Роль мотивации в изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
234 просмотров
29 января 2019

Мотивация — наше все?

Пожалуй, в последнее время нет более муссируемой темы в сфере самореализации и развития, чем поиск и поддержание мотивации. За что бы вы ни взялись, вас уже спешат убедить в статьях, специализированной литературе, что без мотивации, сопровождающей вас на всем пути, начинание обречено на провал.

А так ли это? И возможен ли прогресс без постоянного эмоционального подъема? Как бороться с его спадами? Давайте разберемся с ролью мотивации в изучении английского языка.

Зачем нужна мотивация?

Действительно, мотивация очень важна и необходима. Без нее трудно вообще начать что-то делать. Она задает импульс, помогает поверить в цель, являясь ее выражением.

Это ответ на вопрос, зачем вы взялись за дело. Именно она заставляет вас изо дня в день слушать подкасты, в которых не всегда все понятно, учить десятки слов и выражений, борясь с раздражением и усталостью.

Можно ли избежать спада?

Мотивация — та самая морковка перед носом ослика, ради которой он готов идти куда угодно. Но все дело в том, что мы — не ослики. Наша психика устроена так, что спады мотивации неминуемы. Такова защита от перенапряжения. И это нормально.

Мы испытываем прилив бодрости и энтузиазма, когда принимаемся за что-то новое, и детально представляем себе процесс реализации мечты. Это справедливо в отношении любой деятельности.

Например, задумав похудеть, мы полны решимости внести резкие изменения в жизнь. И действительно, какое-то время активные усилия приносят ощутимый результат. И вдруг… Нас настигает пресловутый эффект плато: снижение веса становится почти незаметным. Вот тут и начинается спад мотивации.

Все дело в том, что результат становится менее выраженным. Он есть, но, сравнительно с началом процесса, минимален и не вдохновляет.

Этот закономерный процесс, наблюдаемый и в изучении языка, объясняется тем, что чем ближе мы к цели, тем меньше нового осталось узнать. Наш багаж усвоенных знаний, поначалу активно пополнявшийся, стал превалировать над тем объемом, что предстоит выучить. Начинает казаться, что мы почти не движемся, хотя усилия по-прежнему прикладываем.

Если в этот период произойдет что-то новое и яркое, например, общение с носителем языка, которое внушительно обогатит наш багаж знаний и умений, произойдет новый скачок мотивации.

Таким образом, несмотря на наши желания, пики мотивации сменяются ее спадами, чтобы через некоторое время она вновь была на подъеме.

Как не бросить все?

Главный вопрос в том, надо ли в период спада изо всех сил повышать мотивацию. Стоит ли искать все новые способы и приемы для этого, копаться в себе и в специализированной литературе, нервничать?

На наш взгляд, нет. Вы потратите слишком много ценного времени, усилий, которые лучше бы приложить к непосредственным занятиям языком.

Советуем разобраться с вопросом мотивации раз и навсегда в самом начале, когда вы только приступили к изучению или всерьез взялись за дело после долгого перерыва. Ответьте себе максимально ясно, для чего это вам, и зафиксируйте ответ. В период спада вы будете к нему возвращаться, подпитываясь энергией.

Волшебная сила привычки

Самым же главным моментом является выработка привычки. Изучение языка должно для вас стать рутиной, такой же естественной, как чистка зубов.

Равняйтесь на спортсменов, тренирующихся каждый день для того, чтобы однажды выступить на Олимпиаде. Ведь их не накрывает волной энтузиазма на каждой тренировке! Они просто ежедневно выполняют монотонные движения, так как знают, что из этих незначительных, порой скучных действий в итоге сложится их головокружительный успех.

Именно привычка будет толкать вас вперед и не даст сойти с дистанции во время спада, когда одолеют сомнения, действительно ли вам это надо.

Да, этот способ не сопровождается накалом положительных эмоций. Но если вы надеялись узнать о каком-то волшебном пути изучения языка, знайте: это он и есть. Просто волшебство в жизни ведет себя скромнее, чем в сказках. Зато такое волшебство позволит вам постепенно, путем регулярных усердных занятий достичь поставленной цели, а не надорваться на полпути к ней.

Роль мотивации в изучении иностранных языков

В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных контактов людей, а следовательно, – вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально–экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому. Теперь знание двух и более языков – это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, без него уже невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Новые политические и социально–экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языком.

Все вышеперечисленное существенно повышает престиж предмета «иностранный язык» в качестве образовательной дисциплины вуза. И здесь понятие мотивации выходит на первый план. Конечно, проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все дело в особой специфике предмета, требующей от студента наличия определенной базы и коммуникативных способностей. Нередко это вызывает у студентов определенные сложности и мотивированность исчезает. Поэтому, рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, отметим, что мотивы относятся к субъективному миру человека, определяются его внутренними побуждениями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован.

Попробуем разобраться, что же представляет из себя мотивационная сфера человека и чем она характеризуется при учебной деятельности. Понятие «мотив» ученые трактуют по–разному: К. Вилюнас понимает под мотивом условия существования, Г. А. Ковалев – морально–политические установки, а Ж. Годфруа – соображение, по которому субъект должен действовать. Так или иначе, большинство сходится во мнении, что мотив – это либо побуждение, либо намерение, либо цель. Поэтому к этому понятию нужно подходить комплексно, учитывая все возможные аспекты.

Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

— особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития)

— особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности

— организацией педагогического процесса

— спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка)

На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

— мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д. ;

— мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;

— мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

— мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;

— мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

— просоциальный мотив – связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д. ) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.

Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» – это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен и меня не отчислят» – отрицательная.

А теперь обратимся к результатам опроса, проведенного в нашем вузе среди студентов неязыковых специальностей, с целью установить, какие же мотивы движут ими в изучении иностранного языка. Всего было опрошено 200 человек, применялся метод стихийной выборки. Ответы респондентов распределились следующим образом:

— «Учу, только потому, что это нужно по учебной программе» – 60%

— «Чтобы не отчислили» – 19%

— «Хочу устроиться на хорошую работу, построить успешную карьеру» – 10%

— «Чтобы путешествовать за границей, общаться с иностранцами» – 6%

— «Учу, потому что интересно» – 5%

Конечно, метод устного опроса не претендует на всеобъемлющий охват ситуации и раскрытие скрытых субъективных смыслов, но некоторые выводы определенно можно сделать: подавляющая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе движима просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»). То есть можно сказать, что процесс учебы для них – это либо привычное функционирование, либо вынужденное поведение. Небольшая часть студентов указала на мотив самоутверждения («построить успешную карьеру») и мотив аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться с иностранцами»). И при этом лишь 5% студентов имеют внутреннюю мотивацию – изучают иностранный язык, потому что это им нравится.

Главным же выводом служит то, что студентами в основном движут внешние мотивы, при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку»). Это представляет некое противоречие, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли и, казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что требуется предприятие действий, направленных на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть необходимо создавать такие условия, при которых у учащихся возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).

Все вышеперечисленные виды и подвиды мотивации являются главными силами побуждения человека в изучении иностранного языка. Однако следует помнить, что если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции. Необходимо найти тот оптимум, при котором высокая эффективность соседствует с получением радости от изучения иностранного языка.

Роль мотивации в изучении иностранного языка

Сознаём мы это или нет, но каждый момент своей жизни мы мотивированы что-то делать: удовлетворять ли физиологические потребности (кушать, спать) или потребности духовные (писать стихи, ходить в театр, рисовать пейзажи). Если же мотивация отсутствует вообще, то это значит, что человек мёртв. Если человек знает, что ему нужно чего-то достичь, то есть, он мотивирован удовлетворить свою потребность — он может свернуть горы. В драке победит не тот, кто сильнее по физическим параметрам, а тот, кто больше хочет победить. В спортивной команде могут быть талантливые игроки, но играть серо и блекло. Чтобы выиграть, нужна воля к победе, то есть, мотивация. История войн может дать много примеров, когда превосходящая по численности и лучше вооружённая армия проигрывала сражение, так как была менее мотивирована на победу.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: «Я — говорящий на родном языке», «Я — говорящий на иностранном языке». Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей, учащиеся которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. о. создать стойкую сопутствующую мотивацию, формирующую прогресс в овладении иностранным языком. [9; — с.310]

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.

Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих собственных особенностей, а также из возможностей своих учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения.

Источники: http://englishteacup.org/my_hobby/role-motivacii, http://multiurok.ru/blog/rol-motivatsii-v-izuchienii-inostrannykh-iazykov.html, http://vuzlit.ru/443727/rol_motivatsii_izuchenii_inostrannogo_yazyka

234 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector