Проблемы изучения грамматики английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
126 просмотров
29 января 2019

Современные проблемы обучения грамматике английского языка

Проблемы формирования и развития грамматических навыков и пути их решения

Изучение грамматики неизбежно при овладении иностранным языком.

Как считает автор методической статьи [15],основные проблемы возникающие при обучении грамматическому аспекту вызваны как различием грамматического строя английского и русского языков, так и недостатком теоретических знаний у учащихся в области родного языка.

Проблема отсутствия аналогий. [15] Часто дети знакомятся с грамматическими явлениями английского языка раньше, чем они изучают аналогичные явления в курсе родного языка, например, видовременные формы глаголов, категории числа, принадлежности, части речи, члены предложения.

Одним из принципов работы с маленькими детьми, которые в силу своего возраста еще не способны понять сложные грамматические явления, автор [15] считает упрощение. На ранних этапах обучения очень выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры. Грамматическое явление получает название, образ, историю, как бы легенду и начинает жить в разговорном языке ребенка. Образ должен быть близким и понятным ребенку, жизненным и даже созвучным в названии в двух языках — английском и русском. Образное название изучаемого грамматического явления упрощает его понимание, его образное изображение помогает учителю и ученику общаться символами. Образ можно «оживить» жестом, звуком, рисунком, что экономит время объяснения непонятных ребенку грамматических терминов, исправления ошибок в ходе тренировки, помогает избегать обращения к русскому языку.

Проблема коммуникативной направленности. Пассов Е.И. отмечает [8], что воспитание направлено на формирование личности как идеала общества. Пассов Е.И. пишет [10], что коммуникативное обучение иностранному языку оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций человека. При коммуникативном обучении развитие мышления происходит за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Тем самым активно развивается познавательная и коммуникативная функция мышления.

Автор [15] также отмечает, что коммуникативный подход строится таким образом, что деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а, наоборот, всячески учитываются при организации общения на уроке. Обучение все больше строится не на прохождении определенных тем, а на обсуждении проблем из жизни нашего общества. Благодаря этому ученики получают возможность обсуждать свои дела и поступки, текущие события в жизни класса, школы, города, страны, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.

Пассов Е.И. также утверждает [10], что одно из непременных условий действительного коммуникативного обучения иностранному языку является создание на уроках благоприятного психологического климата. К тому же, обучение, построенное на уважении личности каждого ученика, проходящее в атмосфере доброжелательности, раскрепощенности, помогает раскрыться разным сторонам личности школьника. Из опыта коммуникативного обучения иностранному языку известно, что организация учебного процесса на основе межличностного общения способствует ускоренному формированию не только практических навыков по овладению иностранным языком, но и формированию учебной группы как коллектива, помогает формированию личности в коллективе и через коллектив.

Проблема грамматического минимума. По мнению автора методологического сайта [22], в условиях средней школы нет реальной возможности для усваивания всех грамматических явлений иностранного языка по причине его обширности и трудности при формировании грамматических навыков. Поэтому необходимо усилить дифференциацию при отборе материала для активного и пассивного грамматического минимума, и представить сложные грамматические явления в упрощенном виде. Желательно использовать опоры, наглядности, схемы при этом. И по мере овладения упрощенным вариантом давать более сложные конструкции.

По мнению автора [23] методического сайта, обучение грамматике целесообразно строить по принципу не от термина к значению, а от примеров грамматических форм в предложениях к их значениям.

Таким образом, при выборе грамматического термина автор [2] предлагает руководствоваться следующими критериями:

  • а) термин не должен противоречить научности описания грамматического явления;
  • б) термин не должен порождать у учащихся ложных ассоциаций;
  • в) преимущество следует отдавать термину, отражающему семантическую и функциональную характеристику явления.

Проблема доступности упражнений. Автор считает [22], что основным фактором, обуславливающим успех обучения речевой деятельности и формирования грамматических навыков, являются упражнения, ибо в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения.

Работа по иностранному языку возбуждает активность тогда, когда она дает ясно ощутимые практические результаты уже в самом процессе обучения. [12]

Методолог Салистра И.Д. отмечает [12], что оптимальный обучающий и воспитательный эффект достигается только тогда, когда учащиеся убеждены в применимости получаемых знаний в практической жизни, когда изучаемый материал связан с реаль-ными речевыми ситуациями. Поэтому и грамматические упражнения должны в большей степени исходить из жизненных ситуаций, чем из данного на уроке правила: их задача — показать, как изучаемое явление используется в речи, в каких типичных ситуациях, а затем путем повторения условий акта речи заставить учащегося воспроизводить его.[25]

Все перечисленные составляющие используются для формирования грамматических навыков, максимальной эффективности в усвоении грамматических форм и их закреплении.

Исследование грамматики английского языка на примере овладения ее основами носителями языка и российскими учащимися средней школы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Королькова Александра Валентиновна

Зарубежное исследование проблем грамматики предполагает, что значительная часть носителей английского языка не могут понять некоторые основные предложения. Вывод не все говорящие на английском языке обладают способностью использовать грамматические верные реплики. Это заключение может иметь значительные последствия для образования, общения и лингвистической теории. В исследовании представлена роль дифференциального подхода к овладению грамматическим навыком учащихся средней школы.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Королькова Александра Валентиновна,

The study of English grammar on the example of mastery of the basics by native speakers and Russian high school students

Foreign research into grammar suggests that a significant proportion of native English speakers are unable to understand some basic sentences. The findings which undermine the assumption that all speakers have a core ability to use grammatical cues could have significant implications for education, communication and linguistic theory. The study shows the role of differential approach to the mastery of grammatical skills of high school students.

Текст научной работы на тему «Исследование грамматики английского языка на примере овладения ее основами носителями языка и российскими учащимися средней школы»

The study of English grammar on the example of mastery of the basics by native speakers and Russian high school students

Korolkova Alexandra Valentinovna, English teacher, Municipal educational institution

«Lyceum №107», Saratov

Abstract: Foreign research into grammar suggests that a significant proportion of native English speakers are unable to understand some basic sentences. The findings — which undermine the assumption that all speakers have a core ability to use grammatical cues — could have significant implications for education, communication and linguistic theory. The study shows the role of differential approach to the mastery of grammatical skills of high school students.

Keywords: grammar, English language.

Исследование грамматики английского языка на примере

овладения ее основами носителями языка и российскими учащимися средней школы

Королькова Александра Валентиновна, учитель английского языка, МОУ «Лицей № 107», г. Саратов

Аннотация: Зарубежное исследование проблем грамматики предполагает, что значительная часть носителей английского языка не могут понять некоторые основные предложения. Вывод — не все говорящие на английском языке обладают способностью использовать грамматические верные реплики. Это заключение может иметь значительные последствия для образования, общения и лингвистической теории. В исследовании представлена роль дифференциального подхода к овладению грамматическим навыком учащихся средней школы.

Ключевые слова: грамматика, английский язык.

Грамматика — один из аспектов обучения языкам, на протяжении многих лет являющийся предметом интенсивных обсуждений и дискуссий. Грамматика понималась по-разному, она играла и играет неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и в системе образования отдельных стран мира [2, с. 26].

Понятие «грамматика» (греч. grammatike) первоначально обозначало «искусство чтения и письма». В средние века «свободное искусство» grammatika (лат.) считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью: научить владению латинским языком (иногда и другими языками), сообщить сведения по филологии, в том числе и при чтении текстов, осуществлять гимнастику ума [5, с. 25]. Обучение

любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель.

В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.

Грамматический навык — это синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфо-лого — синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи [3, с. 57].

Исследование грамматики ученых университета Нортумбрии (Ньюкасл, Великобритания) показывает, что значительная часть носителей английского языка не могут понять некоторые основные предложения. Проект предполагал, что каждый взрослый носитель английского языка сможет понять смысл фразы: «The soldier was hit by the sailor. (Солдата ударил матрос.)». Исследование, проведенное доктором Евой Дамбровска, показал, что основные элементы базовой грамматики английского языка не были освоены некоторыми носителями языка. [7].

Доктор Дабровска и аспирант Джеймс Стрит тестировали ряд взрослых, некоторые из которых были аспиранты, а другие покинули школу в возрасте до 16 лет. Всем участникам было предложено определить смысл ряда простых активных и пассивных предложений, а также предложений, которые содержат универсальный классификатор «каждый».

Высокая доля тех, кто покинул школу до 16 лет, начали делать ошибки. Некоторые тестируемые были не в состоянии выполнить лучше, чем случайно угадать правильные ответы.

Доктор Дабровска комментирует: «Эти данные являются переворотом, потому что в течение многих десятилетий теория учебного консенсуса была твердой. Независимо от уровня образования или диалекта, мы все должны быть одинаково грамотны, чтобы понять смысл предложения».

Центральный принцип теории Ноама Хомского в универсальной грамматике гласит, что все дети изучают язык одинаково хорошо и что, следовательно, должна быть основная общая структура для всех языков, которая каким-то образом должна быть «вшита» в мозг. Иными словами речь о «врожденной грамотности».

Доктор Дабровска дала объяснения ее результатов. Она подчеркнула, что выводы не имеют ничего общего с интеллектом. Участникам

с низким уровнем образования были даны инструкции для проведения испытаний, и они были в состоянии изучить конструкции очень быстро. Она предполагает, что это может быть потому, что когда они были детьми, они не обращали внимания на то, как строят фразы их родители или учителя.

Она добавляет: «Эти данные могут иметь ряд последствий. Если значительная часть населения не понимает пассивные предложения, уведомления и другие формы письменной информации, возможно, придется переписать стратегию грамотности».

Доктор Дабровска представила свои выводы в программной лекции на конференции «Когнитивная лингвистика» в Великобритании 7 июля 2015 г.

Исследования ведущих современных российских методистов Е.Н. Солововой, Р.П. Сысоева, Ж.Л. Витлина показывают, что учащиеся с высокими учебными возможностями способны намного быстрее переходить от упражнений репродуктивного плана к продуктивным упражнениям, проявляя при этом самостоятельность в учебной деятельности. Задача учителя при работе с этой группой учащихся создать возможности для расширения и углубления их знаний по предмету.

Учащимся с низкими учебными возможностями требуется больше времени для прочного усвоения материала, больше упражнений на систематизацию и обобщение, часто под непосредственным наблюдением учителя. [4, с. 32].

Для определения степени сформированности грамматических навыков английского языка учащихся (7 класс) лицея № 107 г. Саратова, а также эффективности применяемого подхода и упражнений, в ходе эксперимента автором данного исследования Корольковой А.В. был проведен контрольный срез. Данный срез был разработан для экспериментальной группы дифференцированно в двух вариантах для учащихся с низкими и средними учебными возможностями (первая группа) и с высокими и высшими учебными возможностями (вторая группа). Контрольный срез включал четыре задания[6].:

1. Подстановка: составление предложений из готовых частей. Пример:

Choose the correct answer:

1._you usually go to bed? — At 11 p.m.

2)_you go to the cinema? — Twice a month.

2. Трансформация: составление вопросов к данным утверждениям. Пример:

Rewrite the following sentences using Passive Voice:

1. The storm damaged many houses. (Many houses were damaged by the storm)

2. The police are looking for him. (He is being looked for by the police)

3. He has written the report. (The report has been written by him)

3. Репродукция: составление диалога, содержащего изучаемые грамматические структуры, на заданную тему. Пример:

— Hi Daniel! Are you busy?

— Well, I’m writing a letter now.

— Can you help me?

— Why me? Look! Bob is reading the magazine. Ask him.

— Bob, what are you doing now? Are you busy?

— Yeah, I’m studying the business pages.

4. Продукция: составление интервью, опроса. Пример:

Ask your friend about his / her summer holiday.

Отличие заданий второй группы от первой заключалось в большем объеме предложенных упражнений, сложности используемой лексики.

В ходе эксперимента было выявлено, что учащиеся с высокими учебными возможностями быстрее выполняли задания самостоятельно. Учащимся с низкими учебными возможностями потребовалось больше времени для выполнения упражнений и больше упражнений для закрепления материала на систематизацию и обобщение, причем под непосредственным наблюдением учителя. Все качества грамматического навыка употребления грамматических форм Future Simple, Present Progressive, конструкции to be going to do в экспериментальной группе обладают достаточной степенью сформированности. Таким образом,

эффективное обучение грамматическому навыку английского языка должно быть дифференцированным.

1. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 5. — С. 5

2. Ковалева Г.А. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики [Текст] / Г.А. Ковалева. — М.: АРКТИ, 2004. -86 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. [Текст] / И.Ю. Кулагина — М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2012. — 120 с.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: АСТ: Астрель, 2008.

5. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // Иностранные языки в школе. -2013. — № 6. — С. 25-31.

Проблемы изучения грамматики английского языка в начальной школе и пути их решения

Столичный учебный центр
г. Москва

Проблемы изучения грамматики английского языка в начальной школе и пути их решения

Грамматика английского языка — это исторически сложившийся свод правил, на которых основано употребление английских слов и выражений. Знание грамматики английского языка — это залог правильной и красивой речи и письма. Без знания грамматики английского языка невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества.

В процессе обучения грамматической стороне иноязычной речи необходимо учитывать не только иноязычный речевой опыт младшего школьника на родном языке, что существенно расширяет лингвистическое пространство для анализа, сравнения, обобщения грамматических явлений в родном и иностранном языках, дает возможность максимально привлекать весь жизненный опыт ребенка для усвоения грамматических понятий, правил и овладения ими. [1, с.27]

При недостаточном внимании к изучению грамматики возникают проблемы: ученики не только не могут общаться друг с другом, даже в старших классах, но и нормально переводить тексты, содержащие разные грамматические структуры.

Это происходит из-за принципиально различных строев английского и русского языков, аналитики и синтеза. В английском языке — построение слов в предложении, в русском — падежные окончания, связь слов в предложении. Эту разницу очень хорошо проиллюстрировал М. А. Колпакчи в своей книге «Дружеские встречи с английским языком»:

Father Отец Beats бьёт Son сына

Если поменять подлежащее и дополнение местами, то смысл русского предложения не изменится, а в английском языке изменится на диаметрально противоположный.

Если предложить ученикам перевод отдельных слов предложения, а затем перестроить его на « Son beats father », то, в силу определённого менталитета, многие из них, подключая падежность русского языка, оставят в переводе предложения всё без изменения, т. е. «Отец бьёт сына». [3 , с.32]

На начальном этапе обучения английскому языку, ученики знакомятся со структурами, где вспомогательные глаголы в основном представлены группой Be , Have , Modals и D о ( es ). Грамматичность и неполнота этих глаголов очень легко показывается, достаточно просто перевести предложения. Например,

Is He my friend. Он — мой друг.

Has She has lots of toys У неё много игрушек.

Здесь мы легко избегаем перевода вспомогательных глаголов. А любой модальный глагол выражает отношение к действию, т. е. предполагается обязательное присутствие другого смыслового глагола.

Зачастую у ребят возникают трудности при построении предложений. Поэтому в каждом классе я даю следующую схему (порядок слов в английском предложении) 1)подлежащее(кто?что?) 2)сказуемое (что делать?) 3)определение (какой?) 4)дополнение (что?кем?чем?) 5)обстоятельство(где? когда?) [2, с.17]

Однако в начальных классах реализовать это стремление не так-то просто. Дело в том, что в грамматический минимум для начальной школы неизбежно входят и общие грамматические понятия, полноценное осмысление и понимание которых предусматривает наличие у детей достаточно высокого уровня сформированности и развития понятийного, словесно-логического мышления, которое достигает достаточного уровня лишь к 11-12 годам. Учитывая это при обучении детей английской грамматике, нужно опираться на то, что у детей ярко выражено, прежде всего, наглядно-образное мышление, воображение, способность к подражанию.

Использование сказки предоставляет широкие возможности для обучения грамматическим навыкам. Сказка развивает воображение ребенка, что связано с развитием речи и эмоциональной сферы личности. Помимо этого сказка является средством творческого моделирования ситуаций общения. [1, с.36]

Таким образом, работа над грамматическим материалом с помощью сказки является одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком . Она активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интересным.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровые приемы вообще должны присутствовать на всех уроках. Это не означает, что на каждый урок придумываются какие-то сложные костюмы и прочие атрибуты. Порой достаточно небольших игровых приемов, чтобы активизировать работу на уроке, привлечь внимание учеников.

Е.Н.Соловова отмечает, что некоторые учащиеся не могут идентифицировать то или иное грамматическое явление даже после длительной отработки. Поэтому автор предлагает обязательно записать все формы изучаемого грамматического явления на доске; выписать отрицательную, вопросительную и утвердительную формы; сравнить форму данной структуры с частично похожей формой другой структуры сделать учащихся не пассивными, а активными участниками учебного процесса, а также связать грамматическую форму с конкретным речевым контекстом в целях лучшего запоминания. [ 2 , с.43 ]

Таким образом, при обучении иностранному языку, особенно на начальном этапе, грамматикой следует заниматься специально, потому что, во-первых, грамматика является важнейшим компонентом языка как системы, во-вторых, любые коммуникативные навыки без регулярного обращения к грамматике возможны лишь до определенного предела, и в-третьих, знание грамматики удовлетворяет естественную потребность людей, желающих овладеть иностранным языком.

Список использованной литературы

Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2000.

Иностранные языки в школе. Научно-методический журнал. – М.: Иностранные языки в школе, 2000.

Попова Е . Н ., «I Start To Love English» — Волгоград , Учитель , 2007 г .

Источники: http://vuzlit.ru/559814/sovremennye_problemy_obucheniya_grammatike_angliyskogo_yazyka, http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-grammatiki-angliyskogo-yazyka-na-primere-ovladeniya-ee-osnovami-nositelyami-yazyka-i-rossiyskimi-uchaschimisya-sredney, http://infourok.ru/problemi-izucheniya-grammatiki-angliyskogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-i-puti-ih-resheniya-2024205.html

126 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector