Повышение эффективности изучения английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
124 просмотров
29 января 2019

Повышение эффективности обучения иностранному языку

За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета «иностранный язык» в содержании образования в российской школе. Все более осознается потенциал этого предмета, его огромная роль в решении задач образования и воспитания личности. Основной стратегией обучения провозглашен системно-деятельный подход, который отвечает требованиям информационного общества, инновационной экономике, задачам построения российского гражданского общества, на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, склонностей, возможностей, психологического здоровья.

Специфика иностранного языка определяется тем, что он существенно отличается от любого другого учебного предмета. «Учи, учи, никогда не выучишь», «Мне язык не дается», «Все равно говорить на нем не придется» и т.д. – эти и подобные высказывания учеников достаточно известны.

Язык по определению В. Гумбольта, — это душа нации, в нем запечатлен весь «национальный характер». С другой стороны язык является важнейшим средством выражения мысли. Мысли по положению Л. В. Щербы «отливаются» средством языка. В силу этого любой другой язык неизбежно сталкивается с это проблемой. Задача учителя иностранного языка состоит не только в том, чтобы предвидеть характер этого столкновения, но и управлять им.
Осознавая, что современная школа – это творчески работающий учитель, я определила для себя общую стратегию обучения на основе использования конкретных приемов и современных технологий.

Целевая ориентация моей профессиональной деятельности: «Учить учиться».

  • дать прочные знания
  • развить в детях творчество
  • выявить и развить индивидуальные способности
  • воспитать стремление к познанию; толерантную, духовно богатую личность
  • воспитать психологически здоровую личность

Каждый изучавший английский язык наверняка помнит о нелегком периоде овладения английским произношением, ведь предстоит научиться распознавать на слух и артикулировать новые звуки. Я, во-первых, даю обязательно транскрипционные знаки каждого звука для графического изображения и одновременно учу правилам чтения. Для более четкого запоминания правил чтения я сочинила песенку и обычно раздаю ее детям для зрительной опоры. Дети уже знают эту лексику в устной и графической форме, а песенка – это закрепление материала.

LET’S PRONOUNCE TOGETER

Letter “a” you read as [ƏI],
If you want to say my name.
If you see a pussy cat
Then pronounce it like that.
If you see a flying bee
Then pronounce it like me
If you want to have a pet
You will see it on your bed
Letter “o” is read as [au]
If your dog eats juicy bones
But a fox looks like a dog [Ɔ]
And will never be a frog
Letter “I” is very nice [aI]
You can read it in an “ice”
Merry kitten is not big [I]
It is cheerful and very quick.
Make it funny and amusing [ju:]
You can sing it, you can use it.
Letter “u” is read as [Ʌ]
In a world like bus or plus.

Полноценная речь на иностранном языке немыслима без автоматизированных произносительных навыков, которые позволяют человеку не задумываться о том, как артикулируется отдельный звук. Особенно это важно в тех случаях, когда факт несущественный с точки зрения русскоязычного человека, приводит к искажению смысла речи.

Я обязательно показываю разницу в произношении этих слов:

  • [sit] – [si:t]; [bit] – [bi:t]
  • Sit – seat; Bit – beat; Ship – sheep и др.

На начальном этапе обучения я много внимания уделяю отработке произносительных навыков, работая индивидуально с каждым ребенком, в зависимости от имитационных, произносительных навыков ребенка, его памяти. Учу с ними стишки, поговорки, скороговорки. Ребенок учится слушать и понимать речь собеседника: знакомиться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить и т.п.

По мнению академика Льва Владимировича Щербы, одно из основных мест в процессе обучения должно занять чтение, и именно это умение необходимо большинству людей, изучающих иностранные языки. Почти все из 26 букв английского алфавита читаются по-разному в разных сочетаниях и позициях, чтобы передать 44 звука.

Для того, чтобы детям было проще ориентироваться я даю список слов, где одни и те же сочетания букв читаются по-разному, например:

Break – weak – bread
Beard – heart – heard
Done – gone – stone
Sew – few
Do – go, come – home
Hear – pear

Одним из основополагающих принципов обучения иностранным языкам является принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности (И. Л. Бим) чтение, как вид речевой деятельности может стать основой для совершенствования говорения. Говорение на основе текста (пересказ) это предпосылка для осуществления неподготовленного говорения, на старшем этапе взаимосвязанного обучения чтению и говорению важно еще и потому, что текст может служить стимулом для обсуждения самых важных проблем, связанных с современной молодежной тематикой, с вопросами истории, культуры своей собственной страны и стран, изучаемого языка, например:

  1. Взаимоотношение подростков и родителей
  2. Что значит успех и успешность
  3. Проблемы бедности в мире и нашей стране
  4. Путешествия, достопримечательности
  5. Конфликты и пути их разрешения и т.д.

Для более эффективного обучения диалогической речи я строго отбираю языковой минимум, не стремлюсь исчерпать тему, т.к. трудности угнетают и ведут к потере интереса к языку. Обязательно даю вводные слова, необходимые для поддержания диалога. Составление опорного диалога, когда весь класс работает, придумываю ту или иную фразу, так же неплохая форма работы, в последствии это приводит к развитию умения инициировать диалог, а это то, чего мы добиваемся в своей работе.

Учитывая важность и необходимость повышения социокультурной компетенции учащихся нашей гимназии, ежегодно 8-го сентября проводит встречи с иностранными студентами, обучающимися в КФУ в рамках: «международного дня распространения грамотности». Гимназисты имеют возможность общения на английском языке, далеко не каждому это удается в силу тех или иных причин, но это – стимул к более серьезному изучению иностранного языка. Мы проводим конкурсы: «Самый грамотный», «Моя гимназия» на трех языках: русском, татарском, английском. Кроме того, мы имели возможность пригласить в гимназию носителя языка, Кевина Фобса, преподающего английский язык в г. Казани. Дети получили удовольствие от того, что могут знать о жизни молодежи в США, об образовательной системе США, о проведении досуга и прочее из «первых рук». Они понимали его и были поняты. А это положительно влияет на развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Повышение эффективности обучения и воспитание в школе является одним из центральных объектов всестороннего изучения. При этом идея развития образования вступает в качестве одного из определяющих факторов развития общества в целом. Школа сегодня – серьезный психогенный фактор. Процесс образования ведется одновременно: педагогами, учащимися, родителями, которые находятся в эмоциональном напряжении. Одна из задач педагогов: выявлять и предотвращать эмоциональные стрессы. Чему научаться сотни детей за день, зависит от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы. Не умея правильно оценить и принять себя, мы иногда, не в состоянии сделать это и по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.

Итак, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой.
Главное – это установка на радость. Мы счастливы, мы рады, что нам доверили развитие, обучение и воспитание детей, ведь то, каким будет общество, зависит и от нас.

Обобщая сказанное, делаю вывод, что системно-деятельностный подход к обучению, способствует тому, что процесс самообразования и саморазвития учителя и ученика становится непрерывным, позволяет совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, повышать его результативность.

Повышение эффективности уроков английского языка при помощи использования ИКТ

В русле усиления направленности содержания образования в Российской школе на данном этапе исторического развития страны, обучение иностранным языкам, наряду с информатикой и социально-экономическими предметами, рассматривается как приоритетное направление модернизации современного школьного образования.

С начала 90-х годов произошли существенные изменения в социокультурном контексте изучения иностранных языков в России: начали интенсивно развиваться прямые международные связи между российскими и зарубежными фирмами, предприятиями, организациями в регионах, расширились прямые связи между российскими и зарубежными школами и начали разрабатываться совместные общеобразовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену учащихся, по совместной деятельности школ как партнеров в области общеевропейского образования, международного развития школьников, по участию в международных проектах. Все это приводит к необходимости переосмыслить цели, задачи, содержание и технологии обучения иностранному языку в нашей стране, обновить языковое образование, учитывая при этом богатейший опыт в обучении ИЯ.

Если главной целью обучения иностранному языку в прошлые годы была языковая компетентность — владение четырьмя видами деятельности (речь, понимание речи, чтение и письмо) и способность их применять, то сейчас целью языкового образования объявлена способность к общению. Подразумевается не только владение этими навыками и их практическое применение, но и знакомство со страноведческими и культурными реалиями и знание речевого этикета, умение не просто получать интересующую нас информацию, но и логически ее осмысливать и давать личностную оценку. Важно не просто научить ребенка говорить на иностранном языке, важно научить его общаться, то есть мыслить и делиться своими мыслями с окружающими. Ученые называют это состояние «коммуникативная компетенция».

Переориентация целей обучения на коммуникативную направленность фактически не вызывает сомнения среди исследователей. Она пользуется популярностью и практическим подтверждением в процессе обучения иностранным языкам. Основная цель обучения иностранному языку — это не знания, а действия на основе этих полученных знаний. Поскольку овладение языком — это сформированность разного рода умений, то очевидно, что чем активнее они формируются и развиваются, тем быстрее наступает владение языком.

Социокультурная компетентность обеспечивает учащимся возможность ориентироваться в социокультурных реалиях аутентичной языковой среды, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения; адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества.

Кроме того, формирование социокультурной компетентности предполагает овладение способами представления родной культуры в условиях иноязычного межкультурного общения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №90 г.Краснодара существует с 1991г. как многопрофильная школа, где углубленное изучение по различным направлениям осуществляется с 8 класса. Основные задачи, которые решал педагогический коллектив в течение этих лет, в основном две:

  • обеспечить более качественное образование по сравнению с традиционной школой;
  • создать в учебном заведении такой морально-психологический климат, при котором и ученик, и учитель максимально смогут раскрыть свои творческие способности.

Одним из профильных направлений является лингвистическое с 4-годичным изучением (8-11 классы) иностранных языков: английского, немецкого и французского как второго иностранного языка. Система обучения английскому языку на профильном уровне берет начало в восьмом классе на основе курса «выравнивания» коммуникативных навыков. Необходимость этого этапа обусловлена спецификой учебного заведения, где работа учителя начинается с учащимися, ранее изучавшими английский язык в разных типах школ и, как правило, имеющими разный уровень владения английским языком. Основная цель начального этапа состоит в ускоренном формировании коммуникативного ядра основополагающих навыков и умений общения на английском языке у учащихся с более низким уровнем знаний и в закреплении приобретенных ранее навыков и умений в четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Процесс социокультурного образования средствами иностранного языка в нашем лицее подразделяется на 3 этапа:

  1. Начальный (Курс выравнивания) – 8 класс.( 1 полугодие).
  2. Основной (Курс овладения базовым уровнем) – 8-9 классы.
  3. Завершающий (Курс совершенствования) 10 – 11 классы.

Эффективность работы достигается во-первых, за счет тесного междисциплинарного взаимодействия между учителями иностранного и родного языков при развитии у школьников культуры общения, языковой наблюдательности, речетворчества, во-вторых за счет наличия междисциплинарной связи между иностранным языком как учебным предметом и другими школьными предметами в ознакомлении с культурным многообразием мира, глобальными проблемами современной цивилизации и формами сотрудничества людей в поиске их решений, а также в общеевропейском миротворческом и правовом образовании юных россиян. И наконец, изменение тенденций и целей современного языкового образования требует изменения старых и использование новых технологий в коммуникативно-речевом, социокультурном и языковом образовании школьников.

Применение мультимедийных технологий в процессе урока хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также проблемным и дифференцированным обучением. В условиях современных реалий компьютерные технологии являются мощным средством обучения, и их применение в образовательном процессе служит серьезным подспорьем для учителя в повышении эффективности обучения и качества образования. В условиях современной школы главной целью обучения иностранным языкам является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Использование ИКТ способствует качественному формированию ключевых англоязычных компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Преподавание английского языка с использованием только классно-урочной системы и традиционных учебных пособий ограничивает возможности учителя и сдерживает творческое и языковое развитие учащихся.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

  • повышение мотивации к изучению языка;
  • развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  • увеличение объема лингвистических знаний;
  • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Цель учителя – научить учеников ориентироваться в безграничном информационном пространстве.

В своей работе для формирования коммуникативной компетентности я использую как традиционные технологии, так и возможности ИКТ:

  • Использование обучающих программ, записанных на СD и DVD (приложение к учебным комплексам “New Opportunities”, пособиям по грамматике “Grammar Time”, к пособию для подготовки к экзаменам “State Exam Maximiser” издательства Pearson Education, Longman, приложения к учебным пособиям изд. Express Publishing, электронные словари и т.д.)
  • Использование презентаций для работы с лексическим и грамматическим материалом на различных этапах работы (введение, закрепление, активизация) делает процесс обучения привлекательным и более лёгким для понимания
  • Использование Интернет-ресурсов для развития коммуникативной компетенции дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации, как во время работы на уроке, так и во время внеучебной деятельности.
  • Использование возможностей интерактивной доски позволяет сделать урок более интенсивным, продуктивным и менее утомительным.
  • Привлечение учащихся к созданию проектов, презентаций. исследовательских работ развивает их интерес к изучению предмета, творческие способности, дает возможность работать с учащимися разной степени подготовленности.

Использование ИКТ позволяет проявлять индивидуальный подход к обучению учащихся разной степени подготовленности, предлагать домашние задания разной степени сложности. Например, при прохождении любой темы или работы с каким-либо значимым текстом учитель готовит сам или предлагает учащимся такие задания, как подготовить

  • Опорные слайды по содержанию темы (без текста). Они используются для составления плана, поддерживает логику повествования.
  • Опорные слайды с комментариями на русском языке. На их основе идет обучение рендерированию.
  • Опорные слайды с комментариями на английском языке.

Этот вид работы помогает при обучении расширению высказываний, выражению собственного мнения.

Используя слайды, учащиеся составляют план монологического высказывания, краткие и подробные высказывания по предложенной теме.

При обучении пересказу я предлагаю учащимся

  • соединить начало и конец предложения на интерактивной доске, расставить эти предложения в логическом порядке,
  • использовать эти предложения как опорные для краткого пересказа,
  • использовать только начало предложения, как опору для пересказа
  • расширить высказывания.

При подробном пересказе или расширенных высказываниях можно предложить на интерактивной доске дополнительное задание для расширенного пересказа (использовать определенные слова-связки, вводные слова, фразовые глаголы и т.д.)

Наиболее эффективным использование ИКТ в моей работе оказалось на уроках страноведения. Курс страноведения предоставляет учащимся возможность расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся стран изучаемого языка (Великобритания, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия), особенностей культуры народа – носителей английского языка; лучше осознать явления современной действительности путем сравнительного исследования их в различных странах; развивать умения представлять как свою страну, так и страны изучаемого языка; совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе общения с носителями языка, проявлять толерантность к явлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка, что способствует формированию социокультурной компетентности учащихся.

Тем не менее время отводимое на изучение социокультурных реалий в школе крайне ограничено. Использование ИКТ позволяет интенсифицировать уроки страноведения (как в рамках обычной учебной программы для общеобразовательных классов, так и при изучении курса «Страноведение», в классах гуманитарного направления).

На уроках страноведения я применяю такие приемы работы :

  • Соотнести изображенные объекты (достопримечательности) и их названия
  • Подписать объекты
  • Расширить высказывания, представленные на слайдах
  • Перевести на английский язык комментарии к слайдам
  • Описать слайд без опоры на текст

Возможности, предоставляемые интерактивной доской, позволяют

  • Cделать уроки страноведения более эффективными.
  • У учащихся также формируется ценностное отношение к информационно-коммуникативным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний.
  • Они с удовольствием готовят презентации по интересующим их темам и на том уровне, который они считают необходимым и приемлемым для себя. Это могут быть несколько слайдов по узкой теме, используемые как видео-опора для монологического высказывания или серьезные работы, объединяющие несколько тем.
  • По итогам завершения темы или курса учащиеся готовят творческий отчет в виде доклада с элементами исследования (сравнение, социологический опрос и т.д.)

См. приложение. Презентация учащейся.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

Статья по английскому языку на тему:
Повышение эффективности и качества обучения на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются причины снижения эффективности а качества обучения. Перечислены технологии, используемые на уроках иностранного языка.

Предварительный просмотр:

Тема «Повышение эффективности и качества обучения на уроках иностранного языка»

Кафедра иностранных языков включает в себя 13 учителей, из которых 2 находятся в декретном отпуске.

Высшую категорию имеют – 7 учителей, 1 категорию – 3, 2 категорию – 2, и 1 человек не имеет никакой категории.

Актуальность темы нашего педагогического совета объясняется тем, что одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Изучение английского языка основывается на том, что английский язык является важной составляющей стандарта образования настоящего века.

Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде. Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно- воспитательного процесса.

Нашей кафедрой был проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов. Всего приняло участие в опросе 191 человек. Было задано 3 вопроса и вот каковы результаты.

По первому вопросу: «С желанием и интересом ты приступил к изучению иностранного языка?» «Да» — ответили 173 человека, что составило 90,5%, «Нет» ответили 18 человек, что составило 9,4%.

По второму вопросу: «Как обстоят дела теперь?»

а) учиться не хочу, неинтересно: 14 человек – 7,3%

в) учиться хочу, но стало неинтересно: 44 человека – 23%

с) учиться хочу и учусь с прежним интересом : 87 человек – 45,5%

По третьему вопросу: «Что побуждает тебя изучать иностранный язык?»

а) родители хотят, чтобы я знал иностранный язык: 14 человек – 7,3%

в) считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык: 75 человек – 39,2%

с) иностранный язык необходим для дальнейшей учёбы и будущей профессии: 110 человек – 57,5%

d) изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе: 22 человека – 11,5%

Исследования по теме «Повышение эффективности и качества обучения на уроках иностранного языка» были выявлены следующие противоречия:

  • между современной российской системой образования, в которой господствующим остается подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний, умений и навыков и повышение качества знания и требованием современной действительности постоянной готовности школьников к меняющимся условиям проблемной ситуации и умения рассмотреть ее с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.
  • между возрастающими требованиями к современному уроку и снижением интереса к учёбе;
  • между традиционным подходом к обучению и необходимостью воспитать творческую личность;
  • между разным уровнем учащихся и необходимостью привития им навыков творческого умственного труда.

Рассмотрим причины снижения эффективности и качества урока:

  • Разный уровень умственного развития учащихся
  • Разный темп умственной работоспособности учащихся
  • Пассивная позиция части школьников в учебном процессе
  • Перегруженность содержания учебного материала
  • Дисциплина и поведение учащихся на уроке
  • Конфликт между педагогом и учащимися
  • Плохое понимание прочитанного учебного материала (торопливость при чтении)
  • Низкая скорость чтения
  • Появление или возрастание ошибок к концу работы
  • Недостаточное развитие общеучебных умений и навыков

Многие учителя задумываются над вопросом, почему на начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом, а потом появляется усталость и скука? Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются, понижается качество образования. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Что может сделать конкретный учитель в конкретной школе, чтобы изменить ситуацию?

Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес, и значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.

Выделяют следующие технологии, которые помогают в решении поставленной цели и применяемые как в урочной, так и во внеурочной деятельности: технология сотрудничества, проблемное обучение, метод проектов, исследовательские методы в обучении, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии.

Игровые технологии. Игра дополняет традиционные формы обучения, обеспечивают эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, контролирующие, обобщающие, воспитательные, развивающие, репродуктивные, коммуникативные, творческие. Обширная типология педагогических игр и по характеру игровой методики. Разделяют предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные. Привлечение игры как приёма обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью ( деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

Технология сотрудничества. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас и просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов, но и их интеллектуального и нравственного развития. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе — вот что составляет суть данного подхода.

Проблемное обучение. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы). Вопросы сформулированы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему. Все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре . Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является и целью, и средством обучения. Цель – овладеть иностранным языком, язык – средство общения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно лишь говоря, слушать – слушая, читать – читая.

Информационно-комуникационная технология . Kомпьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал. Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала. Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD-дисках с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Каждый аутентичный учебник снабжён компакт-дисками и дополнительными материалами, размещенными на сайте издательства.

К работе на компьютерах с подобными обучающими дисками ученики проявляют неподдельный и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников, позволяет проявить себя тем, кто, владея компьютерной техникой на уровне продвинутого пользователя, к иностранному языку был равнодушен.

Здоровьесберегающие технологии. Одним из важнейших условий обучения школьников иностранному языку является формирование у них положительного отношения к учебе и познавательных интересов. Поэтому урок должен быть организован так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечая усталости.

Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

Нельзя забывать и о том, что примером положительного фактора, влияющим на усиление мотивации обучения иностранным языкам является личность учителя. Учитель создаёт мотивацию у учащихся своим примером, своей заинтересованностью, своей яркостью. Серость и посредственность вряд ли заинтересует школьников, а отношение к учителю автоматически переходит в отношение к предмету. Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес учителя к иностранному языку, к культуре страны изучаемого языка, но и этим средством надо пользоваться умело, даже капля неискренности может привести к противоположному результату.

Технологические и информационные изменения в мире и развитие различных сфер человеческой деятельности происходит настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. Учитель сам должен быть готов учиться с удовольствием. Компетенция учителя всегда должна быть на порядок выше компетенции своих учеников.

В качестве ещё одного важного пути повышения эффективности образовательного процесса по иностранному языку следует рассматривать аутентичность. Два последних десятилетия были отмечены повышением интереса к проблеме создания школьного учебника иностранного языка, отвечающего требованиям современного стандарта и меняющейся парадигмы образования и воспитания. В результате в настоящее время можно даже говорить о рынке учебной литературы и о достаточно высоком качестве предлагаемых учебно-методических комплектов, позволяющих достигать цели иноязычного образования – формирование поликультурной личности.

Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие секреты, как бороться со скукой на уроке.

И сейчас мы выслушаем моих коллег, которые поделятся своим опытом работы, расскажут о формах работы, применяемых на уроках.

Решение педагогического совета:

Для успешности учебного процесса продолжить работать над устранением причин, снижающих эффективность и качество обучения на уроках иностранного языка:

  1. Соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя
  2. Постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя
  1. Личностно-ориентированный подход к учащимся, учёт индивидуальных особенностей обучающихся
  2. Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеклассной работой
  3. Развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся
  4. Формирование положительного отношения к предмету и разных видов мотивации (познавательной, ситуативно-коммуникативной, мотивации успеха)
  5. Улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов
  1. С желанием и интересом ты приступил к изучению иностранного языка? Подчеркни нужное: да, нет.

2. Как обстоят дела теперь? Обведи кружочком вариант, который тебе подходит:

  1. учиться не хочу, не интересно;
  2. учиться хочу, но стало неинтересно;
  3. учиться хочу и учусь с прежним интересом.

3. Что побуждает тебя изучать иностранный язык:

  1. родители хотят, чтобы я знал иностранный язык
  2. считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык
  3. иностранный язык необходим для дальнейшей учёбы и будущей профессии
  4. изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка.

Обзор причин снижения эффективности обучения. Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка. Примеры из практики повышения мотивации и стимуляции на уроках Овчарен.

В данной статье я хотела поделиться опытом работы по созданию презентаций и показать их роль как инновационного метода обучения детей. Я использую этот метод как на уроках технологии, так и на занятия.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МБОУ Гимназия №9 г.Кызыла Болат Аяны Конгар-ооловны.

Качество обучения является одной из важнейших проблем современного образования.Это в полной мере касается и школьного физкультурного образования. Поэтому данная проблема была рассмотрена на заседании .

Главная цель Российской образовательной политики — обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным пот.

Данный материал освещает роль современных педагогических технологий в контексте повышения качества образования на уроках иностранного языка.

Источники: http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-4472, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/563359/, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/05/28/povyshenie-effektivnosti-i-kachestva

124 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector