Педагогический опыт по изучению английского

СОДЕРЖАНИЕ
184 просмотров
29 января 2019

Описание педагогического опыта по теме «Обучение иностранному языку на современном этапе»

Предметом речевой деятельности является мысль.

Язык же – средство формирования и формулирования мысли.

Мы живём в те времена, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения (в связи с всеобщей компьютеризации), и я как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

Как помочь детям преодолеть языковой барьер и повысить мотивацию учащихся в изучении данной дисциплины?

Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят. Поэтому,

к тем методам, которые уже были наработаны: систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, аудиозаписей; сначала я добавила два видеокурса для младшего, среднего и старшего звеньев, два учебных видеофильма с титрами и без, а также современные тексты и диалоги. После напряженной работы на уроке, для повышения тонуса я стала проводить минутки для релаксации, чтобы снять усталость, поднять настроение. А также разнообразить формы проведения уроков в виде тематических игр, пения, игры-команды, чтения весёлых историй.

Однако времена меняются, и на помощь приходят информационно – коммуникативные технологии. Изучая теорию, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными ИК технологиями.

Мотивация учащихся на уроках с ИКТ.

Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравиться учащимся, часто вспоминают пословицу: “Одна голова — хорошо, а две – лучше”. В результате применения ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем).

Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?

“Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить”, сказал французский просветитель Франсуа Рабле.

Целью моей педагогической деятельности является формирование межкультурной языковой компетентности учащихся и личностно – ориентированному подходу в обучении иностранному языку. Под языковой компетентностью здесь понимается способность учащихся применять полученные знания и умения.

Одна из основных целей обучения на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения иностранному языку по новым ИК технологиям.

Поэтому целью моей педагогической деятельности стало формирование межкультурной языковой компетентности учащихся и личностно – ориентированному подходу в обучении иностранному языку. Под языковой компетентностью здесь понимается способность учащихся применять полученные знания и умения.

Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?

Для достижения заданных целей мне понадобилось изучить теории современных технологий, изучить возможности компьютера, а затем использовать ИКТ в процессе обучения иностранному языку.

Для этого были поставлены следующие задачи:

  • ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ
  • освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике
  • апробировать методы ИКТ на уроках английского языка
  • анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)

Основные методы, используемые в работе:

  • проблемный (поиск программ по обучению ИКТ)
  • теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям)
  • практический (апробирование методов и приёмов)
  • эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование)

Деятельность к достижению цели.

Свою деятельность обучения английскому языку с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: “Microsoft Office Word” и “Fast Stone Image Viewer”, а также пользуясь “услугами” сканера и принтера. Сначала это были тесты, тексты с заданиями, грамматические таблички с пояснениями и примерами, карточки разговорной тематики и т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с небольшими текстами и интересными заданиями, а также поразмыслить над тестами, кроссвордами, головоломками. Одна из проблем, с которой мне приходится постоянно сталкиваться, так это переработка огромного дидактического материала теперь уже в электронном виде, чтобы найти материал для дифференцированного обучения, но для этого создана электронная картотека.

Когда в школе появилась мультимедийная обучающая программа по английскому языку профессора Хиггинса, состоящая из двух разделов – грамматики и фонетики, то учащиеся с удовольствием стали посещать компьютерный класс, где можно было поработать над своим произношением, поучить стихи, скороговорки, усовершенствовать лексический запас, потренироваться в грамматике и многое другое. Результатом таких занятий стало то, что старшеклассники выбрали разработанный мною элективный курс по английскому языку “Improving English”, тему которого предложили сами. Затем была апробирована мультимедийная программа: “РЕПЕТИТОР по английскому языку Кирилла и Мефодия” были использованы тестовые задания и задания на аудирование. Программа хорошего качества, но в связи с дефицитом времени на уроках была рекомендована как дополнительное, продвинутое обучение для сильных учащихся ( внеклассной деятельности).

В дальнейшем, после окончания курсов по ИК технологиям, я стала работать ещё и с презентациями. Дети охотно выполняли разнообразные презентации по темам страноведения: “English-Speaking Countries”, “Russia”, — в 7-х классах (знакомство с странами), 11-х классах (усовершенствование языковой практики). И, например, “The Youth Problems,” “The Youth culture”и т.д.- в 11 классе. Введение новых форм работы, в частности презентаций позволило мне заинтересовать не только будущих программистов, но и менее активные ребята вовлеклись в процесс работы, в результате чего возник новый проект — “The Youth Problems” (11-й класс). Проект объединил учащихся разных уровней. Это была серия уроков плавно переходящее в сценарий (с использованием ИКТ, мультимедийных и компьютерных программ) погружения МО гуманитариев “О вкусах спорят”, где продолжили тему о молодежи: “The Youth Culture”.

Мотивация учащихся на уроках с ИКТ.

Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применения ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем).

При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:

  • личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания
  • обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях
  • использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая – либо проблема
  • формирование языковой компетенции
  • формирование межкультурной страноведческой компетентности

В чем закономерность методики обучения иностранному языку?

Закономерность методики: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка (В.В. Краевский). К сожалению, практически все учебники иностранного языка не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет используемых методов, приемов обучения, технологий обучения. Поэтому из всего богатства разработанных в методике подходов, предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 15-20 минут. При этом важно обеспечить возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей.

Одним из таких методов коммуникативного обучения иностранным языкам является проектная методика, т.е. практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. ( Е. С. Полат “НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА”.)

Диагностика по ИКТ

Опыт проведения уроков по информационным технологиям, показал, что на уроках направления.

Пояснения

Чтобы мотивация учащихся имела бурный рост необходимо создать условия систематических занятий, уже с наработанной тактикой обучения ИКТ.

Поскольку специфика среднего этапа обучения ИЯ определяется целевыми установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность), то на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и речевых навыков.

Согласованность же СО и способов его подачи с реальными возможностями и интересами школьников способствует формированию положительной мотивации.

Общественное мнение на региональном уровне.

Как показывают опоросы учащихся, новые информационные технологии привлекают их и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе будет способствовать формированию только положительной мотивации в обучении.

Выводы. Чтобы мотивация учащихся имела бурный рост необходимо создать условия систематических занятий, уже с наработанной тактикой обучения ИКТ.

Результаты инновации.

Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику учащихся, т.е. заинтересованность в изучении английского языка, как языка прогрессивного, цифрового, компьютерного. А так как компьютер для большинства детей – игрушка, то и обучение происходит в игровой форме. Активизируется познавательная, творческая активность у детей. У детей наблюдается рост конструктивно- коммуникативных компетенций.

Формируются интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки, если:

  • работать с информацией, текстом (выделяя главную мысль)
  • вести поиск нужной информации (в иноязычном тексте)
  • анализировать, делать обобщения и выводы – лучше получается у старшеклассников
  • работать со справочным материалом
  • находить несколько вариантов решения проблемы
  • прогнозировать последствия того или иного решения
  • слушать и слышать собеседника
  • лаконично излагать мысль

Заключение.

Возможно мой опыт работы с применением информационно – коммуникативных технологий на уроках английского языка сможет заинтересовать учителей предметников, которым трудно перейти на новый прогрессивный метод работы, в связи с множеством возникающих вопросов в этом направлении.

Применение компьютеров на уроках ИЯ является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является основным фактором успешности при обучении. Существуют интерактивные программы, которые при выполнении заданий реагируют и на успех обучаемого ребёнка, и на его неудачу. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания до тренировки определённых умений и навыков.

В заключении можно сделать следующий вывод: компьютер никогда не заменить учителя, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Использование компьютера в учебном процессе хотя и проблематично, но очень важно.

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия.

Библиография

  1. Е.Н.Соловова, В.Г.Апальков. Курсы: “Развитие и контроль коммуникативных умений” Статьи из газеты “Первое сентября” №17-24, 2005-2006г.
  2. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”/ Под ред. Е.С.Полат – учебное пособие для вузов и системы повышения квалификации ,издание 2-е дополненное и переработанное, — М., Академия–2000.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

ТОП-6 авторских методик изучения английского языка

Английский язык – самый востребованный язык в мире. Для его изучения придумано множество методов, благодаря которым обучение пройдет намного быстрее и легче. Остается лишь выбрать свой и упорно двигаться к цели.

Метод Пимслера

Это пожалуй самый популярный из методов самостоятельного изучения английского языка.

Данный курс изучения английского, разработанный специально для русскоговорящих доктором Паулем Пимслером, рассчитан на деловых людей, у которых не так уж много свободного времени.

По сути, это единственный запатентованный метод тренировки памяти.

Каждый уровень состоит из 30 занятий длительностью по 30 минут.

Именно в течение этого промежутка времени, по мнению Пимслера, человеческий мозг наиболее активно усваивает новую информацию. Всего в курсе есть 3 уровня. Занятия ведут два диктора — носитель английского языка и русскоговорящий.

Особое внимание уделяется работе над произношением, а также изучению лексики, необходимой для повседневного общения. Задача студента — слушать дикторов и выполнять их задания.

Методика Дмитрия Петрова

Метод изучения иностранных языков известного полиглота Дмитрия Петрова на сегодняшний день считается одним из самых популярных.

Изучения английского по данной методике дает неплохие базовые знания, что подтверждается многочисленными отзывами учащихся.

Однако верить в то, что произойдет чудо и вы выучите язык по этому методу всего за 3 недели, не стоит. Но за этот срок, если действительно работать над собой, можно наработать неплохую базу.

Преимуществом методики является то, что она рассчитана на снятие мешающего изъясняться на иностранном языке психологического барьера, помогает раскрепоститься и ориентирована именно на улучшение разговорного английского. Базовые конструкции и общеупотребляемая лексика доводятся до автоматизма. К тому же, все объяснения довольно доступны и понятны.

Метод Ильи Франка

Эта методика особенно подойдет тем, кто любит читать и находится на начальном уровне изучения английского языка.

Он основан на пополнении словарного запаса за счет чтения книг на иностранном языке.

  • Метод реализуется путем разбивки исходного текста на части.
  • После каждой части приводится дословный перевод на русский язык.
  • Затем следует эта часть без перевода.

Может показаться, что данный метод похож на метод параллельного перевода, когда тексты размещены целиком в разных местах.

Однако метод Франка имеет несколько преимуществ:

  • перевод незнакомого слова дан в непосредственной близости от оригинала и не требует поиска,
  • есть транскрипция слов,
  • приложен лексический и грамматический комментарий с примерами.

Метод Франка привлекателен отсутствием зубрежки сложных правил и ненавязчивостью.

Если вы любите читать, то вам нужно лишь улавливать сюжет произведения. Одновременно с этим вы будете привыкать к структуре английского языка. Сам Илья Франк к недостаткам своей методики относит трудоемкость создания книг по его методу.

Коммуникативная методика Галины Китайгородской

Курс, в процессе которого будет выучено около 3,5 тысяч лексических единиц, рассчитан на 120 часов.

Форма реализации данного метода очень увлекательна и оригинальна. Перед началом обучения проводится психологический тест, по результатам которого каждому ученику присваивается роль, соответствующая его психотипу.

Например, бизнесмен, менеджер, генеральный директор. Каждый участник играет свою роль, участвуя в диалогах и обсуждениях проблем на иностранном языке.

Это помогает учащимся раскрепоститься и преодолеть языковой барьер, ведь они общаются от лица персонажей. Конечно, это не просто игра. Внутри нее участникам приходится учить слова, фразы и правила. К тому же пройденное на первом занятии повторяется на втором, второе и первое на третьем и т.д. Таким образом, в игровой форме достигаются хорошие, устойчивые результаты.

Метод Мюллера

Эта методика помогает улучшить навыки разговорной и письменной речи, чтения и говорения.

Она отличается высокой эффективностью вследствие сочетания воздействия на сознательное и бессознательное.

Метод Мюллера основан на достижениях российской и западной науки – сверхобучаемости и голографической памяти.

Сверхобучаемость позволяет ускорить приобретение каких-либо навыков в несколько раз. Она применима и к изучению иностранных языков. Чтобы запустить процессы сверхобучаемости и голографической памяти нужно: расслабиться, выпрямиться; постараться убедить себя в том, что вы свободно разговариваете на английском языке; далее, если вы все сделали правильно, должен активизироваться процесс сверхобучаемости, то есть вы сможете вспомнить и построить фразы на английском языке.

Методика Игоря Шехтера

Разработанный Шехтером курс состоит из 3 циклов. Каждый цикл включает 100 часов занятий. Между циклами предусмотрен отдых в течение 1–3 месяцев.

Во время перерыва обучаемые смотрят фильмы, читают книги на английском и т.п.

Суть методики заключается в построении диалогов без изучения сложной грамматики. Здесь не предусмотрено домашних заданий, тестов и экзаменов, так как Шехтер считает, что нужно не учить языку, а создавать условия для разговорной речи.

К достоинствам этого метода относят то, что обучение эмоционально окрашено и проходит в процессе активной деятельности. Ученики не ограничены рамками грамматических конструкций, а передают смысл того, что хотели бы сказать.

Вывод: каждый человек имеет возможность выбрать методику, наиболее подходящую именно ему. Некоторые методы в большей мере воздействуют на бессознательное мышление с помощью звуковых сигналов, многократного прослушивания и повторения, исполнения ролей и т. д.

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка

Столичный учебный центр
г. Москва

Государственное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Валуйская вечерняя (сменная)общеобразовательная школа» Белгородской области

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ТЕМА : Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка.

Автор опыта: Кочетыгова

учитель английского языка

ГКУ«Валуйская вечерняя (сменная)

Информация об опыте 3

Актуальность опыта 4-5

3. Теоретическая база опыта 6-7

4 . Технология опыта 8-12

5. Результативность опыта 13-14

6. Литература 15

Информация об опыте.

Условия возникновения опыта.

Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессиональными сообществами, требуется принятие быстрых решений. Любой человек очень часто может встречаться с необычными для него коммуникативными, профессиональными и социальными ситуациями.

Интеграция в мировое сообщество, расширение связей и контактов ставят перед российскими педагогами цель – воспитание поколения, осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.

Это повышает требования к языковой культуре учащихся, коммуникативной компетенции, созданию условий для самоопределения и самореализации.

Действие социально-экономических и политических факторов проявляется в первую очередь в отношении общества к иностранным языкам, а также в тех требованиях, которые общество предъявляет к уровню образования по иностранному языку своих граждан. Эти факторы определяют приоритеты в выборе иностранного языка и потребности в его практическом использовании как средства повседневного общения.

Знание иностранного языка становится в современном обществе необходимо в личной и профессиональной жизни человека. Все это вызывает потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими иностранными языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в материальном смысле положение. Отсюда ясно, что социальный заказ общества по отношению к иностранному языку, выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации.

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.

Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык.

Работая более 20 лет с учащимися, я постоянно стремилась рассматривать процесс обучения иностранному языку как взаимодействие обучающей системы и обучаемой. Для обеспечения этого я использую современные педагогические технологии: развивающую, личностно — ориентированную и технологию сотрудничества в процессе усвоения учебного материала. Важнейшим принципом дидактики считаю легкость и приятность учения.

За свою многолетнюю работу я столкнулась с многими проблемами:

— отсутствие ясного видения учащимися ближайших и дальних перспектив и путей их достижения;

— недостаточный временной объем для интенсивного изучения иностранного языка;

— бессистемные знания по лингвострановедению;

— отсутствие умения применить свои знания и готовности к коммуникации.

В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Именно этой проблемой я занимаюсь с 2008 года.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся — это общедидактическая проблема. В мировой практике известны различные пути решения проблемы формирования коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетенция является многокомпонентной и рассматривается как совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, действующих в федеральных программах по иностранным языкам.

Коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Ее необходимо последовательно формировать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном и на иностранном языке в единой логике.

Требования к формированию коммуникативной компетентности могут быть предъявлены в следующем виде:

Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения;

Выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;

Владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;

Владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;

Создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;

Составлять план, тезисы, конспект ;

Владеть хотя бы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности.

Содержание обучения ориентировано на развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Наиболее полно решить данную проблему учитель может, используя коммуникативную компетентность учащихся.

Сущность моего опыта заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей и готовности вступить в коммуникацию.

Формы, приёмы и методы, предлагаемые в опыте приемлемы для использования в работе учителей иностранного языка при организации и проведении внеклассных мероприятий, уроков, организации исследовательской работы.

Теоретическая база опыта

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть системой знаний, умений и навыков, но и развивать свои способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика.

Коммуникативная компетенция сегодня рассматривается как одна из важнейших составляющих готовности и способности специалистов любого профиля к успешной профессиональной деятельности. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Характерной особенностью современного этапа развития являются требования к интеграции различных составляющих целей образования для достижения шести базовых компетенций:

1.лингвистическую компетенцию, подразумевающую знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;

2.социолингвистическую компетенцию, т.е. способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, социальных ролей участников коммуникации;

3.дискурсивную компетенцию, а именно способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, строить целостные, связные и логичные высказывания различных функциональных стилей;

4. стратегическую компетенцию, т.е. вербальные — невербальные средства (стратегии), к которым человек прибегает в случае, если коммуникация не состоялась;

5.социокультурную компетенцию — знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;

6.социалъную компетенцию, а именно умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации.

Можно сделать вывод , что коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку должно учитывать особенности реального общения.

Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.

На занятиях по иностранному языку, формируя коммуникативную компетенцию, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Умения и навыки формируются только в деятельности с использованием необходимых средств и в определенных условиях, иначе говоря, в определенной среде. Таким образом, деятельность — это целенаправленные мотивированные действия с единицами быта и культуры в определенных условиях, или среде, преследующие различные цели. В зависимости от условий, существующих в определенных средах, формируются различные отношения.

Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Каждый из обучающихся достигает своих целей с помощью таких средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо и любая совместная деятельность.

В процессе обучения иностранному языку также учитываю личностные качества учащихся: темперамент, способности, жизненный опыт учащихся, мировоззрение.

Уверена в том, что исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив , который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Об этом в свое время говорил известный методист, автор учебника «Счастливый английский» В.П. Кузовлев.

Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения.

Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

1)доброжелательная обстановка на уроке;

2)положительный эмоциональный климат;

3)доверительные отношения между учителем и учащимися

Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Игра-это эффективный способ стимулировать к активности, творчеству и любопытству учащихся любой возрастной группы. Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий, характеров.

На уроках мы часто работаем с диалогами, полилогами. По теме «Путешествие» я использую такие речевые ситуации: «Представьте, что вы в Лондоне. Вы идете по улице и видите красивое здание. Вы интересуетесь у случайного прохожего, спрашиваете, что это за здание, сколько ему лет, кто архитектор». Мы учимся запрашивать информацию о том, как добраться и посетить достопримечательности города, проигрываем ситуацию с покупкой билетов, в роли гидов учащиеся рассказывают о культурно-исторических местах, обычаях и традициях стран изучаемого языка, организуем диалог культур, связывая с достопримечательностями и традициями своей страны.

По теме «Экология» проводим дискуссии и круглые столы, обсуждаем экологические проекты, строим прогнозы на будущее.
В рамках темы «Здоровье» берем интервью у известных спортсменов, делимся опытом, как вести здоровый образ жизни, рецептами здорового питания.

Необходимо использовать метод активизации личности и коллектива, который, дает возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении. Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами – парами, тройками, четверками.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога. Это мини-диалоги –поздравления с Днем рождения или праздником, вопросно- ответные упражнения, диалоги- обмен мнениями.

Убеждена, что обучению коммуникативным навыкам способствуют различные формы работы с текстом, такие задания, как: составить план текста; высказать основные мысли по плану; определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте; выделить основную мысль текста; выразить свое отношение к тексту; дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций, текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служит образцом для него. Кроме того, текст, обладая содержательной стороной, способствует получению социокультурной компетентности.

Формирование грамматических навыков играет важную роль при обучении английскому языку. Овладение грамматическими навыками необходимо учащимся, так как грамматика является основой для остальных разделов лингвистики и изучение английского языка невозможно без формирования грамматических навыков. Так как грамматический навык формируется поэтапно, то могут возникнуть индивидуальные трудности при овладении данным навыком, которые решаются индивидуально.

Коммуникативный подход к обучению грамматическим явлениям иностранного языка предполагает коммуникативно- ориентированную организацию грамматического материала и последовательность его изучения и тренировки в коммуникативной деятельности учащихся.

При работе с грамматическим материалом можно различать следующие этапы:

1) интуитивно ознакомительный;

2) сознательно ознакомительный;

3) интуитивно речевой;

4) сознательно аналитический;

5) сознательно речевой;

6) обобщающее аналитический;

Уверена, что развитие грамматических навыков будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции учащихся. Для этого мы разработали систему упражнений, которые способствуют развитию грамматических навыков, а, следовательно, повышают уровень коммуникативной компетенции.

Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения.

Диапазон типов упражнений, которые могут применяться на уроках — это такие упражнения, которые обеспечивают достижение учащихся коммуникативных целей учебного плана, вовлекают обучаемых в процесс общения и предполагают употребление таких коммуникативных процессов как обмен информацией, обсуждение, взаимодействие:

— Упражнения творческого характера;

-Упражнения по образцу;

— Мини-диалоги (работа в парах);

— Упражнения на преобразование одной формы в другую.

Предлагаемые упражнения рассчитаны на коммуникативную деятельность, развивающую беглость, а также на отработку структур. Поэтому учитель, готовясь к тому или иному уроку, имеет прекрасную возможность использовать упражнения, комбинируя их таким образом, чтобы объединить обе эти цели, т.е. выполнять языковую и коммуникативную задачу одновременно. Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, оценки событий, подачи информации, обмена личным опытом или при организации деятельности, у учащихся формируются грамматические и речевые умения.

1.Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.

2.Составьте как можно больше предложений, используя таблицу.

3.Составьте предложения из заданных слов.

4. Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму.

5.Прослушайте диалог, воспроизведите его в парах и составьте диалог по аналогии.

6. Ответьте на вопросы, используя образец.

7.Составьте предложения из слов, данных в разбивку.

трансформационные (формируют навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур)

1.Переведите предложения на английский язык.

2.Преобразуйте повествовательные предложения в отрицательные, вопросительные.

4.Преобразуйте диалог в монолог.

5. Ответьте на вопрос и задайте такой же однокласснику.

6. Догадайтесь, какие вопросы были поставлены в следующих диалогах (приводятся ответы).

7Составьте из двух предложений одно.

8.Выберите предложение, в котором подчеркнутое слово является наречием (модальным глаголом и т.д.)

1.Дополните, сократите, видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления.

2.Заполните пропуски глаголами в…..

3.Поставьте к тексту вопросы.

Примерные предложения для карточек :

1. I have been in London 4 years ago.

2. What present you got for your birthday this year?

3. He became a driver last month.

4. They haven’t built the bridge yet.

5. Nick not went to the village in summer.

6. Who brought you this book yesterday?

1. I was in London four years ago.

2. What present have you got for your birthday this year?

3. He became a driver last month.

4. They haven’t built the bridge yet

5. Nick didn’t go to the village in summer.

6. Who brought you this book yesterday?

Класс делится на несколько групп, каждая из которых получает карточки – задания. В парах они обсуждают варианты правильных предложений, записывают их себе на листок, затем обмениваются листами с другой парой в своей группе, а в конце отдают свои листы экспертам(сильным ученикам), те исправляют ошибки и озвучивают вариант, все вместе разбираем ошибки, записывая предложения на доске.

При изучении иностранного языка очень важно уметь воспринимать иноязычную речь на слух, поэтому на уроках необходимо развивать способность к аудированию. Во всех классах, практически на каждом уроке использую диски для прослушивания текстов. Преимущество этой деятельности в том, что ученики слышат не только голос учителя, к которому привыкают, но и различные голоса, произносящие отдельные слова, диалоги, тексты, улавливают интонацию.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся помогает развитию познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, создавать на ее основе новую и делают учебный процесс творческим, сжатым и целенаправленным, а учеников раскованными и активными. Уроки и внеурочная деятельность свидетельствуют о том, что учащиеся способны к активной познавательной деятельности на иностранном языке, хотя уровень владения языком у большинства учащихся остается слабым, поэтому главным фактором и стимулом в моей работе является желание учащихся включаться в деятельность на уроке, активность, познавательный интерес, атмосфера сотрудничества и желание обучающихся изучать язык.

Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования коммуникативных упражнений и заданий на уроке английского языка, поскольку развитие коммуникативных навыков на уроке является одной из важнейших задач в обучении языку. В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъём, положительный настрой, они приобретают уверенность в своих силах.

В результате использования различных методик в обучении удалось повысить интерес к изучению иностранного языка.

Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/511754/, http://www.eduneo.ru/top-6-avtorskix-metodik-izucheniya-anglijskogo-yazyka/, http://infourok.ru/obobschenie-pedagogicheskogo-opita-uchitelya-angliyskogo-yazika-393552.html

184 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector