Предмет изучения истории английского языка

Предмет изучения истории английского языка

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
001. Язык, как, впрочем, и любое другое явление, не может оставаться в состоянии покоя. Все его области, включая словарный состав, грамматику и фонетику претерпевают в процессе своей эволюции медленные, но постоянные изменения. Именно эти изменения, а также их движущие силы и составляют предмет истории языка.

002. Язык изменяется под влиянием самых разнообразных факторов, которые принято разделять на внешние (экстралингвистические) и внутренние (лингвистические). Внешние факторы лежат за пределами языка. Таковыми являются миграции народов, военные конфликты, культурные и экономические связи и другие исторические события или явления. Внутренние факторы – это факторы, которые заложены в самом языке. Они находят свои проявления в законах и закономерностях языкового развития, таких как, например, закон ассимиляции, закон упрощения, закон аналогии и т.д.

003. Изучение истории английского языка преследует несколько задач.

Прежде всего, изучение истории английского языка нацелено на то, чтобы раскрыть законы и закономерности языкового развития, знание которых должно помочь студентам осознать, что история английского, как и любого другого языка, — есть сложный процесс взаимосвязанной и взаимозависимой эволюции его грамматики, фонетики и словарного состава.

Английский язык имеет много особенностей, необъяснимых с позиций его современного состояния. Изучение истории языка призвано объяснить многие из этих особенностей: почему английская орфография настолько сложна и необычна; почему существительные, подобные слову «man», образуют множественное число путем звукового чередования; почему английский словарь имеет так много общего со словарем французского языка и т.д.

Еще одна цель предмета «История английского языка» состоит в том, чтобы научить студентов устанавливать связи между событиями, имевшими место в истории народа и языковыми фактами.

004. Очевидно, что источниками исторического изучения любого языка должны служить письменные свидетельства прошлого, древнейшие из которых датируются седьмым веком. Эти свидетельства помогают ученым восстановить грамматический строй и словарный состав древнеанглийского языка. Сравнительный анализ памятников письменности, принадлежащих различным периодам языковой истории, позволяет ученым судить о языковых изменениях. Между тем ни один из памятников прошлого не может предоставить наглядной картины фонетического строя и фонетических изменений. Эта часть языковой истории остается до известной степени гипотетической. О произношении судят по написанию, рифмованным текстам и по старым учебникам, в которых можно найти описания языка, в том числе и его фонетического строя.

005. История английского языка покрывает приблизительно 12-13 столетий. Это достаточно протяженный период времени, и для того, чтобы сделать изучение исторического развития языка удобным ученые разделяют этот период на более короткие промежутки времени. В современной науке существует несколько хронологических делений истории английского языка. Наиболее популярной является периодизация, предложенная английским ученым Г. Суитом. Согласно его предложению, вся английская история делится на три периода, которые называются древнеанглийский период (OE), среднеанглийский период (ME) и новоанглийский период (NE).

В основе данной периодизации лежит морфологический принцип. Он принимает во внимание тип окончания, составляющий характерную языковую черту того или иного этапа развития языка.

Как свидетельствует таблица, древнеанглийское слово могло иметь любой гласный в качестве своего окончания (a,-u o,). Соответственно, древнеанглийский период называют периодом полных окончаний. К началу XIII века безударные гласные в конце слова были редуцированы до нейтрального звука [ə] (который на письме принял обозначение e). В соответствии с этим среднеанглийский период называют периодом редуцированных окончаний. В ходе дальнейшего развития безударные окончания были полностью утеряны. Таким образом, новоанглийский – есть период утраченных окончаний.

Периодизация Г.Суита поддерживается и другими языковыми принципами. Один из таких принципов берет за основу развитие письменности.

Так, памятники древнеанглийского периода демонстрируют технику письма, общую для ряда древнегерманских языков. В соответствии с этим древнеанглийский период можно назвать периодом общегерманского письма.

В среднеанглийский период английское письмо начинает испытывать сильное влияние французской орфографии. Поэтому данный период можно определить как период франкоподобного письма. Наконец, новоанглийский период характеризуется поиском средств унификации письменных норм, и является, периодом унифицированного письма. К тому же граница между средне- и новоанглийским периодами сближается с 1475 годом, т.е. годом, когда в Британии начинало развиваться книгопечатание. Таким образом, новоанглийский период открывает еще и эру печатной письменности.

Следующий принцип, поддерживающий периодизацию Г. Суита, лежит в области словарного состава языка.

Древнеанглийский язык имел в своем словарном составе относительно небольшое число заимствованных слов, и древний период был периодом преимущественно исконного словаря. После норманнского завоевания (1066) английский язык начинает активно пополняться словами из французского языка. Таким образом, средний период – есть период французских заимствований. Наконец, в новоанглийский период процесс заимствований приобретает непрерывный характер. Как следствие английский язык пополняется словами из самых различных языков. В соответствии с этим новоанглийский период можно обозначить как период смешанного словаря.

Деление истории английского языка на три периода тесно связано с историей английского народа. Временные границы между периодами языковой эволюции сближаются с датами событий, которые играли важнейшую роль в истории английского государства. Так, например, граница между древне- и среднеанглийскими периодами (1100) сближается с датой норманнского завоевания (1066), а граница между средне- и новоанглийским периодами (1500) – с годом окончания войны между Алой и Белой розами (1485).

Наряду с тремя охарактеризованными периодами ученые выделяют еще один, который называют дописьменным. (PW). О состоянии языка в этот период ученые судят с помощью метода реконструкции, в основе которого лежат законы языкового развития и изучение памятников письменносмти других германских языков (в особенности готского).

006. Следует отметить, что границы между периодами являются условными. Развитие языка – это медленный и постепенный процесс. Большинство изменений (особенно в областях грамматики и фонологии) не заметны для жизни одного поколения. Поэтому и границы между периодами языкового развития нельзя рассматривать как строгие и четко очерченные.

THE SUBJECT MATTER OF THE ENGLISH LANGUAGE HISTORY

001. Language as well as any other social or natural phenomenon cannot be static. Its vocabulary, its grammar and its phonetic structure undergo gradual but persistent alterations. All these alterations and their driving power constitute the subject matter of language history.
002. Changes that occur in language during its evolution are caused by various factors. Traditionally these factors are divided into external (extra-linguistic) and internal (linguistic). External factors include different historical events which influence the development of language. Such are wars, cultural and economic contacts of people, migrations and so on. Internal factors are to be found in language itself. These factors are displayed in various laws and regularities, such as the law of assimilation, the law of simplification, the law of analogy and the like.
003. The study of the English language history has several objectives.
First of all history of English is aimed at uncovering the laws and actions ruling the evolution of the language. It will help the student to understand that the development of English as well as any other language is a complicated and interconnected evolution of its grammar, vocabulary and phonetic system.
The English language of today has a lot of properties which seem incomprehensible from the modern point of view. A careful study of the language history will help the student to understand what made English spelling so odd and complicated; why such nouns as «man» form their plurals by vowel interchange; why the English vocabulary has so much likeness to the vocabulary of French and so on.
One more objective of the English language history consists in coaching the students to establish ties between the history of the English people and the development of their language.
004. It is only natural that sources for historical study of any language are to be found in the written records of the past. The earliest written documents of the English language date back to the 7 th century. They let the linguists reconstruct the grammatical system and the vocabulary of the Old English language. The comparison of the written records belonging to different periods of the language history lets the scholars reconstruct the linguistic changes. However there are no records which could give the picture of the phonetic development of the language. That is why this part of the English language history is to a certain degree hypothetical. The pronunciation is judged by a careful study of spelling, rhyme, and by the old descriptions.
005. The history of the English language covers approximately 12 hundred years. This is a very long stretch of time, and to make the study of the language development more convenient the scholars divide this stretch of time into smaller periods. There are several chronological divisions of the English language history. The most popular among them is the one put forward by the English scholar Henry Sweet. He suggested that the 12 centuries of the English language history should be divided into three sections. They are called Old English period (OE), Middle English period (ME) and New English period (NE).
Sweet’s periodisation is based upon the morphological principle. It takes into account the type of a word ending which made one of the specific features of the language at this or that stage of its development.

Предмет и задачи курса истории англ. Яз.

Курс ист.англ.яз. входит в программу обучения студентов и аспирантов, специализирующихся по англ. яз.

Задачи этого курса:

– Раскрытие закономерностей развития языка как определённой системы, при котором осуществляется взаимосвязь и взаимозависимость развития отдельных аспектов структуры языка – фонетических, грамматических, лексических.

– Рассмотреть ту связь, которая существует между историей англ. народа и историей англ.яз., выработать представление об исторической базе англ.яз., тенденциях и закономерностях его развития. Обращение к историческим фактам помогает понять современное состояние языка, сформировать научный подход к трактовке языковых реалий. Это принцип историзма, очень важный научный принцип. Только исторический подход к явлениям современного языка может обеспечить их правильное понимание и использование.

Ознакомление с определённым фактическим материалом по истории языка, всех его аспектов, что создаст базу для правильного понимания современного состояния языка. Это позволяет придти к выводу, что современный англ. язык есть результат длительного и постепенного развития языковых явлений предудущих эпох. Знание истории англ. яз позволяет объяснить т.н. исключения и отклонения, которые представляют собой остатки старого качества и могут быть объяснены исторически, e.g. man – men, foot – feet, irregular verbs – неправильные глаголы только с точки зрения современного языка, на самом деле большинство из них явл. т.н. сильными глаголами и т.д. или кажущиеся несоответствия между звуковой формой или орфографией: blood, book; come, love, etc.).

При изучении языков используется 2 подхода (Ф.де Соссюр) – синхронный (синхронический) и диахронный (диахронический).

Синхронный (греч. syn ‘одновременно’ chronos ‘время’) – изучение языка в определённый период времени (синхронный срез), например, в настоящее время.

Диахронный (греч. dia ‘через’ chronos ‘время’) – изучение языка в исторических изменениях.

Основными составными компонентами языка считаются его звуковое оформление, грамматический строй, словарный состав. Одним из основных и важнейших законов развития языка является закон постепенного перехода языка от одного качества к другому. При этом элементы нового качества медленно накапливаются, а элементы старого качества медленно отмирают. Действие этого закона мы рассмотрим ниже, когда будем рассматривать конкретные случаи изменения англ. яз.

Современные языки уходят своими корнями в глубокую древность. В применении к англ.яз. это означает. что элементы современного англ.яз. были заложены ещё в ту далёкую эпоху, когда предки современных англичан – племена англов, саксов и ютов ещё жили на европейском континенте, т.е. задолго до V века н.э.

С того времени фонетич. и грамм. строй языка постепенно изменялись, а его словарный состав пополнялся новыми словами.

Для исследования языковых фактов используется сравнительно-исторический метод, разработанный в XIX веке немецкими учёными Я.Гриммом, Ф.Боппом и датским лингвистом Р.Раском. Например, если в двух и более языках имеются общие корни, то возможно эти слова произошли от одного общего источника (если они не были заимствованы). Так, например, наличие соответствий анг.drink и нем. trinken, швед. dricka; или англ. green, нем. grün, свидетельствует о том, что эти языки являются родственными и восходят к более древнему общегерманскому праязыку – основе. И хотя каждый язык развивается по своим внутренним законам, в них продолжают действовать некоторые закономерности, которые были характерны для языка-основы. Это дало возможность проводить систематическое сравнение и выводить соответствия между явлениями одного и другого языка (напр., сравнивая англ., нем. и шведск. можно установить three – drei – tre).

Такой анализ позволяет установить взаимосвязи между родственными языками, этим обеспечивается точный научный подход к языку.

Предмет истории английского языка. Развитие языков

Семинар 1

Реферати

Литература

Практическое занятие 10. Украина во второй половине 1960 — начале 1990-х гг. Украина в условиях независимости.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-зкономическое развитие.

2. Репрессивная политика тоталитарного режима 1960 — 1980-х гг.

3. Диссидентское движение в Украине: цели и задачи.

4. Украина в годы перестройки.

5. Политика перестройки и гласности.

6. Акт провозглашения государственной независимости Украины. Принятие
Конституции Украины в июне 1996 г.

7. Реформирование экономики на основе перехода к рыночним отношениям.

8. Национально-культурное возрождение в условиях строительства гражданского
общества.

Антонюк О.В. Етнополітіка в Україні: історія та сучасний стан//

Український історичний журнал. — 1999, № 3, 4.

Баран В. Україна після Сталіна: нарис історії 1953 -1985. — Львів, 1992.

Греко-католицька церква в 1944 — 1973рр// Украінський історичний

журнал. — 1999, № 1.

Історія України: нове бачення. — Т. 1 — 2. — К., 1995 — 1996.

Касьянов Г. Незгодні: українська інтелігенція в русі опору 1960 — 1980

Кульчицький СВ. Спроби реформ (1956-1964) //Український історичний

журнал.-1998, №2, 3,4.

Заставний Ф. Українська діаспора. Розселення українців у зарубіжних країнах. Львів: 1991.

Ісаєвич Я. Україна давня і нова. Народ, релігія, культура. — Львів, 1996. Кравчук Л. Останні дні імперії. Перші роки наднії. — К., 1994. Культура і побут населення України. Навчальний посібник. — К., 1993.

Лендьєл М.О. Участь американських українців у функціонуванні органівдержавноїх влади та політичних структур США (1945—1991рр.) //Український історичний журнал.- 1998, № 4. Нагаєвський І. Історія Української держави XX ст. — К., 1994. Національні відносини в Україні у XX ст. 36. док. і матеріалів. — К., 1994. Попок Л.Л. Громадське — політичне та релігійне життя українців на Далекому Сході в XX ст//Україський історичний журнал.-1998, № 6. Сергійчук В. Національна символіка України. — К., 1992. Слюсаренко Л., Томенко М. Історія україськоі конституції. — К., 1993. Українська державність у XX ст. — К., 1996.

1. Деятельность «Украинской Хельсинской группы».

2. Деятельность украинских правозащитников.

3. Становление многопартийной системы в современной Украине.

4. Формирование правовой базы демократического государства.

1. Предмет истории английского языка. Его задачи и место в общей системе подготовки будущего учителя. Источники изучения истории английского языка.

2. Связь истории английского языка с другими научными дисциплинами.

3. Общие принципы и методы языкознания в применении к изучению историй английского языка.

а) Соотношение между синхронией и диахронией при описании и изучении языков.

б) Сравнительно-исторический метод изучения языков. Его достоинства и недостатки.

4. Законы развития языка.

а) Закон неравномерности развития отдельных сторон языка.

б) Закон количественного накопления элементов нового качества.

в) Звуковые законы.

г) Закон аналогического развития

5.Основные положения учения о развитии языка.

а) осуществление развития языка как определенной системы при взаимодействии и взаимозависимости развития отдельных элементов структуры языка — фонетики, грамматики, лексики.

б) тесная связь развития языка с историей народа.

6. Терминологический диктант.

1. В.Д.Аракин. История английского языка. — М., 1985. стр.5-8, 19-20.

2. Б.А.Ильиш. История английского языка. — М., 1968. стр.13-16, 49-52.

3. В.И.Кодухов. М., Просвещение,1979. Введение в языкознание. Предметный указатель: аналогия, фонетический закон, законы развития языка, сравнительно-исторический метод.

4. Ф.М.Березин. История лингвистических учений. М., Высшая школа,1975. Стр.21-42, стр.43-63, стр.114-120.

5. Г.Пауль. «Принципы истории языка». Гл. 5. Аналогия стр. 128-142. Гл. I, II стр.45-69.

6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1969.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976.

185.244.43.80 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники: http://flatik.ru/predmet-istorii-anglijskogo-yazika, http://studfiles.net/preview/2238752/, http://studopedia.ru/1_42660_predmet-istorii-angliyskogo-yazika-razvitie-yazikov.html

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector