Возможно ли овладеть английским в совершенстве?
Как добиться совершенного знания английского языка и возможно ли это вообще?
Возможно ли овладеть английским в совершенстве?
Привет, друзья! Каждый, кто когда-либо хотел выучить английский язык, наверняка обращал внимание на такой парадокс: кто-то учит его долгие годы, начиная со школьной скамьи, но, тем не менее, едва может связать пару слов, а кому-то достаточно всего несколько месяцев, чтобы освоить его на очень хорошем уровне. Почему же так происходит? Следует разобраться, возможно ли вообще мастерски овладеть иностранным языком. Как показывает практика, возможно, но только при соблюдении важных условий.
Во-первых, нужна конкретная цель. Талант, конечно, существует — редкие люди способны без труда заговорить на десяти наречиях, однако не он является движущей силой в освоении английского, французского и т.д. Наличие цели — главный мотивирующий фактор. Она должна быть сформулирована максимально четко. Для чего конкретно необходимо знание иностранного языка (для делового общения, для чтения книг в оригинале и т.д.)? Чем яснее причина, тем быстрее пойдет обучение. Человек, поставивший себе цель через два месяца провести переговоры с иностранной компанией без помощи переводчика, будет гораздо более замотивирован и на посещение занятий и на самостоятельное изучение, чем ученик без цели. Отсюда вытекают еще два важных фактора.
«Дедлайн» и самообучение.
Сколько бы мотивационных речей не произносило начальство и как бы вы не презирали прокрастинацию, но лучше мотиватора, чем «дедлайн» еще не придумали. Кто-то может с этим не согласиться, но, тем не менее, очень важно обозначить сроки выполнения той или иной задачи. Даже если иностранный язык изучается исключительно «для себя», а конечной цели не существует, необходимо придумать конкретные пункты и обозначить дату их выполнения. Например, к 10 марта научиться рассказывать на английском о себе и своих увлечениях. Первая задача выполнена — пора переходить ко второй. И так до бесконечности. Количество знаний и навыков при таком подходе быстро растет.
Следующий фактор — самообучение. Посещение спецкурсов и интенсивов не даст должного эффекта, если не приложить дополнительных усилий. Самый лучший преподаватель только закладывает необходимый фундамент, но дальнейшее совершенствование зависит только от самого ученика. Штудирование грамматических справочников, чтение адаптированной литературы (с обязательным выписыванием и заучиванием новых фраз), просмотр фильмов без перевода — все это позволит выучить язык и уметь им пользоваться. Общение с носителями языка, а также изучение культуры и особенностей этих стран — обязательное условие.
Делу время, совершенству — жизнь
Любое знание бесполезно до тех пор, пока его не применят на практике. Постоянный контакт с носителями языка и другими студентами станет этой самой практикой. При разговоре или переписке с носителем языка, перенимается манера общения, запоминаются неизвестные ранее слова и обороты, к речи добавляются некоторые сленговые выражения, растет словарный запас. Знание культуры страны изучаемого языка позволит узнать типичный уклад жизни, понять значение языковых лакун, интуитивно почувствовать этот язык и превратить процесс обучения в нечто захватывающее и интересное.
Для того чтобы сносно выучить иностранный язык, потребуется немного времени, но чтобы освоить его в совершенстве, нужно регулярно заниматься им всю жизнь . Да и вообще, свободное владение языком — довольно относительное понятие, не правда ли?
Продолжайте учить английский и берегите себя!
Блог об английском языке » Возможно ли овладеть английским в совершенстве?
Как за 2 года выучить английский язык почти в совершенстве?
Как за 2 года выучить английский язык почти в совершенстве? Основано на реальных событиях
Эту историю нам рассказала наша клиентка Инна. Когда ее дочери Алисе исполнилось 16, они переехали в другой район, и девочке пришлось пойти в 10 класс в новую школу. Проблемой было то, что до этого она учила только французский язык, поэтому перед Инной и Алисой встал вопрос, как быстро выучить английский. В подобных ситуациях часто обещают, что двухгодичные языковые курсы вместе с дополнительными индивидуальными занятиями в 11 классе позволят сдать ЕГЭ на средний балл. Таким образом действительно возможно сдать ЕГЭ, но выучить английский язык – нет. Инна поделилась с нами своим методом, и состоит он из 6 этапов.
Этап 1. Уроки английского языка уровня Beginner и Elementary. Это базовые уровни, и они настолько просты, что вам нет смысла искать очень дорогие курсы или преподавателя с невероятной репутацией. Выбирайте те, где вас обучат уровню Beginner за 1,5 месяца, а Elementary за 3 месяца. Проходить эти курсы полгода и более не имеет смысла.
Этап 2. Поездка на образовательные курсы в Англию на две недели, где ваш разговорный английский язык с нуля будет формироваться быстрее и правильнее. Вы можете столкнуться с возражениями, что две недели подобного обучения ничего не дадут: чему можно научиться за пару недель даже интенсивного обучения? Но цель этой поездки — не узнать грамматику, а получить опыт живого общения с людьми из самых разных стран. Вы научитесь слышать и понимать слова в самых разных вариациях и акцентах! И первое, что вы заметите, вернувшись на родину, это русский акцент вашего педагога по английскому языку в России. С момента этой поездки, слушая выступления, аудиокниги, смотря кино, вы всегда будете понимать, кто говорит правильно, а кто – нет. Кроме этого, вы получите огромный дополнительный стимул изучения английского языка. Алисе эта поездка очень понравилась, тем более, что использовала она её максимально: кроме курсов она каждый день ходила в музеи, не пользуясь аудио-переводчиками.
3 шаг. Курсы следующего уровня сложности Pre-Intermediate или Intermediate-1. Вот тут необходимо уже выбирать хороший центр, либо хорошего преподавателя. Так как Алиса привезла учебники, которые ей выдали в колледже в Лондоне, то она выбрала обучение с преподавателем. Два раза по полтора часа в неделю, к тому же и на очень сильной эмоциональной волне от поездки, Алиса самостоятельно занималась по 2 часа каждый день, плюс переписывалась с новыми друзьями. Этот этап занимает 3-4 месяца.
Этап 4. Вернитесь на 3 недели в Великобританию. В этой поездке вы уже начнете говорить. В группе, на улице, с друзьями. И говорить очень активно. Уйдет страх и появится желание, и умение говорить.
Этап 5. Эффективные курсы английского языка в России. На этом этапе вы чётко слышите, шлифуете свою разговорную речь и, конечно, продолжаете учить грамматику. Он может длиться три месяца или полгода – зависит от вашей загрузки и желания. Но лучше в этот период пойти на трёхмесячные курсы по подготовке к сдаче международного экзамена по языку IELTS, и по их окончании сдать экзамен. Это экзамен с оценками по 9 балльной шкале, где 9 — идеал, 8 – супер, 7- отлично, 6 – очень хорошо, 5 — нормально. С 6 баллами берут учиться в английские вузы. Чем хорош этот экзамен – вы поймете, что уже вы хорошо знаете, а где есть пробелы. Этот экзамен – беспристрастный и чёткий показатель знаний английского языка. Алиса училась в группе подготовки к экзамену IELTS, потом сдала экзамен и в конце июня на два месяца уехала работать волонтёром в Европу. Таким образом, она пришла в 10 класс, зная английский язык хуже всех, а закончила школу лучше всех в классе. Такое быстрое изучение английского языка принесло ей отличные плоды.
Этап 6. Поездка в Великобританию на 2-3 недели в третий раз желательна, но уже не обязательна. В принципе для взрослых можно остановиться уже на сдаче IELTS. Но, как говорится, нет предела совершенству, а кроме того, Англия уже так и манит 🙂
Об этом методе: чередование 3-4 месяцев обучения на курсах в России и поездок в Великобританию на 2-3 недели, Инна узнала от своего преподавателя английского языка ещё 20 лет назад. И, как показал ее личный опыт, за 20 лет мир не придумал лучшего способа научиться говорить на английском. Вот как английский быстро освоить можно!
Мнение наших преподавателей: влияет ли возраст на способность учить английский
Опубликовано: 11.09.2017 ⋅ Автор: Инглекс
«Эх, возраст уже не тот, у меня ничего не получится», — вздыхают люди в возрасте 35-60 лет, когда говорят об изучении английского. Правда ли, что язык легче учить в детстве? В каком возрасте бесполезно начинать учить английский? Могут ли люди старше 60 успешно изучать иностранный язык? Все ответы на вопросы вы найдете в нашей статье.
Мы решили выяснить у наших преподавателей, влияет ли возраст на изучение английского языка. А также попросили их рассказать о самых маленьких и самых «возрастных» учениках, которые у них были. Давайте узнаем, можно ли быть слишком старым для изучения английского языка 🙂
Несмотря на все предрассудки о возрасте, наша студентка Ирина активно учит английский ради внука Лукаса — читайте, как ей это удается.
Опыт работы преподавателем: 12 лет
Опыт работы в Englex: 2 года 2 месяца
Приведу примеры из моей практики. Моему самому младшему ученику, если можно так его назвать, было 2 года. Вернее занималась я с его мамой 3 раза в неделю по 2 часа, пока она была в декрете. Ребенок был с нами, и маме приходилось то варить ему кашу, то еще что-то делать прямо во время занятий, так как ребенок начинал кричать и мешать нам. Мне приходилось его как-то развлекать в это время, чтобы не кричал. Я стала просто показывать ему окружающие предметы и называть их по-английски, давать в руки. Он просто заинтересованно водил глазами и щупал. Ребенок еще не говорил в то время. Однажды я пришла к ним на очередной урок, и мама поделилась новостью: «Наш Никита заговорил!» Причем его первые слова были не «мама», «папа». Никита, бегая по двору, кричал pen, pencil, paper. По-русски он заговорил чуть позже 🙂
В нашей школе мы занимаемся английским по Скайпу с детьми с 9 лет. Но принцип тот же. Если они во время урока по Скайпу вертят что-то в руках, играют с котом, поют песни, танцуют, учат стихи, то и учатся быстрее. Это как раз те моменты, когда нужно спросить What colour is your cat?, How old is it? и все, что вы уже ранее учили. Ребенок на автомате начинает отвечать по-английски. Детям не нужно объяснений и грамматических правил: это утомляет и отвлекает от самого языка, ведь объясняем мы на русском.
Со взрослыми иначе. У меня были студенты за 50 в университете и пара учеников по 54 года в нашей школе. Они жалуются, что возраст уже не тот, что детям легче учиться, потому что маленькие ученики «хватают налету». Но если дети «хватают» не задумываясь, то взрослым нужно все понимать и анализировать. Поэтому взрослому нужно сначала объяснить, например, что порядок слов в английском предложении одинаков во всех временах, и теперь он, зная только Present Simple, Past Simple, может использовать все остальные времена, так как они точно так же построены, хотя формы слов другие. Достаточно один раз понятно объяснить и дать понять, что они могут учить английский гораздо быстрее, чем дети, у которых и русский пока не на высоком уровне.
В работе со взрослыми еще сказывается долгая практика грамматического, а не коммуникативного подхода к преподаванию языков, с которым сталкивались в школе они сами, их дети, а теперь и внуки. У меня состоялся вводный урок с 63-летним студентом. Я продемонстрировала ему наш учебный материал, и он сразу же задал вопрос: «А где грамматика? Как я вообще без нее выучу английский? Что я выучу?». Он уже год занимается по Мёрфи с учителем офлайн. Вот там все понятно, грамматики достаточно 🙂 Вот только говорить почему-то все равно не получается, поэтому обратился к нам. Это как раз те люди, которые грамматики не боятся! И учителям нужно этим пользоваться. Один раз объяснить принцип, показать логику построения фразы/предложения и отрабатывать ее в разных контекстах, временах, в рамках разнообразнейших коммуникативных ситуаций.
Опыт работы преподавателем: 5 лет
Опыт работы в Englex: 1 год 4 месяца
Но мы всегда должны помнить, что мозг каждого человека уникален и подход к обучению 3-летнего ребенка, несомненно, будет отличаться от обучения 50-летнего человека. Дети лучше усваивают на эмоциональном и бессознательном уровне при помощи игр и песен, тогда как у взрослых уже полноценно развита префронтальная кора головного мозга, они могут контролировать свое внимание, анализировать и ассоциативно связывать информацию.
Такие подходы реально работают на практике. Некоторые дети 3-4 лет показывают феноменальные результаты, просто разучивая песенки без всякой опоры на текст, а взрослым без грамматического анализа никуда. Им нужно логически понимать, как составлять длинные предложения, у каких слов какие функции и как сделать речь богаче. Понимание дается легче и занимает меньше времени, чем заучивание. Поэтому бывает сложно работать с подростками 12-14 лет, которые уже устали от песенок, но анализ и понимание еще дается с трудом.
Опыт работы преподавателем: 11 лет
Опыт работы в Englex: 7 месяцев
В настоящий момент треть моих учащихся старше 50 лет. Их цели — работа в иностранной компании, переезд в Великобританию, путешествия, прохождение собеседования в посольстве США. Уровни — от Elementary до Upper-Intermediate. Да, на начальном этапе могут присутствовать сомнения, однако со своей стороны я не вижу объективных сложностей в восприятии информации и запоминании. Результат, как и всегда, зависит от прилагаемых усилий и наличия времени для регулярных занятий.
Самому взрослому студенту, с которым я занималась, было 74 года — он начал учить английский в 69. Сначала самостоятельно по учебникам, затем по книгам и фильмам. Однако, как это обычно бывает, имея обширный пассивный словарный запас, он испытывал сложности с говорением, которые сошли на нет после 8-9 месяцев практики. Кроме того, мои родители являются примером людей, начавших учить английский после 60 лет и овладевших им в достаточной мере для повседневного общения.
Конечно же, не бывает неспособных людей, весь вопрос в подходе к обучению, подборе интересного материала, и. я бы сказала, вдохновении! Положительные результаты окрыляют, а осознание того, что ты можешь, дает потрясающий стимул для продолжения обучения!
Опыт работы преподавателем: 7 лет
Опыт работы в Englex: 8 месяцев
А самому старшему студенту было 54 года, хирург. Он успешно осваивал материал. Забавно, что его манера изучения напоминала детскую, все ему было интересно, новую грамматику воспринимал как данность, не искал совпадений с русским языком, для лексики подбирал ассоциации, будто бы пробовал слова на вкус, старался запомнить их сразу на уроке. Это были офлайн занятия в группе, где компанию ему составляли учащиеся в возрасте 22-30 лет. Однако он был самым успешным учеником, и учиться ему было не в тягость, несмотря на то, что он приезжал после напряженной рабочей смены. Вспоминая этого студента, думаю, что у него живой ум, готовый, как и 30 лет назад, к новым знаниям, саморазвитию. От него я не слышала ни разу, что «поздно взялся», «надо было учить в студенческие годы», «молодым/детям легче». Он был на равных и, думаю, своим примером подстегивал остальных.
Конечно, в процессе работы у преподавателя волей-неволей складывается собственное мнение, кому дано и кому не дано. Мое мнение — дано, таки всем дано! Почему тогда так много людей борются с английским всеми силами и не достигают результата? Думаю, на то есть много разных причин. Основная причина неудач — собственное скептическое отношение к процессу, настрой на неудачи, как будто бы это занятие с репетитором по физике в школе и студент еще до начала урока думает: «Все равно ничего не понятно».
Независимо от того, в раздумьях ли вы, начинать ли обучение, или уже достигли уровня Intermediate, я бы предложила быть открытым всему новому и непривычному, не сомневаться в своих силах, применять полученные знания уже с первого занятия, а не дожидаться окончания всех уровней, когда вы волшебным образом заговорите. Не бойтесь ошибаться и звучать странно. А самое главное — поймите, зачем вы учите английский, и будьте готовы приложить собственные усилия, ведь преподаватель лишь дает материал и направляет вас, а усвоить полученное — уже дело ваше. Преподаватель, в свою очередь, верит в каждого из студентов, поддерживает и стремится к достижению результата, а иначе неинтересно. Кто же бросает игру не пройдя всех уровней? 🙂
Опыт работы преподавателем: 13 лет
Опыт работы в Englex: 3 месяца
Я довольно сильно уставала, потому что удерживать их внимание и при этом непринужденно учить не так-то просто. Я заметила, что многие из них легко усваивают слова, фразы, даже предложения быстро запоминают, а все потому, что в четыре года дети еще не анализируют информацию. Они не разделяют языки на русский и английский, просто повторяют в песнях и играх то, что слышат, а потом сами говорят.
Бывает и так, что они капризничают, не хотят заниматься, ругаются друг с другом, но, если проявить терпение к ним, они показывают результат! Иногда он бывает очень неожиданным. Помню, мы описывали животных, при этом говорили про их цвет, размер, что это животное умеет делать, даже про характер животного говорили. Сначала они говорили по одной-две фразы, а спустя несколько месяцев могли описывать картинки (иногда таким образом загадки загадывали друг другу). Учить говорить в таком возрасте — это реально. Думаю, здесь нужно проявлять творческий подход, спонтанность и терпение.
Что касается «возрастных» учеников, я могу вспомнить индивидуальные занятия со студенткой, которой тогда было 65 лет, причем параллельно с английским женщина учила испанский. Она очень старалась, и у нее хорошо получалось говорить. Здесь уже многое зависит не только от преподавателя, но и от самого ученика, потому что под него приходится подстраиваться. Наверное, дело в особенностях психологии этого возраста.
Языку все возрасты покорны — это мое мнение.
Опыт работы преподавателем: 9 лет
Опыт работы в Englex: 2 года 3 месяца
Что же касается взрослых, то очень многие добиваются хороших результатов при регулярных занятиях и выполнении домашней работы. Моей самой старшей ученице 57 лет, она очень быстро двигается вперед, и я уверена, что она добьется хороших результатов, хотя начинала она уже имея базу. У меня был ученик с уровнем Beginner в таком же возрасте, однако язык давался ему нелегко, но, возможно, не в возрасте дело. Ведь мы занимались раз в неделю, и домашнюю работу, к сожалению, студент не выполнял. Думаю, причина была именно в этом. Многие из моих учеников благодаря своему упорству и регулярному посещению занятий смогли устроиться на новую работу, переехать в другую страну, сдать международные экзамены. Поверьте в свой успех и рискните начать!
Опыт работы преподавателем: 14 лет
Опыт работы в Englex: 1 год 2 месяца
Бытует мнение, что способность к запоминанию и скорость мышления во взрослом возрасте хуже, чем у детей и молодых людей. С одной стороны, это так, но трудолюбие и мотивация зачастую перекрывают это. Тот результат и та прилежность в выполнении домашних заданий, которую показывают «возрастные ученики», поражает и, конечно же, положительно влияет на результат.
Каждая возрастная группа имеет свои особенности, которые нужно принимать во внимание при изучении языка. Детей нужно увлечь и развлечь, только так они будут воспринимать информацию и прислушиваться к вам. Подростка нужно заинтересовать и найти подход, чтобы он чувствовал себя взрослым и полноправным участником процесса, к которому прислушиваются и относятся как к равному. При работе со взрослым контингентом нужно учитывать их занятость, жизненную ситуацию и опять же, прислушиваться. Взрослые люди часто сами подсказывают или говорят напрямую, как именно они лучше воспринимают информацию и достигают наилучшего результата.
Таким образом, можно прийти к выводу, что возраст важен, но не играет решающей роли. Метод, выбранный преподавателем, и индивидуальный подход являются определяющими.
Мои самые успешные ученики — в основном взрослые и очень занятые люди. Они обычно показывают лучшие результаты как в онлайн-обучении, так и на уроках, которые происходят в режиме офлайн.
Опыт работы преподавателем: 12 лет
Опыт работы в Englex: 2 года 2 месяца
На данный момент я работаю по Скайпу со взрослыми учениками от 25 до 60 лет. Огромный плюс такого студента в том, что он четко мотивирован, то есть каждый мой ученик пришел учиться, потому что сам хочет — это раз, и потому что ему это нужно — это два. В этом возрасте люди работают, путешествуют, планируют, строят карьеру, меняют место жительства и работы. Они приходят в онлайн-школу, потому что очень заняты, но готовы определенное время уделить тому, что очень нужно, — английскому.
У меня есть ученик, который к каждому уроку готовит немаленькое домашнее задание, делает это четко и аккуратно. Для меня стало сюрпризом, что в школе он часто пренебрегал домашними работами, да и вообще имел низкий балл по английскому языку. Он сам с гордостью отмечает, что «наконец взялся за ум». Ему за 30. Может, возраст повлиял? 🙂 Другая ученица сдала международный экзамен, подготовившись на наших уроках. И только потом она призналась, что в школе уроки английского недолюбливала, мягко говоря. И самая ее большая радость помимо полученного сертификата состоит в том, что ей удалось преодолеть неприязнь к английскому и даже полюбить его.
Получается, что возраст, когда мы окончили школу/университет, вышли в большую загруженную проблемами и заботами жизнь, может принести нам понимание наших целей. Многие мои ученики лучше концентрируются на этих целях и достигают достойного уровня языка, который не давался до сих пор. Возраст приносит и свои минусы: некоторые жалуются на отсутствие времени, загруженность по работе, проблемы со здоровьем, семейные неприятности. Есть и те, кто говорит, что информация заходит «туго». Как будто «там» нет места 🙂 Многие сожалеют, что не учили язык раньше, когда были молоды и необременены заботами.
Но я бы все-таки остановилась на мысли, что в любом возрасте (кроме детского, бессознательного) для изучения языка важны две вещи: терпение и мотивация — зачем мне нужно, как я применю, что я хочу с помощью этого достичь. В каждом периоде жизни есть свои плюсы и минусы, отвлекающие моменты и моменты прозрения, свободные часы и место в голове 🙂 И, конечно, нужно пробовать развиваться в любом возрасте. Изучение языка — прекрасный повод держать в тонусе свою речь, сообразительность, концентрацию. Поэтому для учеников 60+ это и качественный досуг, и вызов самому себе, и терапия. Есть масса примеров, когда уважаемые восьмидесятилетние люди получают диплом об окончании университета. Это еще раз доказывает, что человек способен на многое, а препятствие к развитию — это только мы сами. Меняя свое отношение к жизни в целом, мы меняем себя, все вокруг. Дважды в неделю я вдохновляюсь примером своей ученицы почтенного возраста, которая встала на тернистый путь освоения английского «с нуля»! Надеюсь, с моей помощью ее путь будет интересным и успешным.
Кстати, не забудьте также почитать нашу статью «Никогда не поздно учить английский язык», в которой мы развеяли мифы о «возрастных» учениках и привели 8 преимуществ взрослых учеников перед детьми.
Надеемся, теперь у вас не возникнет сомнений по поводу «лучшего возраста» для изучения английского языка. Лучший возраст — этот тот, в котором вы пришли к решению учить английский язык, и неважно, когда это произошло: в 12 лет, 32 или 68. У вас все получится, главное — следовать за своей мечтой, найти хорошего преподавателя английского языка и претворить мечту в реальность!
Источники: http://enjoyenglish-blog.com/learning-english/vozmozhno-li-ovladet-anglijskim-v-sovershenstve.html, http://kid.travel/blog/2017/04/25/kak-za-2-goda-vyucit-anglijskij-azyk-pocti-v-soversenstve/, http://englex.ru/how-age-influences-the-ability-to-learn-english/