Проблема раннего изучения английскому языку

СОДЕРЖАНИЕ
176 просмотров
29 января 2019

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»




Архив журнала

Участникам

Раннее обучение английскому языку: вопросы и ответы

Проблема раннего обучения английскому языку весьма актуальна. В статье анализируются вопросы, с которыми могут столкнуться учителя при реализации программы. Разнообразные и интересные задания способствуют поддержанию интереса и активности детей на уроке. Мотивация в обучении — решающий фактор, способствующий успешному овладению английским языком.

настроение: позитивное

ключевые слова: раннее обучение, мотивация, формы и методы, реализация программы, увлекательные задания, чувство успеха

город: ЯНАО, г. Ноябрьск

В настоящее время проблема раннего обучения иностранным языкам весьма актуальна. Что следует понимать под ранним обучением? Одни считают, что о раннем обучении можно говорить только в том случае, если речь идет о приобщении к иностранным языкам детей дошкольного возраста. Другие полагают, что раннее обучение иностранному языку – это обучение детей младшего школьного возраста.

Раннее школьное обучение – первый этап обучения младших школьников. На этом этапе формируется фундамент языковых и речевых способностей. Это необходимое условие для дальнейшего успешного овладения иностранным языком как средством общения [1].

С 2016–2017 учебного года в нашей школе реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по раннему изучению английского языка для первоклассников.

Любое начинание всегда начинается с целого ряда вопросов и сложностей. Вот и у нас возник целый ряд вопросов:

  • какую программу выбрать
  • как набрать группы
  • где проводить занятия
  • когда проводить занятие
  • как интересно организовать и проводить занятия.

Программа обучения была выбрана сразу. Наша школа уже четвёртый год работает по УМК “Spotlight”. В эту серию входит факультативный подготовительный уровень “Spotlight Starter” что предполагается обучение английскому языку с первого класса.

УМК „Spotlight Starter“ для 1 класса соответствует всем современным требованиям и включает следующие компоненты [3]:

  • Учебник (Student’s Book)
  • Рабочая тетрадь (Workbook)
  • Языковой портфель (My Language Portfolio)
  • Методические рекомендации к учебнику (Teacher’s Book)
  • Буклет с раздаточным материалом (Picture Flashcards) и плакаты (Posters)
  • CD для работы в классе (Class CD)
  • CD для самостоятельных занятий дома (Student’s CD)
  • DVD видео (DVD video)
  • Сайты учебного курса:

Хотелось бы отметить, что авторы УМК предоставили учителю максимальный набор компонентов, способствующих успешной реализации данной программы.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 45 минут.

Работа по набору в группы начинается задолго до начала занятий. Первое информирование родителей проходит еще в «Школе будущего первоклассника». Это дает возможность родителям более осмысленно и сознательно подойти к выбору направлений дополнительного образования своего ребенка. Часто получается так, что родители хотят, чтобы их ребенок занимался и спортом, и языками, и искусством, забывая о физиологических и психологических особенностях детей этого возраста. Мотивы у родителей разные. Для большинства раннее обучение английскому языку – это процесс социализации ребенка, возможность общения и расширение кругозора [2]. В начале сентября на первом родительском собрании в ходе презентации родители знакомятся с основными направлениями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой “Spotlight Starter”. У родителей возникают разные вопросы. Задача педагога на данном этапе – объяснить родителям, что педагоги и родители делают одно общее дело. И результат обучения будет при условии систематического посещения занятий и выполнения всех требований педагога.

Оптимальная наполняемость группы – 10 человек. Такая наполняемость определена согласно Порядку организации предоставления дополнительного образования на территории МО г. Ноябрьск (Постановление МО Администрации город Ноябрьск от 09.06.2014 № П-601) и дает возможность учителю работать индивидуально с каждым ребенком.

Место проведения занятий играет важную роль. Учебное помещение должно способствовать эффективной работе детей на занятиях. В идеале это должен быть отдельный кабинет со специальной мебелью и оборудованием. К сожалению, в условиях перегруженности нашей школы – это невозможно. Занятия проходят только в кабинете английского языка, который оснащён современными учебно-методическими пособиями, мультимедийным оборудование с выходом в интернет.

Время проведения занятий – это один из тех вопросов, которые играют принципиальную роль в успешном освоении материала. Занятия должны проводиться во внеурочное время. Важно так составить расписание, чтобы у детей еще были силы для занятий. Желательно, чтобы одно из занятий выпадало на выходной день. С учетом нагрузки учителей сделать это непросто. Здесь нужно отметить, что ни одно занятие не должно пропасть. Если выпадает праздничный день или есть какие-то другие причины, не позволяющие провести занятие – это значит, что необходимо найти другой день для занятия.

В первом классе обучение английскому языку строится по принципу устного опережения. Главное внимание уделяется развитию разговорной речи и пополнению словарного запаса. Младшие школьники усваивают звуки, слова, структуры в простых и в то же время реальных речевых ситуациях.

Программа “Spotlight Starter” состоит из следующих модулей и ставит перед учащимися задачи:

Модуль 1: My Family!

– научиться называть членов своей семьи.

Модуль 2: My School!

– познакомиться с названиями школьных принадлежностей и научиться говорить об их местонахождении.

Модуль 3: My Room!

– научиться называть некоторые предметы мебели и говорить, где они находятся;

– научиться называть и описывать игрушки.

Модуль 4: My Pets!

– научиться называть некоторых животных, говорить о том, что умеют/не умеют делать люди и животные, описывать лицо.

Модуль 5: My Food!

– научиться рассказывать о своей любимой еде [3].

Несколько слов об учебнике и рабочей тетради. Учебник и рабочая тетрадь красочные и яркие, что является плюсом. Детям они нравятся.

Главные персонажи учебника – мальчик Ларри и его младшая сестренка Лулу, их волшебница няня и домашний любимец обезьянка Чаклз. Вместе с героями учебника дети учатся, играют, путешествуют. Учебник состоит из 5 основных модулей. Разнообразные, интересные задания, забавные стишки, песенки, увлекательные истории про любимых героев делают урок интересным и насыщенным, а также способствуют развитию зрительной и моторной памяти.

В учебнике предусмотрена частая смена видов работы. Чередуются виды активности: выполнение учебных задач, динамических упражнений, спокойные периоды (раcкрашивание, рисование, изготовление поделок в соответствии с изучаемым материалом) и смена видов речевой деятельности (аудирование, говорение) в рамках одного урока [3]. Занятия с первоклашками очень интенсивны и насыщены. Мы работали по рекомендациям Книги для учителя, но необходимо учитывать активность детей и всегда иметь в запасе несколько дополнительных заданий (например, пазлы, аппликации, настольные игры и др.).

Блок учебника Spotlight on the UK дает учащимся начальные сведения о традициях Великобритании, о жизни их зарубежных ровесников.

Очень интересный и ценный с точки зрения межпредметных связей-блок Fun at school.

В течение курса ребята знакомятся с героями известной сказки “The Ugly Duckling”. В ходе таких занятий развиваются навыки аудирования, умения говорить, повторяя монологи и диалоги героев сказки. Но надо отметить, что на «сказочных» занятиях мне не хватало заданий, с помощью которых поддерживалась активность на уроке. И такая ситуация заставляла дополнять уроки своими собственными заданиями (например, изготовление масок).

В УМК входит Языковой Портфель (My Language Portfolio). Большое значение в современной практике преподавания английского языка отводится тематическим творческим работам. Дети учатся формировать языковой портфель. В ходе представления своих творческих проектов в классе дети демонстрируют владение материалом модуля. Надо отметить, что презентация работ очень нравится ребятам.

В мае в конце курса мы провели итоговое занятие в виде игры по станциям. Дети в группах выполняли различные интересные задания, демонстрирующие свои знания. Каждому учащемуся в торжественной обстановке вручается Certificate of Achievement – свидетельство о том, что учащийся закончил первый этап изучения английского языка с УМК “Spotlight Starter”.

И о самом главном, о том, без чего невозможно научить чему-либо ни взрослого, ни тем более маленького ребенка. Маленькому ребенку бесполезно говорить о том, что английский пригодится ему в будущем. Поэтому мотивация – самый важный вопрос при обучении иностранному языку. Мотивация ведет к успеху.

Как создать и поддержать интерес к учебе?

Главное в работе с малышами – умение так построить занятие, чтобы малыши были уверены, что цель занятия не учеба, а возможность поиграть.

Игра – вот, что интересно детям. Игра позволяет активизировать не только речемыслительную деятельность, но и сделать процесс обучения более интенсивным и занимательным. Игра – это естественный путь познания окружающего мира в детском возрасте. Программа предлагает целый спектр интересных игр, однако каждый урок необходимо придумывать новые веселые поводы, чтобы вовлечь в игру малышей, чтобы создать интригу и увлечь детей. И сам учитель является активным участником этих игр.

Огромное значение имеет установка на положительный результат. Маленькие дети очень восприимчивы к похвале и критике. Необходимо постоянно поддерживать чувство успеха в каждом ученике. Необходимо увидеть результат, пусть и самый маленький, каждого ребенка и отметить его.

Однако, к сожалению, надо отметить, что не у всех ребят в группе удалось пробудить интерес к английскому языку. И это проблема, которая заставляет искать новые методы и формы. А есть такие, которым 45 минут мало, и они искренне расстраиваются, что занятие закончилось. Это самая большая похвала для учителя. И это тоже заставляет искать что-то новое и интересное.

И еще об одном моменте не могу не сказать. Каждый взрослый знает, что маленькие дети, как никто другой, чувствуют неискренность и ложь и не умеют притворяться. И мы, учителя, всякий раз убеждаемся в этом, работая с маленькими детьми.

В итоге первого года обучения английскому языку по УМК “Spotlight Starter” у первоклассников должен сформироваться навык восприятия иноязычной речи на слух, что является залогом дальнейшего успешного освоения иностранного языка. Дети должны понимать инструкции учителя на английском языке, узнавать формулировки заданий в учебнике. А главное, очень хочется надеяться, что они полюбили уроки английского языка.

Список использованной литературы и интернет-источников:

Автор: Портнягина Элина Владиславовна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение:
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: «Проблемы и перспективы раннего обучения английскому языку»
Дата публикации: 30.08.2017
Раздел: начальное образование

Проблемы и перспективы раннего обучения английскому языку

выявляются способности, формируются умения.

Неоспоримо, что изучение иностранных языков в этом возрасте весьма полезно,

независимо от природных задатков ребенка, ведь оно лишь положительно влияет на

развиваются с наибольшей скоростью именно в детском возрасте – от рождения до 12 лет.

Тем более, что современные дети встречаются с иностранной речью повсюду: в

СМИ, художественных и мультипликационных фильмах, музыке, в сети Интернет, ее

изучение представляется очень важным.

признана нашим государством.

Однако следует понимать, что методика изучения языка в раннем возрасте должна

коренным образом отличаться от методик изучения в среднем и старшем возрасте.

происходит преимущественно на основе имитации, бессознательно. Дети вполне легко

повторяют иностранную речь.

В дошкольном возрасте, безусловно, ведущей является игровая форма деятельности.

Речь дошкольников очень проста, банальна, базисна,

ребенок еще не успел осознать

структуру своего родного языка, поэтому обучение иностранной речи возможно лишь

дополнительный толчок. При этом в детском речевом развитии наблюдаются следующие

— речь на родном языке становится более сложной в лингвистическом плане, что

появляется возможность более усложнять материал;

— усложняется и становится разнообразнее характер учебной деятельности в целом;

— у обучающихся появляется стремление анализировать свою речь на иностранном

языке, возникает интерес к этому процессу.

следующие методические приемы:

— связь с родным языком, использование опоры на него;

— проведение звуко-буквенного анализа (например, соотнесение алфавитов);

— соотнесение лексической единицы с картинкой;

-использование моделирования для формирования утвердительных, отрицательных,

вопросительных предложений и структуры высказывания на английском языке (в том

числе, возможно соотнесение синтаксических структур родного языка и иностранного).

Следует помнить, что существуют и определенные трудности в раннем обучении

иностранному языку. Наблюдаются различия в психофизиологическом развитии пяти-

шестилетних детей и семилетних обучающихся. У ребенка при переходе из детского сада к

обучению в школе резко меняется социальная роль. В его игровую деятельность, которая

до прихода в школу являлась основным способом познания мира, подключается учебная

деятельность, которая будет выступать в роли ведущей в последующие годы обучения. У

утомляемость, неумение слушать друг друга, гиперактивность и т.д.

Для организации внимания детей нужна частая смена действий. Соответственно,

задача педагога – сделать эти действия максимально интересными для детей. Исходя из

обучающих игр (на одну тематику), например, дает только положительный результат. Дети

не утомляются, смена их активности позволяет им не зацикливаться на чем-то одном, за

счет чего процесс обучения ускоряется.

Следует отметить, что психологические особенности младших школьников дают им

определенные преимущества при изучении иностранного языка. Одним из наилучших

стимулов является чувство успеха. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с

обучения, необходимо учитывать данный факт. Личный опыт показывает, что лучшей

мотивацией для обучающихся начальной школы является получение высоких оценок

наставлениями, замечаниями в тетрадях и др., т.к. получение постоянно низких оценок

снижает заинтересованность в обучении у школьников; а распространенная практика

успеваемости у детей.

младших школьников. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать

взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Чтобы ученики

механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Дети не могут

поэтому нужно давать во время урока такие задания, которые позволяли бы им двигаться

по классу (игры, песни с движениями, танцы, мини-гимнастика).

Учитывая психологические, эмоциональные, физические особенности развития,

следует выделить те средства, которыми пользуется учитель иностранного языка при

обучении дошкольников и младших школьников:

-сценарные планы, планы – конспекты уроков различных форм (интегрированные

уроки; уроки с использованием мультимедийных пособий; уроки – игры, уроки – сказки);

— набор игр (лексических, грамматических, фонетических, интерактивных);

— разработки физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых гимнастик;

-разнообразный дидактический материал: тренировочные и контрольные карточки

Что касается перспектив развития, то нужно сказать, что, прежде всего, следует

развивать пути внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальное

образование детей младшего школьного возраста.

Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие

О решении некоторых проблем раннего обучения иностранному языку

Перед родителями дошкольника часто встает вопрос раннего обучения иностранным языкам. Все точно знают, что нужно обучать ребенка иностранному языку и что начинать нужно рано. А вот когда начать и, главное, где, по какой программе и как обеспечить ребенку непрерывный успех и прогресс? Эти вопросы и некоторые проблемы раннего обучения я рассматриваю в своей статье.

Раннее обучение иностранному языку считается многими методистами наиболее эффективным, поскольку ранний возраст является благоприятным для восприятия языка (т.н. сензитивный период развития ребенка). Однако раннее обучение иностранным языкам и, в частности английскому, имеет ряд проблем, возможное решение которых я продемонстрирую на примере реализации образовательной программы, основанной на принципах диалога культур и билингвальности.

Многие педагоги, практикующие занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, возразят по этому поводу, что проблем в собственно занятиях и их результатах нет. И если не вдаваться в подробности и не выходить за рамки сиюминутного результата, это так и есть: обучающиеся с удовольствием посещают занятия, повторяют звуки и слова, поют песни и т.д. Благо, что программ раннего обучения достаточно и материал в них примерно одинаковый. Другой вопрос, что дальше?

Ведь чаще всего эти занятия проходят в школах подготовки к общеобразовательной программе или языковых центрах, то есть на добровольной основе по желанию родителей. В этой связи посещение часто прерывается по разным причинам, так как не является обязательным, или реализуется вариант, когда ребенка переводят из одной группы в другую с большим перерывом. Таким образом, когда ребенок приходит, наконец, в общеобразовательную школу, он несет в себе уже какой-то набор навыков или, если можно так выразиться, «набор воспоминаний» об иностранном языке, который он когда-то слышал или повторял, потому что термин «учил» здесь явно не подходит.

Давайте сформулируем и обозначим проблемы, о которых идет речь.

Сензитивный период жизни дошкольника дает возможность для легкого обучения ребенка фонетическому звучанию иностранного языка. В это же время артикуляционный аппарат его еще не совсем готов к воспроизведению звуков и звукосочетаний правильно. Однако ребенка такого возраста трудно заставить скорректировать звуки, если они неаутентичны. Да такая цель и не стоит перед педагогами раннего обучения. Таким образом, учитывая прерывистость занятий и прочный остаточный навыковый багаж, часто обучающийся имеет в результате неверные фонетические формы, причем заложенные очень крепко. Исправить такой результат часто просто невозможно.

Следующий аспект раннего обучения английскому языку, на котором хотелось бы остановиться, это мотивация обучающихся. В связи с тем, что занятия чаще всего являются добровольными и развлекательными, проводятся с использованием игровых технологий и т.п., проблем с мотивацией у педагогов не возникает. Тем более что цели оценки качества образования по результату в данном случае не ставится. Если, однако, иметь в виду, что ребенок раннего возраста основывается в оценке окружающих событий практически на исключительно эмоциональной основе, то нетрудно сделать вывод, что в случае возможного негативного события, связанного с обучением иностранному языку, вернуть позитивное отношение к языковому образованию будет трудно, что в нашей ситуации, когда дальнейшее обучение просто необходимо, будет иметь весьма негативный эффект.

Еще один вопрос, который по опыту работы возникает с детьми, прошедшими занятия раннего обучения, это вопрос запаса лексики на иностранном языке. Вернемся на минуту к природной основе обучения младенцев родному языку. Природосообразность заставляет мать или няню ребенка сначала называть и указывать ему на предметы, привлекая внимание сначала к именам, потом просто к существительным, затем к фразам, содержащим только предмет и действие, то есть от простого к сложному. При этом на протяжении практически года жизни ребенок не говорит, даже не повторяет предложенных фраз и слов, внимая только их многократному повторению, внимательно следя за работой артикуляционного аппарата взрослого. И только через много месяцев он начинает повторять услышанное и то не всегда правильно.

Что же происходит во время раннего обучения по традиционным программам? Практически сразу ребенка призывают к повторению услышанного, причем чаще всего не слов и звуков, а фраз. И это можно понять, потому что невозможно так замотивировать ребенка 3-5 лет, чтоб он просто слушал иноязычную речь в течение 40 минут или повторял бессмысленные для него звуки. Как результат, что мы видим далее? Вместо ожидаемого пассивного запаса лексики иностранного языка, ребенок воспринимает занятия по языку исключительно как игру (что, впрочем, в начале и неплохо для положительной мотивации) и воспроизводит отрывочные нецелевые фразы на иностранном языке (чаще всего, фонетически неправильно, ведь количество пассивных повторений лексики для ее активного воспроизведения не было соблюдено и мотивации для запоминания попросту не хватило).

Никоим образом не имея целью критиковать существующие методики и технологии раннего обучения английскому языку, и педагогов, которые этим занимаются, кратко определю принципы такого образования в соответствии с реализацией программы английского как второго родного языка у детей раннего возраста. Опыт реализации программы использованием методики Школы Завтрашнего Дня (School of Tomorrow) в школах в течение 25 лет и в нашей гимназии 20 лет, а также высокие результаты образовательной деятельности, которые за этот период не вызывают сомнений, позволяет сделать некоторые выводы о преимуществах данной технологии.

Цельность данной образовательной программы, состоящая в полностью проработанных и подготовленных материалах для педагогов и учащихся, дает возможность начать ее реализацию в 4-5 лет и не допускать прерывания обучения, которое крайне пагубно сказывается на результате.

Мотивация обучения обеспечивается положительным эмоциональным настроем, позитивом от успеха, занимательностью игровой и ролевой ситуации, работой в группе. Более того, ученики учатся целеполаганию и удовлетворению от собственных учебных целей. Особая роль в мотивации учеников отводится УМК, полностью соответствующего возрасту учеников как по оформлению, так и по содержанию.

Говоря о фонетическом аспекте обучения иностранному языку, программа билингвального образования имеет ряд преимуществ в аутентичности материалов, соответствии количества необходимых повторений для запоминания и усвоения навыков в учебных материалах, использовании английского языка как средства общения, что автоматически создает естественную мотивацию потребности общения, основу для коммуникативной компетенции на иностранном языке.

Исходя из необходимости формирования языковой и коммуникативной компетенции на иностранном языке, программа наряду с фонетическим вводным курсом достаточно длительный срок посвящает устному вводному курсу, когда, собственно, и создается пассивный багаж лексических единиц английского языка. Природосообразность и технологичность программы, разработанность всех компонентов УМК, персонифицированное обучение позволяет обеспечить необходимое количество упражнений на закрепление лексики, причем, в соответствующем контексте, в результате чего 90% лексики запоминается учащимися и готово к применению на следующем этапе обучения.

Таким образом, решение проблем качественного раннего обучения английскому языку лежит в наибольшем приближении его либо к естественному обучению в языковой среде, когда родители или другие члены семьи общаются с ребенком только на иностранном языке, что создает естественную потребность в восприятии языка, а значит, и наилучшую для обучения мотивацию. Либо выход в аутентичной образовательной программе, максимально приближенной к природной естественной среде, при этом совершенно технологичной, с прямым переходом на уровень самообразования на второй и третьей ступени.

Результаты образования по программе «Английский как второй» — это выпускники, для которых английский язык является равным с родным по средствам и уровню общения, выпускники. А также это выпускники, адаптированные к межкультурному общению во всех его проявлениях — как виртуальному, так и личному.

Об авторе: Хорькова Анна Адольфовна, учитель английского языка, г. Екатеринбург.

Источники: http://iyazyki.prosv.ru/2018/01/early-learning-english-language/, http://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=2713, http://pedsovet.su/english/5963

176 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector