторично и выдвигают на первый план практику: живое и виртуальное (форум, чат) общение, прослушивание большого объёма аудиоматериалов с участием носителей языка (аудиокниги, песни) и заучивание целых фраз вместо отдельных слов.
Давайте рассмотрим два противоположных мнения, оценим достоинства и недостатки каждого принципа изучения английского языка.
Принцип №1. Нужно ли учить грамматику английского языка и только потом начинать говорить на нем?
Этот принцип классический, именно он был положен в основу изучения английского в школах: сначала дети учили правила и только потом практиковали использование их в речи. Причем разговорной практикой занимались очень и очень мало. Возможно, именно поэтому мы сейчас имеем поколение молчунов: человек может понимать, что ему говорят по-английски, но сам не осмеливается сказать что-либо, так как его просто никто не учил ГОВОРИТЬ.
Однако такой метод обучения имеет свои плюсы: как правило «молчуны» грамотно и ловко оперируют временами и конструкциями в письменной речи. При написании предложения у них есть время на то, чтобы вспомнить соответствующее правило, написать текст и проверить возможные ошибки. При разговоре эта длительная процедура значительно затягивает речь, делает ее неуверенной, хотя и грамотной.
Зачем нужна грамматика английского языка? В ее изучении есть важный плюс: вы учитесь «чувствовать» английский язык, понимаете, какую роль в предложении выполняет то или иное слово, даже если оно вам незнакомо.
Принцип №2. Зачем учить грамматику английского языка? Главное – говорить на нем.
Принцип современный и очень модный. В его просто-таки вирусном распространении виноваты не полиглоты, как это принято считать, а те, кто неверно истолковывает их слова. Полиглоты — талантливые люди. Минус изучения грамматики в том, что непонимание грамматических конструкций влечет за собой непонимание собеседника в целом. Да и собственная речь становится довольно бедной, ведь из многих аспектов времен английского языка (группы Simple, Perfect, Continuous, Perfect Continuous, а также пассивный залог) вы пользуетесь всего тремя временами группы Simple. Не слишком ли вы «урезаете», обедняете свой английский?
Нужно ли учить грамматику английского языка или важнее говорить?
- Методика «Сначала грамматика, потом говорение» безнадежно устарела. Современные языковые курсы и онлайн-школы английского языка работают по коммуникативной методике. То есть вы начинаете говорить с первого занятия. Грамматика в таком случае изучается в контексте рассматриваемой темы. Преподаватель не заостряет внимание на четких правилах, а уделяет больше времени на отработку грамматики в процессе разговорной практики. Это оптимальная методика обучения, принятая во всем мире.
- Методика «Главное говорение, грамматика неважна» тоже не полезна для изучающих английский язык, а если говорить прямо, то она провальная. Мы подхватили мысль полиглотов о том, что грамматику учить не нужно, и теперь просим своих педагогов упрощать речь до уровня ребенка. Однако мы можем сказать совершенно однозначно: абсолютно ВСЕ полиглоты изучали грамматику, только подходы у них были разные.
Несколько принципов изучения грамматики английского «по-современному»:
- Изучайте грамматику английского языка на практике
- Слушайте, как говорят носители, и учитесь у них
- Читайте книги
- Используйте каждую возможность поговорить на английском языке и не упрощайте свою речь
- Выполняйте письменные грамматические упражнения
Вывод:
Можно выучить грамматические правила от корки до корки, но не уметь быстро и правильно строить относительно простые повседневные фразы. В то время как можно всего лишь практикой (общаться с носителями языка, читать и одновременно слушать живые тексты, рассказы, смотреть мультфильмы, сериалы и т.п.), без заучивания грамматики научиться строить сложные языковые конструкции и быстро понимать собеседника. Но при этом не стоит пренебрегать грамматикой, так как «нормированное» заучивание грамматических правил позволяет значительно быстрее освоить желаемый язык.
Стоит сказать, что речь шла о бытовом, повседневном уровне овладения иностранным языком. Если Вы лингвист, то полноценное знание грамматических правил освоенного языка — Ваша профессиональная обязанность.
Источники: http://www.study.ru/support/oh/74.html, http://www.learn-english.ru/manual/grammar.php, http://forum.jands.ru/knowledge-bases/2/articles/452-stoit-li-seryozno-zanimatsya-grammatikoj-chtobyi-nauchitsya-govorit-na-yazyike