Практическая цель изучения английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
195 просмотров
29 января 2019

Цели изучения английского языка

Человек, который досконально знает иностранный язык, всегда вызывает уважение у окружающих. К нему постоянно обращаются друзья и коллеги с просьбами перевести ту ли иную фразу. Такие люди обычно имеют друзей за границей и знают особенности жизни в других странах из первых уст. А еще существует множество жизненных ситуаций, когда знание иностранного языка просто необходимо, поэтому давайте детально их рассмотрим.

Очень важно осознавать цели изучения английского языка — международного языка общения. То есть зачем Вам это нужно.

Начнем с вопроса, какой же язык выбрать для изучения? Конечно же — английский.

  1. Во-первых, это самый территориально распространенный в мире язык, а по количеству говорящих он уступает только китайскому. На английском языке говорит около 1 миллиарда человек.
  2. Во-вторых, подавляющее большинство жителей нашей планеты, знают хотя бы какие-то азы английского языка, и Вы сможете объясниться, практически в любой ситуации.
  3. Ну, и в-третьих, все идет к тому, что международные ассоциации могут признать английский язык «мировым». А теперь, когда мы определились с выбором, перейдем к целям обучения английского языка.

Профессиональное использование языка

Одним из самых главных факторов изучить английский язык является профессиональная необходимость. Наверно многие сталкивались с проблемой получения перспективной работы из-за требования досконально знать иностранный язык. Конечно, знание языка не гарантирует получения хорошей работы, но при одинаковых профессиональных навыках, знание иностранного языка является огромным плюсом. Поскольку английский язык считается языком бизнеса, то большинство компаний требуют от соискателей работы знание именно этого языка. Что интересно эта тенденция распространена по всему миру и очень часто бывает, что партеры по бизнесу из стран, для которых английский язык не является родным, переговоры ведут именно на нем. Еще одним важным стимулом для изучения языка является возможность получить должность переводчика. Согласитесь, что овладение дополнительной профессией никогда не бывает лишним, и уже встает вопрос — как выучить английский язык, что при правильной выбранной методике обязательно приведет к успеху.

Получение образования за рубежом

Другие цели изучения английского языка не менее важны. Так, например, если человек планирует получить образование за границей, ему просто необходимо знать иностранный язык. А где находятся самые известные учебные заведения? Конечно же, в Великобритании и США, а это англоязычные страны. Но даже если не уезжать на учебу в Оксфорд или Кембридж, возможность получения информации с англоязычных ресурсов очень сильно поможет в самообразовании. Ну, а студентам, которые знают иностранный язык, очень часто выпадает шанс, поехать в заграничный ВУЗ по программе обмена опытом.

Возможность путешествовать, заводить новые знакомства

А вот следующая цель для изучения английского языка, наверно самая приятная. Речь идет о возможности комфортных путешествий с отсутствием языкового барьера. Ведь не секрет, что практически во всех уголках мира, сотрудники работающие, в туристической сфере знают, английский язык. А кроме этого, все дорожные указатели, надписи в общественных местах и голосовые объявления дублируются на английском языке. Информация на английском присутствует практически на всех проездных документах, багажных квитанциях и даже ресторанных меню. Так что можно с уверенностью сказать, что человек, знающий английский язык, не будет испытывать дискомфорт в любой стране мира.

Конечно, в мире существует множество распространенных языков, знание которых будет очень полезным. Так если мы посмотрим на карту мира, увидим, что на испанском говорят все страны Латинской Америки, кроме Бразилии, арабский язык занимает огромную территорию Ближнего Востока. Французский язык, кроме своего романтического ореола, имеет большое распространение в Западной Африке и Индокитае. На китайском языке говорит больше 1,2 млрд. человек и он является самым распространенным.

Но, несмотря на все это, именно английский язык, имеет статус интернационального и именно этот язык изучает большинство людей, для которых он не является родным — думается, это будет определяющим фактором и главным мотиватором в такое вопросе, как причины изучения английского языка.

Понимание целей изучения английского языка учеником

Все учат язык для чего-то и наверняка вам случалось работать с учениками преследующими самые разные цели, от английского для путешествий до английского для выступления на международной конференции по физике. В начале обучения ученик всегда озвучивает, зачем ему нужен английский. Но всегда ли ученики знают свою цель? И, если знают, всегда ли она достижима? Почему некоторые бросают изучение, так и не достигнув цели? В новом материале расскажем, почему важно знать цель ученика, как помочь ученику сформулировать её, и зачем это нужно.

Зачем это нужно?

Важность наличия цели в обучении чему-либо очевидна и обучение английскому языку не исключение. Однако достижимы ли цели “хочу знать язык” или “хочу свободно говорить на английском” или “для путешествий” или “для работы”? Ответ отрицательный, поскольку это неправильная постановка вопроса. “Хочу знать язык” — слишком размытая цель и она, скорее, похожа на мечту. Конечно, мечты имеют свойство сбываться, но если цель слишком размыта, на ее достижение уйдет слишком много времени и на полпути, а то и раньше, можно бросить эту затею. Именно поэтому очень важно цель конкретизировать и сделать более достижимой.

Постановка цели значительно увеличивает шансы того, что ученик все-таки добьется своего и дойдет до победного конца. Отсутствие цели или цели типа “для себя” работают плохо или не работают вовсе (вспомните школьников и тех, кого учить язык прислали родители из-под палки). Важно отметить, что цели могут быть как конкретными (нужно пройти собеседование на работу на английском), так и типа «English like a lifestyle». Однако в любом случае цель необходимо адаптировать и обработать, чтобы она довела до результата. Помимо достижимости у целей должны быть еще несколько важных характеристик и об этом нам расскажет один из приемов постановки целей SMART.

Постановка цели в таком формате — не новинка, данный метод используется давно и успешно в разных сферах жизни. Разберемся, что означают эти буквы и как применить это в разрезе обучения английскому языку.

S for Specific

Цель должна быть конкретной. Это значит, что вместо “Хочу свободно говорить по-английски”, ученик должен четко понять, для чего конкретно ему нужен английский, что с его помощью он хочет делать, чего именно достичь. Ученики не всегда могут сразу сформулировать это сами, поэтому им нужно помочь. Нужно с помощью правильно заданных вопросов помочь понять, что им нужно на самом деле. Например, вышеупомянутая цель (о пресловутом свободном владении языком) может быть перефразирована в «Мне необходимо повысить уровень языка до уровня В1 в течение года, чтобы читать литературу по работе на английском языке».

M for Measurable

Цель должна быть измерима, т.е. ученик должен четко понимать, как он поймет, что движется к этой цели и в итоге достиг ее. Если цель нет возможности померить, как свободное владение языком — значит она поставлена неверно! Движение к цели можно измерять разными способами. Например, если цель была общаться в путешествиях, то измерить ее можно в очередном путешествии, анализируя, насколько легко было на этот раз общаться в аэропорту, гостинице и с продавцом сувениров. Если целью было читать профессиональную литературу на английском, то измерять это можно, читая эту самую литературу, постепенно проверяя, насколько стало легче.

A for Attainable or Achievable

Цель должна быть достижимой! Ученик должен понимать, что с уровнем языка elementary он не сможет за полгода подготовиться к сдаче IELTS на Band 7. Никто не говорит, что мечтать вредно и стремиться к звездам не стоит. Нужно глобальную цель расчленять на кусочки, каждого из которых будет реально достичь без потери мотивации и разочарования. Помогайте ставить ученикам промежуточные цели, чтобы они были достижимыми. Например, если целью было подняться с уровня А2 до С1 за полгода, не так уж и плохо будет, если за это время ученик дойдет до середины В2, верно?

R for Relevant

Цель должна быть релевантной или важной именно для студента. Зачем именно студенту нужно достичь уровня В2? Чтобы читать по специальности на английском? Чтобы сдать экзамен, пройти собеседование, поступить в лицей, университет? Очень важно выявить именно этот момент, поскольку от него будет зависеть не только процесс достижения цели, но и выбор учебных материалов, адаптация материалов под эту цель и т.д. Очень часто именно эта часть цели остается скрытой, и некоторые ученики не желают об этом говорить, но об этом позже.

T for Time-Bound

И наконец, ничто так не двигает нас к цели как дедлайн. Цель должна быть ограничена по времени. Если реального дедлайна нет, например, сдать экзамен в апреле, надо этот дедлайн придумать себе самому.

Иногда к цели SMART прибавляют еще две буквы и получается цель SMARTER, где E — это Exciting (т.е. обучение должно быть приятным и приносить удовольствие) и R — Reflected upon (т.е. проанализирована, приносит или не приносит результат, правильно ли поставлена).

Если при формулировке цели для ее достижения нужно сделать слишком много действий и срок растягивается на несколько лет, очень важно такие глобальные цели дробить и устанавливать промежуточные, на достижение которых будет уходить 1-3 месяца. Важно понять самим и объяснить студентам, почему цель должна быть такой реальной и конкретной. Можно привести пример со всем известной картинкой из сети:

Искатель алмазов сдался, потому что его цель была почти мечтой, не было дедлайна и промежуточных целей. Он сразу захотел найти алмазы, вот только внутренняя мотивация иссякла. Если бы он в процессе расставлял цели “найти камень, уголь, железо” и т.д., то чувство удовлетворенности достижением промежуточных целей в итоге довело бы его до конечного результата, до алмаза! Если взять первого алмазоискателя, то он бежит к своей цели не сворачивая потому, что у него были цели промежуточные, достижение которых прибавляло ему оптимизма и мотивировало на продолжение

Выше упоминалось, что иногда цели учеников бывают неявными. Это происходит, если ученик не может сам сформулировать свою цель, либо он действительно по какой-то причине это скрывает. Что же делать? Помимо стандартных вопросов зачем, когда, где и т.д., можно задать еще один, который часто является решающим и поможет прояснить ситуацию. Какие проблемы у вас возникали, когда вы пытались использовать английский в последний раз? или Что вы хотели сделать, но из-за незнания английского не получилось или получилось плохо? Эти два вопроса позволяют услышать целую историю из жизни ученика, проанализировав которую можно понять, зачем же именно ему английский. В практике нашей школы случалось, что завуалированный под бизнес английский запрос в итоге оказывался английским для интернет знакомств, а английский для сферы продаж — английским для шопинга за рубежом.

Понимание и постановка цели при изучении языка крайне важна. Как говорит наш школьный психолог, не бывает цели “для себя” и “каждый образованный человек должен знать”, бывает не выявленная и не сформулированная цель, не раскрыв которую можно попросту потерять ученика. Если ученик готов тратить свое время и деньги на занятия с вами — значит это ему зачем-то нужно. Только единицы изучают язык, как мы, педагоги, чтобы знать. Всем остальным нужно точное понимание — знать зачем? Чтобы облегчить себе работу, вы можете составить небольшой Worksheet для ваших учеников, содержащий ключевые вопросы из этой статьи, чтобы помочь им определиться с постановкой их реальной цели.

Согласны ли вы с важностью постановки целей ученикам? Помогаете ли вы своим ученикам сформулировать цели и как? Как выявляете скрытые цели?

Ждем ваших комментариев!

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Лекция 4 Практические цели обучения иностранному языку

Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно — мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. Можно выделить две причины,затрудняющие слуховое восприятие и понимание:

  • 1) направленность внимания учащихся только на общее содержание и неумение понять побочную, но крайне важную для более глубокого осмысления информацию;
  • 2) слишком быстрое переключение внимания с языковой формы на содержание.

Второй случай наиболее типичен для аудирования сложных или эмоционально изложенных текстов. Характер ошибок (перестановки, пропуски, привлечение модально-оценочных слов и целых фраз, не имевших места в исходном речевом сообщении и т. д.) показывает, что смысловое прогнозирование основывается у школьников на фантазии и домысливании непонятных фактов без учета языковой формы сообщения. Одним словом, аудирование, связанное с пониманием чужих мыслей и замысла, лежащего в основе высказывания, предполагает наличие достаточно высокого уровня развития лексических, грамматических и фонетических автоматизмов. Только при этом условии внимание слушающего может быть сконцентрировано на содержании.

Представляется, что трудности аудиотекстов всегда должны быть несколько выше языковых возможностей учащихся в каждый конкретный момент обучения. Только при таких условиях слушающий будет стараться использовать операции вероятностного выбора и комбинирования, опираться на контекст. Для того чтобы такое аудирование оказалось успешным, ему следует предпосылать более тщательную отработку нового материала на этапе объяснения, а также упражнения в аудировании микротекстов (смысловых кусков) звучанием до полуминуты, что составляет примерно 50—70 слов. Каждое прослушивание следует сопровождать конкретными и посильными заданиями. Аудирование речевых сообщений связано с деятеяьностью памяти.

Система упражнений для обучения аудироваиию

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы — подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся, в свою очередь, группы — (упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования), включающие типы и виды упражнений.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать

  • 1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;
  • 2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;
  • 3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнениях можно выделить две группы:

  • 1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера
  • 2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

В результате выполнения упражнений 1-й группы формируются следующие умения:

  • 1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;
  • 2) соотнесение звуковых образцов с семантикой;
  • 3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);
  • 4) определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;
  • 5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.

Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

  • 1) прогностических умений;
  • 2) объема кратковременной и словесно-логической памяти;
  • 3) механизма эквивалентных замен;
  • 4) речевого слуха;
  • 5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:

  • а) определять наиболее информативные части сообщения;
  • б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
  • в) соотносить текст с ситуацией общения;
  • г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них;
  • д) письменно фиксировать основную часть информации.

Обучение говорению всегда осуществляется на основе определенного содержания. Поэтому возникает вопрос о том, каким должно быть это содержание. Ведь говорение с точки зрения его содержания чрезвычайно богато, широко, можно сказать, всеобъемлюще: в процессе общения говорят обо всем.Но для обучения это немыслимо, ибо связано с ограничением того материала (прежде всего лексики), который отбирается. Кстати сказать, именно поэтому определение содержания обучения говорению является первичным (не по значимости, а по последовательности!) по отношению к отбору и организации материала. Следовательно, из всего богатства содержания говорения необходимо

Источники: http://www.comenglish.ru/tseli-izucheniya-anglijskogo-yazyka/, http://skyteach.ru/2017/11/08/ponimanie-tseley-izucheniya-angliyskogo-yazyika-uchenikom/, http://vuzlit.ru/920043/prakticheskie_tseli_obucheniya_inostrannomu_yazyku

195 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector