Проблемы раннего изучения английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
323 просмотров
29 января 2019

О решении некоторых проблем раннего обучения иностранному языку

Перед родителями дошкольника часто встает вопрос раннего обучения иностранным языкам. Все точно знают, что нужно обучать ребенка иностранному языку и что начинать нужно рано. А вот когда начать и, главное, где, по какой программе и как обеспечить ребенку непрерывный успех и прогресс? Эти вопросы и некоторые проблемы раннего обучения я рассматриваю в своей статье.

Раннее обучение иностранному языку считается многими методистами наиболее эффективным, поскольку ранний возраст является благоприятным для восприятия языка (т.н. сензитивный период развития ребенка). Однако раннее обучение иностранным языкам и, в частности английскому, имеет ряд проблем, возможное решение которых я продемонстрирую на примере реализации образовательной программы, основанной на принципах диалога культур и билингвальности.

Многие педагоги, практикующие занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, возразят по этому поводу, что проблем в собственно занятиях и их результатах нет. И если не вдаваться в подробности и не выходить за рамки сиюминутного результата, это так и есть: обучающиеся с удовольствием посещают занятия, повторяют звуки и слова, поют песни и т.д. Благо, что программ раннего обучения достаточно и материал в них примерно одинаковый. Другой вопрос, что дальше?

Ведь чаще всего эти занятия проходят в школах подготовки к общеобразовательной программе или языковых центрах, то есть на добровольной основе по желанию родителей. В этой связи посещение часто прерывается по разным причинам, так как не является обязательным, или реализуется вариант, когда ребенка переводят из одной группы в другую с большим перерывом. Таким образом, когда ребенок приходит, наконец, в общеобразовательную школу, он несет в себе уже какой-то набор навыков или, если можно так выразиться, «набор воспоминаний» об иностранном языке, который он когда-то слышал или повторял, потому что термин «учил» здесь явно не подходит.

Давайте сформулируем и обозначим проблемы, о которых идет речь.

Сензитивный период жизни дошкольника дает возможность для легкого обучения ребенка фонетическому звучанию иностранного языка. В это же время артикуляционный аппарат его еще не совсем готов к воспроизведению звуков и звукосочетаний правильно. Однако ребенка такого возраста трудно заставить скорректировать звуки, если они неаутентичны. Да такая цель и не стоит перед педагогами раннего обучения. Таким образом, учитывая прерывистость занятий и прочный остаточный навыковый багаж, часто обучающийся имеет в результате неверные фонетические формы, причем заложенные очень крепко. Исправить такой результат часто просто невозможно.

Следующий аспект раннего обучения английскому языку, на котором хотелось бы остановиться, это мотивация обучающихся. В связи с тем, что занятия чаще всего являются добровольными и развлекательными, проводятся с использованием игровых технологий и т.п., проблем с мотивацией у педагогов не возникает. Тем более что цели оценки качества образования по результату в данном случае не ставится. Если, однако, иметь в виду, что ребенок раннего возраста основывается в оценке окружающих событий практически на исключительно эмоциональной основе, то нетрудно сделать вывод, что в случае возможного негативного события, связанного с обучением иностранному языку, вернуть позитивное отношение к языковому образованию будет трудно, что в нашей ситуации, когда дальнейшее обучение просто необходимо, будет иметь весьма негативный эффект.

Еще один вопрос, который по опыту работы возникает с детьми, прошедшими занятия раннего обучения, это вопрос запаса лексики на иностранном языке. Вернемся на минуту к природной основе обучения младенцев родному языку. Природосообразность заставляет мать или няню ребенка сначала называть и указывать ему на предметы, привлекая внимание сначала к именам, потом просто к существительным, затем к фразам, содержащим только предмет и действие, то есть от простого к сложному. При этом на протяжении практически года жизни ребенок не говорит, даже не повторяет предложенных фраз и слов, внимая только их многократному повторению, внимательно следя за работой артикуляционного аппарата взрослого. И только через много месяцев он начинает повторять услышанное и то не всегда правильно.

Что же происходит во время раннего обучения по традиционным программам? Практически сразу ребенка призывают к повторению услышанного, причем чаще всего не слов и звуков, а фраз. И это можно понять, потому что невозможно так замотивировать ребенка 3-5 лет, чтоб он просто слушал иноязычную речь в течение 40 минут или повторял бессмысленные для него звуки. Как результат, что мы видим далее? Вместо ожидаемого пассивного запаса лексики иностранного языка, ребенок воспринимает занятия по языку исключительно как игру (что, впрочем, в начале и неплохо для положительной мотивации) и воспроизводит отрывочные нецелевые фразы на иностранном языке (чаще всего, фонетически неправильно, ведь количество пассивных повторений лексики для ее активного воспроизведения не было соблюдено и мотивации для запоминания попросту не хватило).

Никоим образом не имея целью критиковать существующие методики и технологии раннего обучения английскому языку, и педагогов, которые этим занимаются, кратко определю принципы такого образования в соответствии с реализацией программы английского как второго родного языка у детей раннего возраста. Опыт реализации программы использованием методики Школы Завтрашнего Дня (School of Tomorrow) в школах в течение 25 лет и в нашей гимназии 20 лет, а также высокие результаты образовательной деятельности, которые за этот период не вызывают сомнений, позволяет сделать некоторые выводы о преимуществах данной технологии.

Цельность данной образовательной программы, состоящая в полностью проработанных и подготовленных материалах для педагогов и учащихся, дает возможность начать ее реализацию в 4-5 лет и не допускать прерывания обучения, которое крайне пагубно сказывается на результате.

Мотивация обучения обеспечивается положительным эмоциональным настроем, позитивом от успеха, занимательностью игровой и ролевой ситуации, работой в группе. Более того, ученики учатся целеполаганию и удовлетворению от собственных учебных целей. Особая роль в мотивации учеников отводится УМК, полностью соответствующего возрасту учеников как по оформлению, так и по содержанию.

Говоря о фонетическом аспекте обучения иностранному языку, программа билингвального образования имеет ряд преимуществ в аутентичности материалов, соответствии количества необходимых повторений для запоминания и усвоения навыков в учебных материалах, использовании английского языка как средства общения, что автоматически создает естественную мотивацию потребности общения, основу для коммуникативной компетенции на иностранном языке.

Исходя из необходимости формирования языковой и коммуникативной компетенции на иностранном языке, программа наряду с фонетическим вводным курсом достаточно длительный срок посвящает устному вводному курсу, когда, собственно, и создается пассивный багаж лексических единиц английского языка. Природосообразность и технологичность программы, разработанность всех компонентов УМК, персонифицированное обучение позволяет обеспечить необходимое количество упражнений на закрепление лексики, причем, в соответствующем контексте, в результате чего 90% лексики запоминается учащимися и готово к применению на следующем этапе обучения.

Таким образом, решение проблем качественного раннего обучения английскому языку лежит в наибольшем приближении его либо к естественному обучению в языковой среде, когда родители или другие члены семьи общаются с ребенком только на иностранном языке, что создает естественную потребность в восприятии языка, а значит, и наилучшую для обучения мотивацию. Либо выход в аутентичной образовательной программе, максимально приближенной к природной естественной среде, при этом совершенно технологичной, с прямым переходом на уровень самообразования на второй и третьей ступени.

Результаты образования по программе «Английский как второй» — это выпускники, для которых английский язык является равным с родным по средствам и уровню общения, выпускники. А также это выпускники, адаптированные к межкультурному общению во всех его проявлениях — как виртуальному, так и личному.

Об авторе: Хорькова Анна Адольфовна, учитель английского языка, г. Екатеринбург.

Автор: Портнягина Элина Владиславовна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение:
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: «Проблемы и перспективы раннего обучения английскому языку»
Дата публикации: 30.08.2017
Раздел: начальное образование

Проблемы и перспективы раннего обучения английскому языку

выявляются способности, формируются умения.

Неоспоримо, что изучение иностранных языков в этом возрасте весьма полезно,

независимо от природных задатков ребенка, ведь оно лишь положительно влияет на

развиваются с наибольшей скоростью именно в детском возрасте – от рождения до 12 лет.

Тем более, что современные дети встречаются с иностранной речью повсюду: в

СМИ, художественных и мультипликационных фильмах, музыке, в сети Интернет, ее

изучение представляется очень важным.

признана нашим государством.

Однако следует понимать, что методика изучения языка в раннем возрасте должна

коренным образом отличаться от методик изучения в среднем и старшем возрасте.

происходит преимущественно на основе имитации, бессознательно. Дети вполне легко

повторяют иностранную речь.

В дошкольном возрасте, безусловно, ведущей является игровая форма деятельности.

Речь дошкольников очень проста, банальна, базисна,

ребенок еще не успел осознать

структуру своего родного языка, поэтому обучение иностранной речи возможно лишь

дополнительный толчок. При этом в детском речевом развитии наблюдаются следующие

— речь на родном языке становится более сложной в лингвистическом плане, что

появляется возможность более усложнять материал;

— усложняется и становится разнообразнее характер учебной деятельности в целом;

— у обучающихся появляется стремление анализировать свою речь на иностранном

языке, возникает интерес к этому процессу.

следующие методические приемы:

— связь с родным языком, использование опоры на него;

— проведение звуко-буквенного анализа (например, соотнесение алфавитов);

— соотнесение лексической единицы с картинкой;

-использование моделирования для формирования утвердительных, отрицательных,

вопросительных предложений и структуры высказывания на английском языке (в том

числе, возможно соотнесение синтаксических структур родного языка и иностранного).

Следует помнить, что существуют и определенные трудности в раннем обучении

иностранному языку. Наблюдаются различия в психофизиологическом развитии пяти-

шестилетних детей и семилетних обучающихся. У ребенка при переходе из детского сада к

обучению в школе резко меняется социальная роль. В его игровую деятельность, которая

до прихода в школу являлась основным способом познания мира, подключается учебная

деятельность, которая будет выступать в роли ведущей в последующие годы обучения. У

утомляемость, неумение слушать друг друга, гиперактивность и т.д.

Для организации внимания детей нужна частая смена действий. Соответственно,

задача педагога – сделать эти действия максимально интересными для детей. Исходя из

обучающих игр (на одну тематику), например, дает только положительный результат. Дети

не утомляются, смена их активности позволяет им не зацикливаться на чем-то одном, за

счет чего процесс обучения ускоряется.

Следует отметить, что психологические особенности младших школьников дают им

определенные преимущества при изучении иностранного языка. Одним из наилучших

стимулов является чувство успеха. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с

обучения, необходимо учитывать данный факт. Личный опыт показывает, что лучшей

мотивацией для обучающихся начальной школы является получение высоких оценок

наставлениями, замечаниями в тетрадях и др., т.к. получение постоянно низких оценок

снижает заинтересованность в обучении у школьников; а распространенная практика

успеваемости у детей.

младших школьников. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать

взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Чтобы ученики

механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Дети не могут

поэтому нужно давать во время урока такие задания, которые позволяли бы им двигаться

по классу (игры, песни с движениями, танцы, мини-гимнастика).

Учитывая психологические, эмоциональные, физические особенности развития,

следует выделить те средства, которыми пользуется учитель иностранного языка при

обучении дошкольников и младших школьников:

-сценарные планы, планы – конспекты уроков различных форм (интегрированные

уроки; уроки с использованием мультимедийных пособий; уроки – игры, уроки – сказки);

— набор игр (лексических, грамматических, фонетических, интерактивных);

— разработки физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых гимнастик;

-разнообразный дидактический материал: тренировочные и контрольные карточки

Что касается перспектив развития, то нужно сказать, что, прежде всего, следует

развивать пути внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальное

образование детей младшего школьного возраста.

Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие

Плюсы и минусы раннего обучения иностранным языкам

Секция: Филология

LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Плюсы и минусы раннего обучения иностранным языкам

В настоящее время проблема раннего обучения иностранным языкам принимает немаловажное значение. Данная тема имеет множество мнений. Одни говорят, что в раннем возрасте способность у детей к языкам максимальна и приводят соответствующие аргументы. Другие же уверяют, что изучение иностранного языка является огромной нагрузкой для детского организма. Исходя из этого, возникает вопрос: кто же прав? Чьего мнения следует придерживаться?

Данная проблема волнует не только родителей. Среди трудов ученых можно найти много работ, посвященных данной теме. Сейчас этот вопрос изучается более интенсивно, однако, если углубиться в историю, то можно сделать вывод о том, что по данному вопросу велись дискуссии еще столетия назад. Так, например, Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль или О воспитании» говорит о том, что изучение иностранного языка – это овладение другим образом мышления, в то время как у ребенка до указанного им возраста формируется мышление на его родном языке. С точки зрения философа формирование второй системы мышления — не совсем логично, а порой — даже вредно, так как еще не сформирована первая [4, с. 74–75].

Так и И. Г. Песталоцци, в «Письмах учителю Петерсону» предостерегает о некоторых возможных негативных последствиях раннего обучения, в том случае, если оно будет протекать с нарушением законов внутреннего развития и становления ребенка. Он рассматривает раннее обучение, как одну из причин, «ведущих обычно к легкомыслию, своеволию и злости детей» [3, с. 9].

Существует множество вопросов, которые возникают при словах «ранее обучение иностранным языкам». Поэтому я постаралась в данной статье сопоставить и сравнить цели и задачи раннего обучения иностранному языку с разных точек зрения: родителей, их детей, а так же специалистов, методистов и педагогов, занимающихся ранним обучением. Когда родители сталкиваются с проблемой раннего обучения в первый раз, у них возникают следующие вопросы: Необходимо ли раннее обучение ребенка иностранным языкам? Когда лучше начинать их изучение? Будет ли польза от данного вида деятельности? Теория нам сообщает, что и отечественная, и зарубежная психология располагает данными о том, что в целом ребенку изучение иностранных языков дается легче, чем взрослому [5, с.36].

Разные ученые длительность сенситивного периода определяют по-разному, но в итоге «золотая середина» представляет собой промежуток от 5 до 8 лет. В этом возрасте родной язык достаточно хорошо усвоен ребенком, и к новому языку он уже может относиться сознательно. В данном возрасте дети впитывают всю информацию, как губка. Тем более усваивать материал быстро и легко ребенку помогают занятия, проводимые в игровой форме. Однако изначально именно родители принимают решение, следует ли ребенку с раннего возраста заниматься изучением иностранных языков. И Довольно часто, учитывая следующие критерии, они приходят к положительному мнению: широкие возможности в выборе профессии ребенка, его месте в обществе; социализация: изучая иностранные языки, ребенок общается с другими детьми; расширение кругозора.

Однако проблему раннего изучения иностранным языкам нужно рассматривать с разных сторон: как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Как же воспринимает занятия он сам? Чего ему хочется в 5–7 лет? Во-первых, мы не должны забывать о том, что в данном возрасте любое учение для ребенка и любая его деятельность — это, прежде всего, познание мира. [2, c.112].

Во-вторых, взросление ребенка так же происходит через знакомство с ним, он получает знания, которые смогут в дальнейшем помочь ему в реализации себя. В-третьих, ребенок с удовольствием изучает иностранный язык только в том случае, если ему это нравится. Поэтому процесс обучения иностранному языку должен быть с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. [1, c.96].

Многое зависит от учителя. Если преподаватель будет слишком строг, слишком требователен и не будет прилагать усилия сделать занятия разнообразными, чтобы заинтересовать ребенка, то результата не будет. А если же педагог будет в меру ласковым, с чувством юмора и сможет расположить к себе детей, то учебный процесс будет протекать быстро, легко, а главное результативно.

Специалисты, педагоги-теоретики и практики приводят огромное количество аргументов, которые склоняются в пользу раннего обучения иностранным языкам. Так, Ю. П. Азаров считает, что раннее обучение иностранному языку способствует: развитию фонематического слуха; развитию коммуникативных навыков и умению чётко излагать свои мысли; не только более прочному и свободному владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный и нравственный потенциал [1, с.22].

Таким образом, каждая из сторон образовательного процесса имеет свои аргументы в пользу раннего обучения.

Следующим вопросом, который нам необходимо рассмотреть, является вопрос: как правильно организовать занятия? Существует немало ошибок и нарушений при обучении.

Основная ошибка родителей (и даже некоторых учителей) заключается в том, что они считают, что большее количество информации, усвоенное ребенком на уроке, является залогом эффективности знаний. Однако первостепенной задачей должно стать формирование интереса к изучению языка. Обучение должно вызывать желание ребенка учиться, прививать любовь к иностранным языкам. [5, c.175].

Поэтому мне бы хотелось бы предложить несколько рекомендаций, которые были разработаны мной в процессе изучения данного вопроса:

1. Каждый день уделяйте хотя бы по 10–15 минут занятиям, на которых ребёнок будет говорить на иностранном языке

2. Делайте небольшие перерывы для подвижных игр во время занятий, рисования или лепки. Но все эти игры должны быть связаны с освоением нового языка

3. В обучение включайте дополнительные занятия: просмотры видео, прослушивание аудиокниг

4. Общайтесь с ребёнком на языке, который он изучает, обсуждайте простые, понятные для него вещи, учите его выражать свои мысли, используя доступный для него языковой материал.

5. Занимайтесь с ребенком не только дома, но и на природе.

Наиболее успешной формой обучения детей иностранному языку является игра, которая активизирует не только речемыслительную деятельность, но и делает процесс обучения более интенсивным и занимательным [5, с.115].

Таким образом, мы рассмотрели положительные и отрицательные стороны изучения иностранных языков. Каждый, возможно, останется при своем собственном мнении, однако, мы не должны забывать о том, что обучение должно соответствовать внутреннему психологическому развитию ребенка и быть организовано в соответствии с его возрастными особенностями, чтобы оно не вызывало перегрузок и утомления.

Источники: http://pedsovet.su/english/5963, http://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=2713, http://nauchforum.ru/studconf/gum/li/27497

323 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector