Почему не могу учит английский язык

СОДЕРЖАНИЕ
177 просмотров
29 января 2019

Почему у вас никак не получается выучить английский?

Здравствуйте, дорогие друзья! С вами Надя Экт. И сегодня я хотела бы с вами поговорить о том, почему же у вас никак не получается выучить английский язык. Давайте рассмотрим основные причины и конкретные шаги, которые вы можете сделать прямо сейчас.

You procrastinate

Вы просто прокрастинируете. То есть откладываете это дело на потом. Нет, вы, конечно, хотите, очень хотите выучить английский язык, но ничего конкретного для этого особо и не делаете.

Есть такие люди, которые налево-направо проповедуют, как важно знать английский язык: это и окно на запад, это и новые возможности, это и развитие каких-то умственных способностей и т.д. и т.п. Но когда дело доходит до вопроса: «А ты сегодня занимался английским?», то тут сразу на ум приходит что-то вроде: «Не, английский, конечно, учить надо, но у меня же вроде и работа, и дети, и то, и сё, да и времени особо нет. А если бы было, так я бы…» и т.д. Вы наверное не раз встречали таких людей, может быть и сами когда-то так думали.

Just Do It!

Допустим, вы не из таких. Решение принято – учить, нельзя откладывать. Тут начинается подбор ручек с тонким стержнем, блокнотов с завязочками, чуть ли не специальных ламп с функцией освещения специально для изучающих английский язык. А также самых-самых самоучителей и самых-самых пособий. Некоторые люди тратят больше времени на приготовление к изучению языку, чем на само изучение языка.

“Begin while others are procrastinating. Work while others are wishing.”

William Arthur Ward

Они специально идут в магазин, тщательно изучают прилавки с предложенными тетрадями, блокнотами, ручками, карандашами, искусно выбирая принадлежности для будущих занятий, и тратят на это все огромное количество времени и даже средств. Они проводят не один час в поисках самого рекомендованного словаря или самого рекомендованного, самого лучшего самоучителя.

Хотя, казалось бы, все просто, зашел в интернет, открыл окно со словарем, открыл скайп и практикуй. Причем словарей онлайн куча, причем бесплатных и много хороших. Обычно первые пять ссылок из поисковика вполне удовлетворяют вашей потребности. То же самое и с сайтами по изучению языка.

Просто нажимайте на первый попавшийся сайт, который выскочил в поисковике. Слушайте и отрабатывайте первый попавшийся урок. Результаты есть? Изучать вам было в удовольствие? Отлично! Тогда этот метод и эти материалы вам подходят. Не понравилось? Кликайте на следующую ссылку, слушайте другие подкасты. Главное, чтобы вы начали действовать, а не читать форумы по три часа в день, а когда дело доходит до практики, то вы уже устали сидеть перед компьютером.

Но некоторые из вас, конечно же, подумают: «Да не, не правда, я же занимаюсь английским, я совсем не откладываю. Я тут зубрю-зубрю, но в голову абсолютно ничего не лезет». Конечно, в каждой ситуации будет разный ответ, будут разные методы, но давайте предположим, что вы твердо решили заниматься английским языком и каждый день выписываете в тетрадочку по 10 слов или выражений из словаря. И первую неделю все идет отлично, вы чувствуете прилив гордости, любви к себе за такую продуктивность: аж 10 слов! И на второй день вы знаете уже 20 слов, на третий – 30. Предполагается, что к концу месяца вы будете знать целых 400 слов!

Теория теорией, но с каждым днем, вам приходится все труднее и труднее уложиться в план. Постепенно вы начинаете забывать материал, да и весь процесс уже не идет так складно и с таким удовольствием, как когда вы начинали. Новые слова уже не лезут в голову так быстро и легко, поэтому их туда приходится запихивать. В большинстве случаев получается так, что примерно к десятому дню вы помните около 8 слов, выученных в первый день. Плюс 10-15 разных слов из тех, которые возможно вам просто понравились, или на которые у вас был какой-то более сильный эмоциональный отклик.

И тут вы понимаете, правильнее будет сказать умозаключаете, что английский, зараза, все-таки очень трудный и что надо сидеть (почему-то большинство людей хотят обязательно сидеть, и почему-то обязательно ночами) и зубрить до изнеможения, а то без этого английский никак не выучишь.

Is there another way?

Почему вы решили, что учить английский надо, выписывая слова из словаря в тетрадь? Потому что вас в школе так учили? А ваши учителя следовали этому методу и именно поэтому безупречно знали язык? А почему вы решили, что чтобы заговорить на английском нужно обязательно выучить все правила грамматики? А вообще в каком году вы ходили в школу? Ведь наверняка только в годы железного занавеса, может быть выработана самая лучшая в мире методика изучения иностранных языков.

Я не хочу сказать, что такой метод изучения языка неэффективен. Я просто хочу сказать, что если он вам не доставляет особого удовольствия и не приносит хороших результатов, то может быть пора его сменить? Может пора спросить себя, а действительно ли это разумная трата времени и средств? А есть ли другие варианты? Может пора попробовать что-то другое? А сидеть, пыхтеть, изучая английский язык, совершенно не обязательно.

Вот мой любимый вариант. Закачать подкасты в МР3-плеер или в телефон и слушать по дороге на работу. Или просто во время прогулки по парку. Представьте, идете вы по парку, наслаждаетесь природой и при этом испытываете чувство гордости, что работа по изучению языка кипит. И вам от этого хорошо и радостно.

Re-think your method

Допустим вы решаете сменить метод изучения языка и тут вариантов быть может очень много.

Например, если ваша цель разговаривать и понимать повседневную речь, то учить по 10 слов в день может быть немного неоправданно, т.к. вообще повседневный запас разговорных слов в английском языке достаточно небольшой, и он довольно узкий. Нет смысла учить такое большое количество отдельных слов. Например, многие слова в английском языке очень многозначны и это позволяет вам передавать неимоверное количество информации, используя гораздо меньше слов. Например, глаголы to have или to take они имеют чуть ли не по 75 значений. Это значит, что вам нужно учить 150 разных слов? Нет, не нужно. Только пару слов. Пару глаголов. Понятное дело, что надо знать выражения с этими глаголами и основные, простые и короткие предложения. Но все равно это гораздо лучше, чем зубрить уйму разных совсем друг на друга не похожих отдельных слов. Да еще и не по теме.

Если ваша цель разговаривать и понимать повседневную речь, то есть смысл учить диалоги. Ну, например, по одной фразе в день или по одному диалогу в неделю. Обязательно слушая живую неадаптированную речь, тренируя восприятие на слух. И обязательно пытайтесь повторять за носителем языка. Чтобы научиться говорить нужно, говорить, нужно начать говорить. Пусть криво, косо, с ошибками – не важно. Просто нужно пытаться говорить.

“Obstacles are those frightful things you see when you take your eyes off your goals.”

Вот подумайте, например, если иностранец будет каждый день выписывать или запоминать слова из словаря Ожегова, научиться ли он говорить по-русски? Если вы будете зубрить слова из Оксфордского словаря, то научитесь ли вы разговаривать по-английски? Скорее всего получится это не скоро. Зато вы будете наизусть знать весь словарь Оксфорда.

Я просто хочу, чтобы вы задумались над тем, что если у вас возникают трудности с прогрессом при использовании того метода, который вы используете в данный момент, то, может быть, стоит что-то поменять. И вместо того, чтобы останавливаться на каких-то негативных умозаключениях о трудностях изучения языка или о ваших способностях, стоит попробовать что-то другое. Вы можете идти к своей цели и шагами, и галопами, и советскими методами изучения, и пользуясь интернетом. Но, в любом случае, всегда прислушивайтесь к реакции вашего тела и ума во время занятий и экспериментируйте.

Eliminate your fears

Представим, что вы перепробовали разные методы, но все равно что-то английский не лезет, не идет. В чем же дело? Почему пропадает задор? Почему бесконечно возвращаются эти постоянные проблемы с самодисциплиной? Почему всегда возникают какие-то оправдания? И у всех они свои. На поверхности эти оправдания могут звучать очень даже логично и убедительно. Но давайте копать глубже, в чем же причина?

Тут я вижу две самые явные причины:

1. Вы боитесь выучить язык

Да-да, для многих это именно так. Многие просто бояться выучить язык. Возможно, вы удивитесь: как же я могу бояться выучить язык?! Совсем наоборот, я очень хочу выучить язык! Выучив язык, я устроюсь на новую работу, я буду получать кучу денег, уеду наконец-то из этой дыры. Ну, или выйду наконец замуж за иностранца и т.д. и т.п.

Хорошо, представьте, вы выучили язык до хорошего уровня, например, вы можете понимать так средне носителей и что-то там сами говорить. Теперь вы знаете язык на неплохом уровне, среднем уровне, и не применить эти знания было бы глупо, т.е. пора действовать без всяких извинений. Вы можете двигаться ближе к своей мечте, наконец-то, да? Теперь попытайтесь ответить себе на следующие вопросы, только честно.

“Fear is only as deep as the mind allows.”

А вы не боитесь, что придется искать работу в другой стране? Вы не боитесь, что вас будут оценивать по совершенно новым стандартам? А что если вы недостаточно хороши? И вот, возможно, из детства вспоминается голос ваших родителей или учителей, что далеко не придает вам уверенности, а совсем скорее наоборот убивает всякое желание даже попытаться.

А что если вас не примут на эту работу? А вам не страшно приезжать со всей семьей в новую страну, не зная законов и имея только поверхностные знания о всем том, что может произойти? Возможно, вы сейчас чувствуете себя неудачником, а когда вы выучите язык, и не оправдаете своих надежд на светлое будущее, то как вы тогда себя будете чувствовать? Когда у вас откроется столько возможностей, сможете ли вы рисковать и морально быть готовым буквально ко всему? Возможно вы ответили да, я за вас очень рада. Возможно, кому-то из вас есть над чем поработать.

2. Выучить язык – не ваша цель

Другая причина, почему все не идет так ладно и складно в вашем процессе изучения языка, это лжецель. А что если цель выучить язык совсем не ваша? Что если вы оттого, что так часто слышали от всех вокруг, что английский учить надо, приняли это себе на веру? Это происходит везде и повсюду и не только с английским языком. И вы, наверное, сами сталкивались с этим постоянно.

Например, совершенно банальный пример, одной из современных диетических рекомендаций, которая пришла мне в голову, о том, что кашу надо есть. С пеленок мы впитали, что есть кашу полезно для здоровья. А когда на самом деле после этих каш организм протестует обострением остеопороза или образованием кариеса или каких-то других проблем с пищеварением, то на эти сигналы мы обычно закрываем глаза. Потому что все же говорят, что полезно. А раз все говорят, то это должно быть так. А если не так, то я что сумасшедший быть белой вороной?

То же самое происходит с английским. Все твердят кругом, что английский нужно знать. Поэтому лучше уж буду мучиться ночами, но язык буду знать. Буду и собой гордиться, и похвастаться могу перед другими. А там глядишь сваляться на меня все другие выгоды знания языка.

Not your goal?

Допустим, ваши родители искренне желают вам светлого будущего и поэтому очень хотят, чтобы вы вышли замуж за американца, ну или иностранца, который примчится к вам на белом Мерседесе и увезет вас на лучезарные берега Калифорнии в свой десятикомнатный особняк. И в связи с этим, ваши родители вам усиленно напоминают, что знание языка это возможности, это дорога к светлому будущему и т.д. Вы, конечно, это все понимаете головой, но ваше сердце лежит к простому русскому парню, с которым мило и хорошо. И лишь вы понимаете, что Америка это, конечно, клёво, но в душе вы так любите своего Ваньку, что заморских мужчин, быть может и очень даже хороших, вы готовы отодвинуть в сторону, и с вашим любимым пройти через все трудности до конца.

Или, например, вот выучились вы на инженера, и все вокруг вам говорят, что надо ехать в Калифорнию, потому что там инженеры нарасхват. И вы тоже, вроде, понимаете, что нужно ехать в Калифорнию. И, соответственно, для получения работы вам нужно учить язык. Но когда-то в детстве вы просто обожали сидеть на скамеечке рядом со своим дедом и смотреть, как ваш дед валяет валенки. И так ваш дед увлеченно валял эти валенки, и с такой радостью вручал их другим людям. И вам так нравилось наблюдать за всем этим волшебным процессом, что вы сидели на скамеечке и думали: «Вот вырасту и непременно буду тоже валять валенки, как мой дед. С таким же удовольствием, с такой же радостью буду вручать их. И сделаю валенки маме, папе и жене, и детишкам. Да я всем друзьям сделаю самые лучшие валенки на свете».

Choose a job you love and you will never have to work a day in your life.

Вот сейчас, спустя уже много времени, вы – инженер, но до сих пор у вас в голове все крутится где-то эта картинка с дедом, валяющим валенки. И вы думаете, как же клёво было бы сидеть валять эти валенки, наслаждаться своей работой, видеть улыбки благодарных людей, когда вы будете им вручать эти валенки, да еще и будете получать за это деньги. Причем очень хорошие! Потому что ваши валенки очень ценятся. Потому что никто лучше вас и с таким удовольствием их не делает и валять так не умеет. И в то же время у вас в голове бесконечно крутится голос друзей, или жены, или родителей: «Учи английский! Езжай и учи язык! Уезжай из этой дыры!»

Каждый сам должен сделать выбор или в сторону «хочу» или в сторону «надо». И я надеюсь, что ваше «хочу» и «надо» совпадут. А некоторые учат язык, потому что хотят уехать из страны в поисках лучшей жизни. Их посещает мысль такого типа: «Здесь же полный дурдом, здесь же в этой дыре я даже не смогу, не хочу ничего начинать, здесь полная коррупция, развалюха, и т.д. Вот выучу язык и поеду в Америку, буду бизнесменом, буду иметь и дом, и машину, и трава у меня будет стриженая, и на улицах вокруг будет чисто».

Я не знаю, откуда у вас появился такой стереотип, что как только приезжаешь в США находишь работу, то тебе сразу начинают платить кучу денег, дают дом, машину и жизнь становится счастливее. Сейчас существует очень большое количество законов, которым нужно следовать, чтобы открыть свой бизнес. Зачастую очень много! Слишком много законов и достаточно жесткие штрафы, большие штрафы за их нарушения. Еще труднее удержать этот бизнес на плаву. За последние пять лет страна очень сильно изменилась во многих планах, поэтому сверяйте свои планы, которые у вас были со школы с настоящим временем. Так что, может быть, их стоит пересмотреть.

Возможно, вместо изучения языка с надеждами на лучшее будущее в другой стране стоит спрыгнуть с дивана, отложить учебник в сторону и начать воплощать свои бизнес идеи в жизнь прямо сейчас и прямо в своем городе. Я не хочу вас отвернуть от вашей мечты. Я думаю, что бояться и не действовать гораздо хуже, чем действовать и ошибаться. Я просто хочу, чтобы вы задумались по этому поводу. Моя задача в том, чтобы вы обратили на это внимание и наконец-то определились со своей целью. Для чего же вам нужен английский язык? Действительно ли он вам нужен?

Сразу вам скажу, что если вы решили учить, а сами не особо мотивированы, то работа предстоит вам не из легких. Если учить язык вам не в радость, то далеко и быстро вы наверное не продвинетесь. Поэтому очень важный пункт – разобраться со своими страхами и желаниями. А затем уж я вам помогу и с методом и с поддержкой, поддержка в группе тоже очень важна. Я хочу напомнить вам, что вы не одни на этой стезе.

Итак, подведем итог, почему же у вас никак не получается выучить язык?

Set your goals

Первое, что вам нужно сделать, это сначала понять, действительно ли вам нужно учить язык, и зачем именно.

Второе – это перестать просто мечтать и начать уже действовать в направлениях ваших целей.

Ведь по суть английский это не цель, а средство достижения цели. И каждый раз, когда вы открываете какое-то пособие, спрашивайте себя, а приблизит ли это меня к цели? Как этот материал может мне помочь в достижении моей цели? Если, например, вы ищете работу, то нет смысла начинать с уроков про еду, начните с изучения простых диалогов с формальным языком, изучите правила составления резюме, выбирайте уроки, которые обсуждают рабочий этикет, например. Если хотите замуж за американца, ну или иностранца, не важно, то учитесь, как рассказывать о себе и как описывать какие-то качества характера, которые вы цените в мужчинах, как благодарить, как подбадривать мужчину, как прочитать рецепт пирожков, то как бронировать отели оставьте на потом. Я думаю ваш жених обязательно об этом позаботится.

Don’t give up

Ну и третье, если ваш прогресс не так уж заметен, то возможно стоит поменять метод изучения, не стоит отчаиваться и говорить о том, что у вас нет никаких способностей к языкам. Это все чушь!

  • Опубликовано в: Вебинары
  • Метка: Nadya Act, советы

14 comments Написать комментарий

Я считаю главной проблемы в сложности изучения – это цель, либо нежелание усваивать материал. Я по себе помню, что в школе меня мама из-под палки заставляла ходить к моей учительнице домой на дополнительные занятия по английскому, я так сопротивлялась и очень долго усваивала даже самый простой материал.

  • Ответить
  • valeribelyaev
  • 8. May 2015 @ 21:50

Самый верный способ выучить английский – погрузиться в языковую среду. Путешествовать – это очень дорого. Записывайтесь в волонтёры и изучайте английский! Недорого и воспоминаний потом море!

В волонтеры как это.

  • Ответить
  • Лариса Барышева
  • 27. July 2016 @ 00:40

Целиком и полностью согласна.

Проблема в изучении языка в том, … то мы его НЕ УЧИМ.
Только регулярные занятия могут привести нас к результату.
Предлагаю каждый день писать небольшой текст о погоде, фруктах, овощах, собаках, странах, мечтах и сновидениях) Но тут возникает проблема в том, что мы будем допускать много ошибок, которые никто не исправит … Ведь никто не хочет изучать язык с ошибками.
Сервисы вроде lang-8.com или livemocha.com решают эту проблему.
Достаточно написать небольшой текст и опубликовать. Через мгновение появятся люди, которые помогут исправить ваши ошибки в тексте на английском языке. Работа таких сервисов построена на взаимовыгодном сотрудничестве. Вы, в свою очередь, исправляете ошибки в русском языке тем людям, которые изучают наш язык. Удачи всем! Дорогу осилит идущий.

Не могу выучить английский язык, уже руки опускаются. С американским мужем конечно проще было бы))

Спасибо за текстовую версию! Знаю о Наде давно. Очень нравится ее подача. Такой оптимистичный и легкий подход к изучению языка. Мне язык очень нужен для работы. Действительно, есть такой феномен как страх успеха. Мне кажется, я боюсь выучить язык и перейти на новый уровень. Это подсознательный страх и от него нужно избавиться. Спасибо за ваш труд! Татьяна.

  • Ответить
  • Maria Bakhman
  • 29. April 2018 @ 08:33

Спасибо огромное! Надя просто супер! У нее талант все раскладывать по полочкам.

У меня прогресс в английском начался когда я начала заниматься каждый день и главное (!) ПОВТОРЯТЬ в тот же день (лучше вечером перед сном) пройденный материал. Иначе в одно ухо влетело – в другое вылетело, на утро и не вспомнишь что выучил. Ну и на следующий день надо повторять. Два раза повторишь, значит точно запомнишь. Повторение – мать учения.

Спасибо за такие прекрасные уроки! Надя точно подметила, что многие дальше желания не идут. Вот и у меня вроде бы есть цель, но так тяжело себя заставлять учить английский. Все уже перепробовала. Посоветуйте как заниматься в удовольствие и не бросать?

  • Ответить
  • Наталья Грачева
  • 6. May 2018 @ 10:37

Английский достаточно прост в изучении. Говорю как человек, владеющий 4 языками. У вас не получается его выучить потому что:
1. Не захотели ПО-НАСТОЯЩЕМУ его выучить
2. Еще НЕ НАЧАЛИ его учить))

  • Ответить
  • Flash Gordon
  • 9. May 2018 @ 18:24

Моя девушка американка итальянского происхождения, английским владеет в совершенстве. Учусь от нее в повседневном общении. Мне английский дается куда проще, чем ей русский)

Моя цель – в короткие сроки начать говорить и понимать носителей языка, а так же понимать и уметь читать современные материалы на английском языке. А главное, превратить “надо” в “ХОЧУ, МОГУ и ДЕЛАЮ!”

Каждый день собираюсь заняться английским и каждый день куча важных дел наваливается.

Почему россияне никак не могут выучить английский язык

Чемпионат мира показал, что с английском языком у жителей России дела обстоят по-прежнему плохо: и работники сервиса, и даже волонтеры зачастую разговаривали с болельщиками на громком русском – понятно, что чем громче, тем лучше должны понимать. Что делать, чтоб ситуация изменилась? – спросили мы у специалистов.

Мотивация – и ничего больше

Доктор филологических наук Валерий Ефремов говорит, что ответ все тот же: мотивировать. Осталось выяснить – как.

– Неужели до сих пор у нас мотивации для изучения английского не хватает?

– В советские годы равнодушие к языкам было очевидным из-за железного занавеса. Рядовой школьник был мало мотивирован на изучение английского. Даже немецкий казался предпочтительней: в соцлагере была хотя бы страна под названием ГДР, и существовала мизерная возможность туда попасть. А англоязычные страны были закрыты – зачем тогда их язык школьникам? И ученики читали Morning Star, Moscow News, будучи уверенными, что зря тратят время. В то время как в Европе конца ХХ века воцарилось представление о том, что любой образованный человек должен знать не только английский, но и второй язык. Впрочем, нельзя сказать, что абсолютно все европейцы говорят на английском. Недавно в Дрездене я пытался найти вход в продуктовый магазин и по-английски задал вопрос молодой немке с пирсингом, но та перепугалась страшно. Очень мне напомнила наших русских людей, которые пугаются, когда к ним обращаются на улице на иностранном языке. На Сицилии, в информационном туристическом центре Катании, работает очаровательная старушка, и она не знает английского. Видимо, ее сектор работы – только итальянские туристы. Сравните с финнами. Спрашиваю в Хельсинки у финского продавца, не продаст ли он мне книгу подешевле. Он отвечает по-английски, что дешевле будет только украсть. То есть он не только владеет иностранным языком, но и шутит на нем.

– Как это финнам удается?

– Здесь много разных факторов срабатывает. Скандинавам помогают англоязычные фильмы, которые у них идут без дубляжа, с субтитрами. А еще их не запугали, как нас в школе, что владение английским подразумевает необходимость говорить на нем как минимум о Шекспире. На Западе считается, что человек уже владеет иностранным языком, если может зайти в магазин и попросить килограмм слив. А разговор о литературе – это уже уровень высокого образования. В итоге в России многие учили язык лет десять, а все равно боятся открыть рот.

– Может, нам способностей не хватает?

– Нет, так сложилась наша история. В черной Африке, например, почти каждый человек билингв – знает племенной язык и государственный, но если нужен социальный лифт, то он обязательно выучит бывший имперский язык: французский, португальский, английский. В определенном смысле то же можно сказать и про Среднюю Азию: знание русского языка позволяет найти более оплачиваемую работу в той же России.

В Армении, которая после распада СССР оказалась в изоляции, по-прежнему хотят дружить с Россией и не пренебрегают русским языком. В Грузии существует установка на туризм, и туристов из России очень много: в сфере сервиса там русский не уступает английскому. Зато азербайджанцы больше ориентированы на Турцию, поэтому с молодежью скоро придется объясняться на английском, русский они уже не учат.

А у нас социальные лифты с языками не связаны. Интересно, что после вхождения в ЕС республик Балтии и Болгарии русский язык стал пятым по распространенности иностранным языком в ЕС. Про это не принято много говорить в Европе, чтобы не превозносить Россию лишний раз, но это так. Взрослым жителям Прибалтики удобней говорить между собой на русском.

В Западной Европе, если оценивать население в среднем, можно выделить такую тенденцию: чем богаче страна, тем больше там будет англоговорящих людей. Чем она патриархальнее – тем меньше. Ну зачем греческому фермеру учить английский, если он всю жизнь проработает на своей ферме в 100 километрах от ближайшей автодороги?

– У нас не ферма, а Петербург. Почему у нас продавцы не могут ответить на элементарный вопрос: «Хау мач?»

– Но ведь отвечают в итоге! Вопрос понимают, а ответ показывают на калькуляторе. Ну не было мотивации учить язык даже перед чемпионатом. И когда он кончится, ничего не изменится, поскольку 75% населения не имеют действующего загранпаспорта. Кстати, многие из тех, у кого есть и паспорт, и шенген, довольствуются шоп-турами в Финляндию, а здесь английский язык тоже не особенно и нужен. Интенсивно учат те, кто собирается учиться, условно говоря, в Оксбридже.

– Почему у нас в широких массах не появилась установка: знать язык – престижно и выгодно?

– Полиглоты тоже разные бывают. Помните купчинскую старуху, которая расчленила несколько человек, а в промежутке между убийствами вела дневник на трех языках?

А если серьезно – мы все учили языки, но знаем их на уровне Мутко как раз потому, что не применяем теорию на практике. Сейчас даже маленькие дети учат язык на южных морских пляжах. Они еще в песочнице общаются на лингва франка с иностранными детьми – и есть надежда, что так у них появится мотивация, а страха не будет. Кстати, вы помните, как эта депутатка, которая инициировала закон о недоносительстве, говорила, что иностранные языки в школе надо серьезно уменьшить, потому что их изучение подрывает наши традиции?

– Яровая?

– Да. Если завтра английский язык запретят – думаю, появится мощный стимул для его изучения: запретный плод манит. Если кто и учил в 60-е годы язык не из-под палки, то это стиляги с их пластинками на рентгеновских снимках. Потом их сменили фарцовщики. Вряд ли язык в школах сильно ограничат, а вот кинопрокат ограничить могут. И будем мы смотреть пиратские копии в Интернете, которые могут быть не дублированы, а титрованы. И это станет хорошим подспорьем.

– От государства помощи не дождемся?

– В Китае я видел, как обучали английскому языку жителей Пекина: каждое воскресенье собирались на больших площадях и скандировали: «Май нейм из Сяо, ай лив ин Пей чин».

– В каких европейских странах еще плохо с английским?

– По официальной статистике, в ЕС хуже всего дела с английским обстоят в Болгарии и Венгрии. Исходя из своего опыта, добавил бы еще Албанию.

– Какие еще бывают мотивации?

– Знаю одну даму, не гуманитария, которая выучила португальский только потому, что была влюблена в Роналдо.

Владеть языком – это владеть языковыми клише

Светлана Друговейко-Должанская, филолог, член Орфографической комиссии РАН, говорит, что в своем незнании языков мы не одиноки: у китайцев дела еще хуже.

– Я полгода преподавала в Пекине русский язык, и мне казалось, проще выучить на бытовом уровне китайский, чем искать людей, которые понимали бы, о чем я спрашиваю по-английски. Мой молодой коллега написал недавно, что испытал чувство глубочайшего стыда, когда остановил немца на улице, что-то его спросил, а тот начал извиняться за свой плохой английский. У коллеги был уровень professional. Но тот немец знал язык лучше…

В школе и вузе языку учили люди, которые и сами за границей никогда не бывали. Разбуди их ночью и заставь написать таблицу времен – сделают. Но быстро переключать в голове тумблер: наш – не наш язык, они не могут. Все привыкли составлять в голове фразу на русском и переводить ее на иностранный. А на самом деле владеть языком – это владеть языковыми клише, а не переводить последовательно слово за словом. Честно говоря, я только французский язык знаю на таком уровне, другие – нет. Что касается пресловутого тумблера – то, конечно, чем чаще его включать, тем дольше он не ржавеет. Однажды я гостила в Германии и общалась с хозяевами так: они со мной говорили на немецком, а я им отвечала на французском. Я просто не заметила, что «включен» не немецкий. Заметила через два дня, перешла на немецкий, а друзья были поражены, они думали, что это я за два дня его выучила.

– Если бы Петербург посещали миллионы иностранных туристов, наши язык знали бы лучше?

Правильней все-таки ездить за границу самим.

Министерство мешает

Ольга Вольфцун, переводчик и преподаватель, винит в проблеме ЕГЭ.

– Подготовка к сдаче экзамена начинается буквально с пятого класса. Ребенок не успевает освоиться со вторым языком, а от него уже требуют, чтобы его ответ соответствовал коммуникативной задаче. Когда вас спрашивают на улице, как пройти к Гостиному двору, вы не будете составлять ответ по правилам, утвержденным Министерством образования. В условиях школы этот навык учитель – хороший учитель – тренирует разве что подпольно. У него нет ни времени на это, ни благословения программы. Надо готовить к ЕГЭ все время. Вторая проблема – учебники. Они избыточны и не рассчитаны на работу в большом классе. И опять же – нацелены на сдачу экзамена. К тому же лучшие из них предполагают владение коммуникативной методикой, которой в современной школе и не пахнет. Какой смысл брать новый учебник и делать по нему то, что все учившиеся в советских школах так ненавидели? Подчеркивать предложения из текста ручкой и учить их наизусть слово в слово? Никакой коммуникации план урока не предусматривает. В лучшем случае – разыгрывание диалога, который дети учат дома.

– Современные дети более мотивированы, чем их родители?

– Нет. Зачем учить что-то, когда не видно смысла? Учитель говорит в классе по-русски, есть гугл-переводчик, все дублировано. Изменить ситуацию можно, приглашая в школу больше иностранных специалистов. В мире столько людей, которые хорошо относятся к России, что найти носителей языка, способных работать в школе и не навредить детям, вполне возможно. Безопасность страны это не подорвет. Школа должна быть не только безопасной, но и эффективной. То, что родители в массовом порядке нанимают репетиторов, говорит о качестве школьного образования в первую очередь. Нужно больше поездок и больше школьных обменов.

Кстати, учителя тоже должны ездить по обмену. Учителя больше учеников страдают: попали между молотом и наковальней, и хотели бы учить так, чтобы научить, но ни программа, ни ЕГЭ, ни надзорные органы не дают. Не хватает часов, а за приобщение к культуре страны изучаемого языка можно лишиться работы. Помните скандал с увольнением учительницы, которая вместе с детьми смотрела «О дивный новый мир» Хаксли? Сами учителя не контактируют с носителями языка, их профессиональная подготовка никаким международным стандартам не соответствует. В России существует меньше пяти центров, где можно получить международные сертификаты CELTA и DELTA, причем стоимость этих программ явно не по карману учителю. Учить должны те, кто имеет практический опыт работы с языком. А министерские методисты умеют работать только с министерскими циркулярами. От переводчика-практика, даже если по основной специальности он инженер-электротехник, будет больше пользы при обучении, чем у называемого дипломированного педагога.

– Что еще не так в образовании?

– Например, тотальный контроль. В English as Second Language (языковая школа) есть такое понятие как автономность учащегося. Это значит, что ученик не придаток учителя, а имеет право ставить свои собственные цели, задачи и намечать, как именно он будет изучать язык. В обычной школе за это наказывают. Большинство репетиторов сталкиваются с ситуацией, когда приходится объяснять ученику, что учитель в классе ошибся, но не надо с ним спорить, потому что дороже выйдет. Дети в итоге учатся жить по двойным стандартам.

– Есть страны, где английский развит хуже?

– Это страны Средиземноморского бассейна. 30 км от Рима – чувствуешь себя Индианой Джонсом. Почему? Английский не нужен людям, которые не работают в туриндустрии, международных компаниях. Зато многие знают французский, испанский. Если бы жители России знали украинский, белорусский, польский, эстонский, финский – языки наших соседей, – тогда бы вопроса не возникало. Но – увы.

Нина Астафьева

Социология

В 2014 году «Левада-центр» провел исследование и выяснил, что 70 процентов россиян на вопрос «Каким иностранным языком вы владеете?» отвечают, что никаким (в 2007-м таких было 75%, т.е. ситуация улучшается). 13 процентов заявили, что могут с трудом объясниться. И только 11 процентов дали ответ «Владею английским». По 2 процента получили немецкий и испанский, 1 процент – украинский.

Индекс владения английским языком среди неанглоязычных стран – 2017

Почему не могу выучить английский: 7 мифов, мешающих освоить язык

Не получается выучить английский? Не запоминаете иностранные слова? Не можете говорить на изучаемом языке? Возможно вам мешает ряд заблуждений и отговорок. Существует огромное количество отговорок, которые мешают учить английский язык: «нет способностей к языкам», «надо в детстве было начинать», «это нужно в Англию или Америку ехать…» и куча других. На самом деле это лишь мифы, которые мы решили развенчать.

Самые распространенные мифы, мешающие учить английский язык

Миф 1: Для изучения иностранного языка необходимы особые способности и высокий уровень IQ

В таких странах как Швеция и Нидерланды иностранным языком владеет большинство населения. Неужели там все без исключения родились со способностями к языкам? Конечно же нет! Более того, английским владеют практически все спортсмены международного уровня и продавцы сувениров, но далеко не все академики. Все потому, что во время изучения языка первоочередную роль играют мотивация, возможность для практики, вложенное время и усилия, а также выбор эффективного метода обучения.

Миф 2: Дети лучше изучают язык, чем взрослые

Существуют исследования, которые утверждают, что дети быстрее и легче взрослых изучают язык. Однако не потому, что они более способные – просто дети по-другому подходят к изучению языка.

В отличие от взрослых, они «поглощают» иностранный язык, не слишком задумываясь над правилами и логикой. Они меньше боятся говорить и ошибаться, и это является одной из причин, почему изучение языка дается им легче.

С другой стороны, ученые обнаружили, что благодаря дисциплинированности и систематическом подходе взрослые на самом деле быстрее прогрессируют в освоении языка. Они способны понять и использовать сложные грамматические структуры, изучить большее количество новых слов и быстрее пройти определенную тему. Поэтому опять же, ключевыми факторами при изучении языка является мотивация, возможность для практики, вложенное время и усилия, а также выбор эффективного метода обучения.

Миф 3: Проживание в иностранной стране гарантирует изучение языка

Так считают многие люди, однако – кое-где эмигрантов в Америке не владеют английским языком в совершенстве даже после 20 лет жизни там. Многие из них продолжает говорить с сильным акцентом и десятилетиями делает те же ошибки – например, “He help you?” вместо “Did he help you?” или “I call you” вместо “I will call you”.

Причина в том, что иммигранты за пределами повседневного общения часто не прилагают усилий для улучшения своих знаний. Они не чувствуют в этом потребности и их уровня английского вполне хватает на бытовом уровне. Этот пример свидетельствует о том, что для многих становится неожиданным открытием: проживание в иностранной стране не означает, что ты автоматически освоишь язык на высоком уровне и будешь иметь хорошую грамматику, произношение или большой словарный запас вне необходимого в быту.

Также важно помнить, что носители языка, с которыми ты будешь общаться, обычно не будут исправлять твои ошибки из вежливости. Поэтому, даже проживая в другой стране, нужно продолжать уделять внимание ее изучению.

Основные преимущества в изучении языка в другой стране в том, что там больше возможностей для практики и там есть языковая среда. Однако сейчас, имея достаточную мотивацию и доступ к интернету, ты можешь создать эти возможности и у себя дома.

Миф 4: Посещение языковых курсов достаточно для изучения языка

Освоение грамматики, произношения, словарного запаса, а также навыков аудирования и чтения требует значительного времени, повторений и практики, что просто невозможно в классе. Кроме того, разные ученики проходят материал с разной скоростью и требуют разное количество практики. Поэтому, если ты изучаешь английский язык в группе, советуем дополнить свое обучение современными технологиями. Компьютер – терпеливый и бесплатный репетитор, доступный в любое время.

Миф 5: Учебника достаточно для изучения языка

Любой учебник по General English содержит количество материала, достаточное для только для ознакомления с конкретной темой. Для того чтобы действительно изучить и отработать различные аспекты языка, нужно для каждого из них отдельно подбирать ресурсы и некоторые из них гораздо эффективнее для изучения, чем учебники.

Например, упражнение по грамматике лучше делать онлайн, чем в тетради, так как сайт автоматически его проверит и укажет на ошибки. Новые слова намного быстрее и удобнее учить с помощью мобильных приложений, а лектор с Youtube обычно объяснит тему по грамматике понятнее и интереснее, чем параграф в учебнике.

Миф 6: Лучший способ учить иностранный язык – просто говорить

На самом деле мы учим язык за счет чтения и слушания. Именно так мы получаем новые слова и грамматические структуры. Зато, через разговор и письмо язык мы практикуем и используем. Поэтому для того, чтобы хорошо и правильно говорить и писать, нужно сначала много читать и слушать.

Миф 7: Ошибки недопустимы

На самом деле все зависит от ситуации. В ситуации, где вы используете язык, например во время разговора с иностранцем, главным является передача информации. Поэтому лучше говорить с ошибками, чем заставить собеседника несколько минут ждать, пока вы правильно построите предложение и подсмотрите в словаре точный перевод слова. А вот в ситуации, где вы работаете над языком, например во время урока, следует в первую очередь думать, как сказать предложение правильно, ведь ошибки очень легко закрепляются и запоминаются.

Впрочем, это далеко не полный перечень ошибочных представлений об изучении языка, которые можно перечислить. Но мы уверены: если у тебя есть достаточная мотивация для изучения английского, ни один миф и стереотип не станет помехой!

Источники: http://englishclassroom.ru/webinars/pochemu-u-vas-nikak-ne-poluchaetsja-vyuchit-anglijskij.html, http://gorod-812.ru/pochemu-rossiyane-nikak-ne-mogut-vyiuchit-angliyskiy-yazyik/, http://prizmaznaniy.ru/pochemu-ne-poluchaetsya-vyuchit-anglijskij.html

177 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector