Раннее изучение английского языка в школе

СОДЕРЖАНИЕ
129 просмотров
29 января 2019

Статья по английскому языку по теме:
Раннее обучение английскому языку

Специфика и основные аспекты обучения детей английскому языку на раннем этапе. Стоит ли начать изучать английский язык, как можно раньше.Правы ли те, кто говорят, что «начинать изучать английский язык после 9 лет, это как жениться после 60»?

Предварительный просмотр:

В последние годы раннее обучение иностранному языку стало для нас вполне привычным и очень распространенным явлением. Если некоторое время назад, ранним считалось начало изучения английского языка в первом классе, то сейчас дошколята, а порой даже и малыши 3 лет, изучающие английский язык, уже не кажутся нам чем-то из ряда вон выходящим. И некоторые преподаватели сходятся во мнении, что оптимальный возраст для начала знакомства с новым языком, это 4 года (по согласованию с логопедом и психологом). В связи с этим в се чаще родителей беспокоят такие вопросы, как: когда лучше начать обучение и с чего, стоит ли обучать ребенка английскому языку так рано, и не помешает ли это процессу освоения родного языка.

Бытует мнение, что раннее начало изучение иностранного языка, является усложнением содержания дошкольного образования, им даже вредно, поскольку “лишает ребенка детства”. Однако, имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследований в данной сфере, доказывает, что изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей, повышает их эрудицию, образовательный и культурный уровень, расширяет кругозор. Ведь в процессе изучения иностранного языка, дети получают знания об окружающим мире, о разных странах и народах, их традициях и обычаях, культуре и многое другое.

Дети учатся общаться, быть терпимыми и толерантными к представителям различных национальностей и культур, относится уважительно и дружелюбно к другим людям. В свете того, что дети уже практически с рождения путешествуют вместе с родителями, посещают разные страны и общаются с разными людьми, это особенно важно.

Одной из причин того, что некоторые люди выступают против раннего изучения языков, как мне кажется, является то, что в сознании многих уже укрепилось определенное представление о процессе изучения языка, сформированное, исходя из собственного, чаще негативного опыта. Чтобы убедиться в этом, стоит просто спросить любого взрослого, в свое время изучавшего английский язык в школе, о том, каким запомнился ему этот предмет.

Уверяю, что большинство сразу представит себе скучный, неинтересный и однообразный процесс, сопряженный с огромными трудностями, в результате которых у людей сформировались вполне четкие стереотипы (чаще всего ошибочные):

«У меня нет способности к языкам», «Английский язык слишком трудный, я никогда не смогу выучить его», «Иностранные языки это так скучно и утомительно» и т.д. В итоге у многих сформировался даже страх перед иностранным языком, который скорее имеет психологическую подоплеку, нежели недостаток знаний.

А теперь, давайте вспомним, как быстро и просто на отдыхе за границей дети находят общий язык с местными жителями или работниками отеля, как порой легко и непринужденно играют с детьми, не говорящими по-русски, и при этом прекрасно друг друга понимают. И нередко бывают ситуации, когда родители просят детей узнать что-то у сотрудников отеля или, например, сделать заказ в ресторане.

Дети общительны и легко идут на контакт, они любознательны, интересуются всем новым, и что самое главное, в отличие от нас, взрослых, они не боятся совершать ошибки. Они не боятся быть непонятыми, не задумываются о произношении или правильности употребления слов или грамматических времен. И в этом случае, иностранный язык становится для них уже настоящим инструментом – средством общения, и они активно используют его. В то время как, многие взрослые имеют необходимые элементарные знания, но при этом испытывают внутренний страх, который выливается в невозможность общения, как такового. Они боятся быть непонятными, неправильно употребить ту или иную конструкцию, или не так произнести слово, вместо того, чтобы использовать иностранный язык как инструмент для получения знаний, для работы или же просто наслаждаться общением. Одной из причин является несовершенство системы обучения иностранным языкам в советское и постсоветские время, которая не была коммуникативно-ориентированной. Ведь в первую очередь язык – это средство общение. И самое главное, это уметь воспринимать речь на слух, и воспроизводить ее.

Поэтому одна из главных задач — максимально использовать те преимущества, что есть у детей. Любознательность, общительность и желание делать новые открытия. Исходя из этого, процесс обучения детей английскому языку должен основываться на коммуникативной методике, ведь в противном случае в изученных словах и конструкциях не будет никакого смысла. Зачем мы учим новые слова? Чтобы общаться. Чтобы смотреть мультфильмы и читать книги на английском языке.

Занятия должны строиться с учетом всех психологических и возрастных особенностей детей, быть интересными, увлекательными, подвижными и неутомительными. Ведь на данном этапе не столь важно выучить с ребенком как можно большее количество слов, которые он вскоре может забыть, но вызвать у него интерес к дальнейшему изучению английского языка, открыть для него этот удивительный и яркий мир, в котором столько интересного и увлекательного. Поэтому основное правил наших занятий звучит, как “English is fun”! И ломая стереотипы, мы доказываем, что изучение иностранного языка может быть веселой и интересной игрой, доступной и понятной детям любого возраста.

Преимущество методики Школы Завтрашнего Дня для раннего обучения английскому языку

Родителям детей 4-5 лет, которые нацелены на обучение ребенка английскому языку, будет интересно узнать больше об этой эффективной методике. А учителя английского языка вряд ли пропустят возможность подробнее ознакомиться с продуктивным аутентичным УМК.

В своей предыдущей статье о проблемах раннего обучения иностранному, в частности английскому языку, выделяя основные аспекты, я сформулировала их в основном по трем позициям. Прежде всего, мотивация обучения ребенка 4-5 лет иностранному языку, затем аутентичность фонетического звучания и воспроизведения им английской речи, а также аспект лексического запаса, который прямолинейно влияет как на восприятие, так и на детскую речь на английском языке. Отдельным аспектом рассматривалось прерывание обучения иностранному языку дошкольников, в связи с тем, что оно не является обязательным. Учитывая же возрастные особенности данного периода, нетрудно понять, что это одна из самых важных проблем, потому что кратковременность памяти ребенка такого возраста практически сводит к нулю все предыдущие усилия по его обучению.

В данной статье я постараюсь показать принципы и преимущества билингвальной программы Школы Завтрашнего Дня на опыте ее применения в нашей гимназии и других школах России. Базовой организацией программы в нашей стране является Международная Школа Завтрашнего Дня в Москве. На ее сайте и по ссылкам можно посмотреть подробно организацию всей системы. Здесь же я постараюсь охватить только методический аспект.

Программа Школы Завтрашнего Дня разработана соответствующей американской компанией для изучающих английский язык как родной и как второй, и применяется в наших школах в соответствии с лицензией, поэтому сразу же снимается вопрос аутентичности языкового материала.

Следующий аспект это преемственность или разработанность языкового материала для преподавания, который бы имел наибольшую эффективность результата. С целью прояснить структуру программы разведу ее составляющие. Программа заявлена разработчиками как образовательная, что действительно так и есть, в этом ее реальная и уникальная ценность. Весь материал скомпонован по пяти направлениям или учебным курсам. Это языкознание, словообразование, естествознание, обществознание и математика, которые, в свою очередь, изложены в виде рабочих тетрадей, или так называемых пейсах, содержащих лексику, тексты для чтения, правила грамматики и т.д., а также, что самое главное, упражнения на закрепление всего того материала, который изложен в данном пейсе. Работа по нему ребенка с учителем идет полностью на английском языке, т.е. язык используется как средство.

Все такие рабочие материалы организованы по принципу от простого к сложному, причем таким образом, что 20% материала вводится как новый, а остальное повторяется, что автоматически обеспечивает необходимое количество повторений для закрепления и усвоения ребенком изученного. Каждую следующую рабочую тетрадь обучающийся по программе ребенок получает только после успешного завершения предыдущей. Пейсы имеют последовательные номера, учитель ведет учет выдачи, учащийся полностью обеспечен и самим учебным материалом, и упражнениями к нему, а также в пейсе заложен промежуточный и итоговый контроль по данному источнику. Одновременно ученик имеет на руках пять рабочих тетрадей по пяти разным направлениям обучения. Закончив работу с материалом одной рабочей тетради, ребенок пишет тест по нему, который проверяет процент усвоения знаний и навыков именно по данной теме. Тест прилагается к пейсу и оценивает выполнение в процентном эквиваленте. Тест ниже 90% не считается сданным, и материал пересматривается снова. Таким образом, можно говорить о высоком качестве гарантированного усвоения учебного материала по данной программе. Снимается еще одна проблема раннего обучения, связанная с закреплением изученного и с кратковременностью памяти детей младшего возраста.

Естественно, дети не все время работают самостоятельно. Время на самостоятельную работу возрастает с повышением уровня и возраста детей. Для младшего возраста разработаны ежедневные уроки устной речи, которые для начального уровня включают в себя устный вводный курс, когда дети практически ничего не говорят, повторяют предложенное исключительно по собственному желанию, а только слушают истории на английском языке, учатся пассивно воспринимать блоки лексики, обиходные фразы и т.д.

Материально языковой материал снабжен большим количеством готовых наглядных пособий, соответствующих возрасту и уровню восприятия. Структура и оформление рабочих тетрадей также варьируется в соответствии с возрастом и уровнем обучающихся. Таким способом осуществляется набор пассивного лексического запаса, который при последующих курсах закрепляется, конкретизируется и презентуется не только в ассоциации с объектом, но и графически при изучении букв и звуков. В результате такого пошагового обучения ребенок раннего возраста не получает языковую нагрузку по всем аспектам, а соблюдается принцип природосообразности, когда он сначала только слышит речь и видит наглядность, что соответствует возрасту и способу мировосприятия, а затем уже ассоциирует предмет, слово и его графическое исполнение. Большую роль играет цельность и преемственность материала на разных уровнях обучения, одни и те же персонажи или животные, которые встречаются ребенку как старые знакомые, что психологически сильно влияет на положительную мотивацию к обучению. Не остаются без внимания и песни по текущей тематике, шутки, стихи, скороговорки и т.п.

Теперь необходимо разъяснить вопрос о применении программы в наших условиях и ее материальное обеспечение. Программа изначально имеет неоспоримое преимущество в своей методической обеспеченности. Все методические пособия разработаны и прописаны очень подробно. Помимо рабочих тетрадей, пейсов, по пяти направлениям для каждого пейса есть проверочный ключ с ответами, по которым ребенок сам проверяет их правильность, что с младшего возраста вырабатывает навыки самообразования. Про наглядные пособия, сопровождающие каждое слово учителя, уже говорилось ранее и это очень важно для младшего возраста, учитывая его психологические особенности. В данном методическом комплексе также выделена отдельная мотивационная линия обучения целеполаганию, которая сопровождает программу на всем ее цикле и наряду с призовой системой является мощной мотивационной основой для положительной познавательной деятельности ребенка. Технология персонифицированного обучения или индивидуального подхода также является особым и необходимым аспектом данной программы. Ребенок занимается в соответствии со своим собственным темпом и психологическими особенностями, а индивидуальность сопровождения способствует этому движению, что снимает проблему пропуска занятий, т.к. он всегда остается на том материале, где он лично остановился.

Весь этот комплекс методического обеспечения целесообразно использовать цельно и без купюр. Но понятно уже, что не каждое образовательное учреждение готово обеспечить его реализацию. На основе опыта реализации данной программы выделись несколько форм:

  • полное применение всего комплекса в рамках одного образовательного учреждения (дошкольный и школьный уровни);
  • выделение из комплекса уровней обучения и внедрение их на площадках дошкольных учреждений или центров дополнительного образования;
  • а также есть опыт использования только отдельных обучающих курсов параллельно с другими учебными программами.

В нашей стране и других странах мира существует много вариаций и интерпретаций работы таких школ. Главное, что мы усвоили за 20 лет реализации этой программы и адаптации ее к нашим условиям, это четкое соблюдение технологических процессов внутри методики. В таком случае ее применение дает яркие положительные результаты и способствует продолжению обучения ребенка английскому языку.

Об авторе: Хорькова Анна Адольфовна, учитель английского языка, высшая квалификационная категория, МАОУ- гимназия № 94 г. Екатеринбурга.

Преимущества изучения английского языка в раннем возрасте

Сейчас набирают популярность разные варианты обучения самых маленьких детей английскому языку. О том, что обучение иностранным языкам полезно малышам уже с 3-х лет, постоянно пишут в журналах и научных статьях.

Многие взрослые, которых учили английскому исключительно на уроках в школе, возможно, больше других оценят подобное отношение к обучению детей, ведь это действительно приносит свои плоды.

Рассмотрим подробнее, какие же есть преимущества у раннего начала изучения английского, да и любого другого иностранного языка.

Основные преимущества раннего начала изучения языка

Ученые выяснили, что восприимчивость к освоению иностранного языка находится на особом уровне как раз до 8 лет, а после этого начинать обучение намного сложнее.

  • Одним из первых преимуществ, почему лучше обучать английскому маленьких детей, является то, что они еще только постигают свой родной язык, а потому природные стратегии изучения параллельно будут применяться и к освоению нового, неродного языка. В этом случае обучение детей иностранному языку не станет более сложным, чем освоение своего родного. Причем те дети, которые с детства применяют эти стратегии для изучения не только своей родной речи, в дальнейшем лучше усваивают языки вообще. По мере взросления эти стратегии ослабевают, теряются, человек начинает учиться по правилам, а по правилам изучать английский довольно сложно.
  • У малышей дошкольного возраста отсутствуют глубокие знания своего родного языка, его грамматики, правил построения предложений и образования слов и т.д. Поэтому чужой язык им изучать проще, поскольку они не переносят схемы изменения падежей, склонений и спряжений, не пытаются найти аналогий в построении предложений, не сравнивают структуры двух разных языков. Они учатся говорить, непосредственно говоря на английском, а не анализируя его.
  • Те дети, которые начинали обучение английскому с детства, говорят намного чище, без акцента, больше понимают речь и культуру другой страны. Их почти невозможно отличить от истинных носителей языка, настолько хорошо их произношение и высок уровень владения языком вообще. У взрослых, даже проживающих какое-то время в другой языковой среде, такого обычно не наблюдается.
  • У малышей дошкольного возраста отсутствуют психологические барьеры. Дети более старшего возраста и взрослые боятся ошибиться, сделать что-то неправильно, показаться смешными или глупыми, а потому нередко зажимаются и, как правило, не могут учиться на ошибках. Дети же при правильном образовательном подходе ошибок не боятся, легко исправляют их и запоминают, как правильно; воспринимают весь образовательный процесс как игру.
  • Еще один психологический момент: детям никто не говорит, что другой язык – это сложно, а потому они настраиваются на его освоение с легкостью и интересом. Когда школьнику говорят, что ему предстоит пройти трудный путь изучения английского, установка формируется именно на сложность и значительные усилия, соответственно, удовольствия от таких занятий они не получают.
  • У детей 3-8 лет куда больше времени для изучения чего-то нового, например, английского, чем у взрослых. Домашних заданий, работы, других обязательных занятий еще нет, а потому они легко найдут время, когда им самим захочется позаниматься английским. При этом они не воспринимают эти занятия как обязательные уроки в отличие от школьников, часто занимающихся изучением английского без удовольствия, «для галочки», ради отметки, а не для получения знаний.

Некоторые противоречия

У родителей маленьких малышей иногда возникают сомнения относительно правильности раннего обучения своих детей английскому. В основном все проблемы сводятся к двум следующим:

  • Родители боятся, что такая нагрузка на детей будет лишней. На самом деле уже с дошкольного возраста многие дети посещают и спортивные секции, и творческие группы-студии, и развивающие занятия. От всевозможных занятий должно еще оставаться время на отдых и развлечения всей семьей, прогулки на свежем воздухе и т.д. Родители должны сами оценивать, не являются ли некоторые занятия лишними для малыша. Если он чувствует дискомфорт, усталость и негативные эмоции от посещения каких-то занятий, действительно, перегружать его не стоит. Но вообще форма занятий для обучения малышей английскому предполагает игры, творчество, движение, общение, а это обычно доставляет детям удовольствие.
  • Еще одно распространенное заблуждение родителей состоит в том, что при недостаточном освоении тонкостей родной речи изучение чужого языка воспринимается барьером, вызывающим путаницы и проблемы развития. Проводились исследования, в том числе и в реальной двуязычной среде, где дети начинали учить второй язык именно в возрасте 3 лет, и никаких проблем с освоением родной речи не возникало. Однако если вдруг что-то в речи малыша все-таки смущает родителей, для подробной консультации можно обратиться к логопеду.

Как лучше построить занятия?

Обучение детей не должно сводиться к процессу, аналогичному школьным урокам. И на курсах, и на занятиях с репетитором или родителями должна присутствовать комфортная атмосфера для малышей:

— Малышу важно чувствовать себя в безопасности, не бояться ошибок и проявлений эмоций во время занятий.

— Ребенку должно быть интересно на занятиях: можно использовать разучивание небольших рифмовок, песенок, стишков, просмотр мультфильмов, карточек, собирание паззлов, кубиков и т.д.

— Обучение должно быть связано с повседневной бытовой жизнью малыша: повторение выученных названий цветов на английском, перечисление известных ингредиентов блюд во время еды, игры с использованием английских слов, описание картинок в книжке или альбоме и т.д.

— Занятия должны быть относительно короткими. Концентрироваться больше, чем на 15 минут, у детей 3-7 лет все равно не получится, а вызывать негатив к английскому языку и учебе вообще с самого детства не стоит.

Источники: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/02/19/rannee-obuchenie-angliyskomu-yazyku, http://pedsovet.su/english/6063, http://englishgid.ru/jiznvanglii/jazyk/izucheniye-anglijskogo-yazyka.html

129 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector