Проектный метод изучение английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
366 просмотров
29 января 2019

Метод проектов в обучении английскому языку

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Метод проектов в обучении английскому языку [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Особенности применения проектов в рамках обучения английскому языку.

1. Цель метода проектов

Родоначальником применения метода проектов в обучении считают философа-идеалиста Джона Дьюи (1859- 1952) [2], который предложил вести обучение через целенаправленную деятельность ученика.

Уильям Килпатрик: «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно eго сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Джон Дьюи: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе – и, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. Никакое число наглядных уроков, скомпонованных как наглядные уроки, не может даже в самой отдалённой степени заменить знакомства с растениями в саду и животными на ферме, знакомства, приобретённого в условиях действительной жизни среди них и выращивания их. Никакое упражнение органов чувств в школе, введённое ради одного этого упражнения, не может выдержать даже и тени соревнования с живостью и полнотой жизни чувств, вытекающих из непосредственного участия в повседневной жизни семьи и в интересах её занятий. Вербальную память можно развить путём соответствующих упражнений, способность логического мышления до некоторой степени может быть приобретена на уроках естествознания и математики; но в конце концов это только отдалённая тень той способности к вниманию и к суждению, которая приобретается, когда имеешь дело с настоящими вещами, позади которых находится реальное основание, а впереди – реальный опыт. Мы должны рассматривать школьные работы по дереву и металлу, ткани, шитьё, приготовление пищи как методы обучения, а не как отдельные самостоятельные предметы изучения» [2].

По мнению Е.Г. Кагарова, «проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества» (Е.Г. Кагаров, «Метод проектов в трудовой школе» (1926).

Сегодня цель применения метода проектов состоит в том, чтобы на современной ступени общественного развития школьные проекты выступали в качестве средства решения задачи личностно-ориентированного подхода в обучении школьников.

2. Концепция использования метода проектов в учебных целях в школе

Проект с точки зрения образовательного процесса представляет собой комплексное задание ученикам который отражает поставленную проблему и ориентирован на на конкретную деятельность школьников, подразумевающую индивидуальную или групповую работу при условии взаимодействия друг с другом. Результатом проекта учеников является непосредственный итог их деятельности и найденный способ решения поставленной проблемы или комплекса задач.

Метод проектов является интегративным дидактическим средством развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Основным требованием применения метода проектов является конкретизация проблемы, на решение которой направлена работа над определенным проектом. Проблема в рамках обучения может носить исследовательский, информационный или практический характер.

По мнению Е.С. Полат, метод проектов — это «определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата».[4, с 64-68]

3. Виды проектов в учебной деятельности

По классификации Э. Коллингса (Э. Коллингс. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М., 1926.) есть четыре вида проектов:

1. «ПРОЕКТЫ ИГР» – детские занятия, непосредственной целью которых являеся участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.

2. «ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой общественной жизнью.

3. «ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» – устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.

4. «ИНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

Классификация Е.С. Полат:

— Исследовательские (есть структура проекта, цели, значимость, методы обработки результатов)

— Творческие (нет структуры, но есть схема и желаемые результаты, сюда относятся творческие работы, видеофильмы, стенгазеты и т.п.)

— Ролево-игровые (нет структуры, есть лишь роли участников, например литературные персонажи в сценке)

— Информационные (проекты направлены на сбор информации, результатом является статья, доклад или иная форма представления результатов)

— Практико-ориентировочные (хорошо продумана структура, возможен сценарий все деятельности в рамках проекта, результатом является, например, газета, документ, спектакль и т.п.)

2. По содержательному аспекту:

— Монопроекты (результат индивидуальная презентация)

3. По характеру координации:

— С открытой координацией

— Со скрытой координацией

4. По характеристике контактов:

— Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города).

5. По количеству участников:

— Личностные (между двумя участниками находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах).

— Парные (между парами участников).

— Групповые (между группами участников).

6. По продолжительности проведения:

В практике обучения чаще всего применяются смешанные типы проектов.

4. Специфика применения метода проектов в обучении английскому языку

1. Проект чаще всего межтематический и требует знаний из различных образовательных областей;

2. Включение английского языка в другие виды деятельности;

3. Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы с парной или групповой формой проектной деятельности.

В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно.

Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Учащиеся берут интервью, делают аудиозаписи, видеозаписи, собирают печатный материал. При таком подходе используются все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорении, письмо и аудирование.

В процессе работы над проектом в рамках изучения английского языка, устраняется разрыв ученика, изучаемого языка и его родного языка. В свою очередь это способствует расширению коммуникативных навыков. При этом в условиях реализации и выполнения проекта ученик определяет как содержание самого проекта, так и его англоязычное содержание.

Учитывая специфику метода проектов, в обучении английскому языку проекты реализуются комплексно, так как язык, в любом случае, лишь часть всего проекта. Следовательно, лишь на уровне оценки уровня английского языка учащегося проект не подлежит анализу, так как следует учесть и содержание проекта, уровень творческой деятельности ученика, так и его способность представить проект.

Проектная работа в обучении английскому языку представляет собой особый вид совместной деятельности учителя и учеников, результатом которой является комплексное развитие способностей учеников в овладении английским языком, а также навыков исследовательской деятельности.

Стадии проектной работы представлены в таблице [3].

Статья по английскому языку по теме:
Метод проектов в обучении английскому языку

проектная методика, классификации проектов, этапы работы над проектом, роль учителя и ученика в проектной деятельности

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55» г. Рязани

«Метод проектов в обучении

учитель английского языка

Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Наибольшую актуальность в наше время приобретает такое широко распространенное направление, как проектная методика, которая придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком.

Кроме того, проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности учащихся;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у учащихся исследовательские умения.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.

3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.

4. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.

5. По продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

6. По результатам: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка; и др.

Таким образом, метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Я использую этот метод в разноуровневых классах. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, презентация или сочинение.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

К организации проектов предъявляют следующие требования:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
  • учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность
  • учащихся должна иметь целесообразный характер;
  • работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
  • учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
  • анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
  • конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

Этапы работы над проектом:

  • постановка цели;
  • выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
  • самообразование при помощи учителя;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  • исследование: решение отдельных задач, компоновка;
  • обобщение результатов, выводы;
  • анализ успехов и ошибок, коррекция.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Роль учителя в проектной деятельности

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

  • общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
  • специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлятьтематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
  • собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

  • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
  • развивает творческие способности и самостоятельность;
  • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
  • он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
  • при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а я зык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;
  • он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в активный диалог культур;
  • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить: выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить пути их решения; работать с информацией; находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации; применять полученную информацию для решения поставленных задач.

  1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ». ИЯШ, 1991, №3
  2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
  4. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. ИЯШ, 2002, №3.
  5. Туркина Н.В. «Работа над проектом при обучении английскому языку». ИЯШ, 2002, №3
  6. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка. ИЯШ, 2009, №7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье говорится о методе проекта в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средст.

Использование проектных технологий на уроках иностранного языка.

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе.

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку.

В обучении английскому языку метод проектов представляет возможность учащимися использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно способствует лучшему усвоению и закреплению зн.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей дейс.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое расп.

Проект на тему «Эффективные способы изучения английского языка»

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дашковская средняя общеобразовательная школа»

по английскому языку

Эффективные способы изучения английского языка

ученик 10 «А» класса

учитель иностранного языка

2. Описание проектной деятельности ……………………………….…. 5

2.1. Способы изучения иностранного языка……………………………. 5

4. Список используемой литературы …………………………………. 9

В данном исследовании мы рассматриваем изучение английского языка, а именно проблему запоминания английской лексики. Каковы же эффективные способы изучения иностранного языка?

Актуальность и важность темы представляется в том, что в настоящее время проблема изучения английского языка стоит особенно остро в связи с развитием научно-технического прогресса и востребованности специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда.

Цель данного исследования: найти эффективные способы изучения английского языка.

В проектной работе мы поставили следующие задачи:

доказать, что английский язык эффективнее изучать, используя не только традиционные методы запоминания слов и выражений;

предложить своим одноклассникам действенные способы для самостоятельной работы по изучению английского языка.

выяснить, каким способом изучают английский язык ученики школы;

изучить материал из различных источников о предлагаемых способах изучения иностранного языка;

предложить данные методы своим одноклассникам;

оценить эффективность использованных методов;

проанализировать и систематизировать полученные данные.

Объект исследования: учащиеся школы.

Предметом исследования является изучение английского языка и способы запоминания нового материала.

Гипотеза исследования: если использовать не только традиционный способ запоминания слов и выражений, то иностранный язык можно выучить намного быстрее.

Практическая значимость работы:

повышение качества знаний по английскому языку;

применение выбранных методов на практике.

С целью поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования :

Описание проектной деятельности

В настоящее время проблема изучения английского языка стоит особенно остро в связи с развитием научно-технического прогресса и востребованности специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда. А говорят на английском лишь немногие. Если зайти в Интернет и запросить информацию о наиболее часто задаваемых вопросах, касающихся нашей темы, «Как быстро выучить английский?» является одним из самых актуальных. Моим одноклассникам, ученикам 10 «А» класса, был задан вопрос «Какие способы изучения иностранного языка вы знаете и используете?». Ответ нас ничуть не удивил. Большинство знает лишь традиционный способ заучивания слов. Мы изучили общественное мнение по вопросу «Хотели бы вы узнать о других способах и поучаствовать в эксперименте по их применению?» На что мы получили 100% согласие.

Нами были изучены наиболее часто рекомендуемые способы:

Подсознание (memorizing before sleeping)

Фоновый способ (listening)

Моторно-мышечный способ (kinaesthetic method)

Образный способ ( a ssociations)

Разбивочно-сочетательный способ (dividing and combining )

Тематические карточки ( c ards)

Ниже приведем расшифровку каждого способа:

Составить список новых слов (максимальное количество – 20 слов. Процедура проводится только перед сном).

Сконцентрироваться на запоминании слов.

Прочитать пару раз само слово и перевод и представить это слово, как можно реальней и ярче в своем воображении.

Повторить данное слово шепотом, потом про себя, с закрытыми глазами.

На магнитофон записать примерно 40 новых слов с переводом.

Установите на магнитофоне среднюю громкость и слушайте запись много раз.

Занимайтесь посторонними делами, не концентрируясь на тексте.

Соотнести английское слово с реальным предметом.

Каждый раз, проговаривая слово, берите предмет, сопоставляемый с ним, и производите им действие.

Найти яркую отличительную метку в слове.

Подобрать к изучаемому английскому слову слово похожее по звучанию только на русском языке.

Нарисовать в воображении красочную сюжетную картинку.

К примеру, вы учите слово «snack»,на русcком вы нашли похожее по звучанию слово — снег, а переводится это слово как закуска. Представьте, что вы достаете из холодильника какую-то закуску, которая накрыта тарелкой и сверху тарелки лежит снег.

Разбить слово на 2-3 части (в зависимости от слогов).

К каждой части нужно подобрать похожее по звучанию начало слова на русском языке.

Русские слова нужно соединить в одну фразу, которая должна иметь смысл.

Перевод целого английского слова, которое нам нужно запомнить, должен содержаться в конце фразы.

Пример: Английское слово sinister — зловещий. (СИНИЙ туман распроСТЕРся над полем, ЗЛОВЕЩИМ)

Берется некий текст (какая-нибудь разговорная тема, газетная статья и др.).

Из текста выбираются незнакомые слова и выражения и записываются на бумажные карточки (на одной стороне карточки — английское слово, а на другой — перевод).

Одноклассникам было предложено испробовать каждый из методов. На уроках английского языка и дома мы каждый раз изучали новую группу лексики определённым способом. Проводились тестирования. В результате наиболее эффективными оказались: фоновый способ и тематические карточки, как наиболее простые для использования.

Подсознательный способ на самом деле очень похож на традиционный с разницей во времени использования этого способа, результативность его такая же как и у традиционного.

Недостатком моторно-мышечного способа оказалось невозможность произвести действие со всеми словами. Нельзя потрогать глагол и прилагательное. Этот способ можно применять только при изучении не абстрактных имён существительных.

Образный и разбивочно-сочетательный способы доступны людям с хорошим воображением. Можно применять как тренажёр для изучения языка и развития творческого воображения.

В заключение сделаем краткие выводы. Новый язык – это не только расширение нашего сознания и кругозора, это еще и огромная польза в жизни. Тем более что английский язык, как известно, считается международным. Кому-то английский язык (а иногда и не только английский) дается так легко, словно человек рос в англоязычной среде. Но большинству людей, к сожалению, приходится немало потрудиться, чтобы освоить хотя бы его основы.

Если вы уже начали изучать язык, задумались о том, какой способ попробовать самому и попытаетесь его осуществить, то даже эта попытка улучшит ваши знания. А любое успешное предприятие требует систематических инвестиций. Поэтому, выбрав один из способов, необходимо постоянно его применять и тогда будет устойчивый результат.

Существует множество методик, способов и стратегий, которые также как и все люди – индивидуальны. Главное на сегодняшний день — это иметь желание, главное захотеть!

Источники: http://odiplom.ru/lab/metod-proektov-v-obuchenii-angliiskomu-yazyku.html, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/01/26/metod-proektov-v-obuchenii-angliyskomu, http://infourok.ru/proekt-na-temu-effektivnie-sposobi-izucheniya-angliyskogo-yazika-2205181.html

366 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector