Современный подход к изучению английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
122 просмотров
29 января 2019

Современные подходы к изучению английского языка

Английский язык сопровождает нас повсюду: во время учёбы в школе и в университете, в популярных песнях, в фильмах и сериалах, социальных сетях, и часто – на работе. Это язык настолько распространённый, что, зная его, можно общаться с огромным количеством людей со всего земного шара.

Кроме приятных ощущений, связанных с новым опытом и новыми знакомствами, иностранный язык помогает совершенствоваться в своей профессии, а иногда и поменять сферу деятельности.

Сегодня изучение английского языка стало проще и доступней. У каждого есть возможность выбрать удобный график и подходящую форму занятий. Если говорить о вопросе основательно, можно получить дополнительное образование в высшем учебном заведении. Не менее эффективным будет посещение специальных языковых курсов с групповыми занятиями. Также не редко выбирают индивидуальные занятия с репетитором, что обеспечивает индивидуальный подход и максимум внимания всем ученикам. Успешные языковые школы заботятся о своих студентах, облегчая процесс выбора учреждения и программы обучения. К таким школам относится, например, www.bigbentula.ru.

Очень удобно, учитывая современный ритм жизни, онлайн обучение. В сети Интернет есть целые порталы, посвящённые данной теме. С их помощью легко найти единомышленника или учителя, если требуется – самоучитель и проверочные задания, тесты, разговорники и общение с носителем языка.

Среди приёмов, которые используются при самостоятельном обучении, распространено чтение литературы на оригинальном языке и просмотр любимых телепередач на нём. Так учатся распознавать иностранную речь, при этом расслабляясь, испытывая приятные эмоции. Сначала можно позволять себе включать субтитры, но через какое-то время от них следует отказаться.

Сколько времени требуется, чтобы освоить английский? Разумеется, для разных людей ответ будет разным. Но для всех важно соблюдать периодичность занятий. Специалисты советуют тратить не меньше 2 часов в неделю, иначе усилия будут напрасны. Если попытаться вплести упражнения с языком в свою повседневность, прогресс ускорится. Можно слушать радио, занимаясь физическим трудом или гуляя, составлять списки покупок на английском и т.д.

Независимо от целей обучения, главное – идти вперёд, постоянно совершенствоваться и находить новые пути для саморазвития и применения полученных знаний.

Современный подход к изучению английского языка

1. Задачи современного обучения английскому языку.
На современном этапе развития, когда сформировались качественно новые взаимоотношения нашей страны с членами мирового сообщества на основе новых политических и социально-экономических реалий, в ней самой создались благоприятные возможности для изучения английского языка и его реального использования в общении с представителями других стран. Успешное овладение английским языком в настоящее время – это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации. Все это заставило наполнить новым содержанием задачи обучения английскому языку в стране и потребовало расширения его функций как учебного предмета с учетом лучшего мирового опыта обучения английскому языку и социокультурных особенностей его изучения.
В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения английскому языку как средству межкультурного общения, как инструменту взаимообогощения народов, стран, континентов, как способу познания достижений национальной и общечеловеческой культуры, как способу осмысления себя гражданами своей страны и членами мирового сообщества.
Главная задача современного обучения английскому языку не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в области познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов, в том числе поиск методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся во всем процессе учебной работы.
Таким образом, мы подошли к основным задачам современного обучения английскому языку, которые включают в себя следующее:
1) Коммуникативное и социокультурное развитие личности обучаемого, подготовка его к межкультурному общению.
— формирование и развитие коммуникативной компетенции (языковой, речевой, лингвострановедческой, социолингвистической), необходимой для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечений;
— развитие культуры восприятия аутентичных текстов (художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных);
— формирование у школьников представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, к поиску ненасильственных способов решения противоречий и конфликтов;
— ознакомление школьников с культурой стран изучаемого языка, ее связями с ветвями мировой культуры.
2) Обучение школьников технологии изучения английскому языку и развитие его самообразовательного потенциала для удовлетворения их личностных интересов в изучении английского языка в тех или иных сферах общения, областях знания.
— на обучение техники работы с отечественной и зарубежной справочной литературы;
— на обучение способам схематизации коммуникативно-познавательной информации (построение языковых, речевых и коммуникативных таблиц, схем);
— на развитие навыков работы с книгой, аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами;
— на ознакомление с международными тестами по определению уровня владения языком;
— на обучение формам самоконтроля эффективности учебной, коммуникативно-познавательной и коммуникативной деятельности на английском языке.

2. Инновационные подходы в процессе обучения английскому языку.
При изучении мною современных материалов по данному вопросу я пришла к выводу, что в настоящий момент нет единого мнения в определении современных инновационных подходов в обучении английскому языку. Я нахожу важным выделить некоторые технологии, применяемые в практике обучения английскому языку, которые разными авторами в различных источниках несколько по-разному определяются.
I. 1) проектные технологии; 2) информационные технологии; 3) технологии языковых портфелей; 4) модульно-блочные технологии.
II. 1) коммуникативно-ориентированные технологии; 2) интегральные технологии; 3) проектные технологии.
III. 1) технология личностно-ориентированного обучения; 2) технология коммуникативного взаимообучения; 3) компьютерные технологии; 4) мультимедийные технологии.
В своем докладе я не буду затрагивать все возможные инновационные подходы в обучении английскому языку, так как считаю нужным осветить вам наиболее актуальные из них.
Личностно-ориентированная технология.
В русле рассмотрения данной проблемы представлю практический опыт реализации личностно-ориентированного обучения.
В процессе знакомства с технологией мы выяснили, что ее применение в полном объеме в условиях классно-урочной системы невозможно. Но именно эта технология может приблизить процесс обучения иностранным языкам по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной ситуации при помощи создания в аудитории микроклимата окружающей жизни со всеми реальными межличностными отношениями и целенаправленностью в практическом использовании языка. Следовательно, изучая всю технологию, можно говорить только об элементах личностно ориентированной технологии, которые мы внедряем в практику преподавания английского языка. Сущность личностно-ориентированной технологии заключается в том, что у учителя нет готовых шаблонных методов взаимодействия с различными учениками, оно зависит от личности ученика, его интересов, способностей и возможностей. Безусловно, для этого необходима комплексная диагностика.
Кроме того, при реализации личностно-ориентированного обучения необходимо учитывать психологические особенности учащихся.
Особенностью методики является обязательный учет индивидуальной избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации, стремления использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе в ситуациях, не заданных обучением.
Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим различные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном «профиле», который меняется от класса к классу. Важным и значимым моментом является необходимость поставить ученика в центр образовательного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную, практическую направленность.
Применение компьютерных технологий на уроках английского языка.
Сегодня школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий, таких как: информационно-коммуникативные, компьютерные и мультимедийные технологии, которые тесно связаны между собой.
Внедрение информационных технологий в школе создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств учащихся.
Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации); их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе даже дошкольников.

Значение компьютерных технологий на уроках английского языка.
1) Что дают компьютерные технологии школе?
Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения.
Компьютер значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.
Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность детям запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. При реализации информационных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка.
Применение компьютера на уроке возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Творчески работающий учитель в состоянии использовать мощность компьютерной техники для достижения самых разнообразных целей:
1. формирование новых знаний и понятий
2. отработка практических умений и навыков деятельности
3. повторение и обобщение изученного материала
4. обеспечение мотивации учащихся к обучению
5. формирование необходимых личностных качеств

Использование информационных технологий возможно не только на специализированных интегрированных уроках, но и на обычных уроках английского языка на разных ступенях обучения школьников.
Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. ПК не заменяет, а только дополняет учителя.
Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и, по-настоящему, современным. Выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока. Использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Использование мультимедийных технологий в обучении английскому языку.

Мультимедийные технологии являются совокупностью различных способов обучения: текстов, графических изображений, музыки, видео и мультипликации в интерактивном режиме. Новая учебная среда создает дополнительные возможности для развития креативности учащихся, стимулирует их любознательность, прививает интерес к учебной деятельности.
Современные мультимедийные программы представляют собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Формы работы с компьютерными обучающими программами на занятиях английского языка включают изучение лексики, отработку произношения, обучение монологической и диалогической речи, обучение письму, обучение грамматике. На занятиях по английскому языку можно решить целый ряд дидактических задач, используя материалы Интернет, пополнять словарный запас учащихся и формировать навыки и умения чтения; совершенствовать умения письменной речи; создавать устойчивую мотивацию для изучения английского языка. Для учащихся мультимедийные технологии являются способом, при помощи которого они расширяют свои представления об окружающем мире. Использование мультимедийных технологий обеспечивает более полную и точную информацию об изучаемых явлениях и объектах. Это повышает качество обучения, позволяет удовлетворять и развивать познавательные интересы учащихся, повышает наглядность обучения, позволяя использовать тяжело доступный материал или тот, который нельзя использовать без компьютера. Работа школьников становится более интенсивной, что позволяет повысить темп изучения учебного материала и увеличить объем самостоятельной работы на занятиях..
Для эффективного использования мультимедийных технологий необходимо создать такие условия, чтобы обеспечить формирование социальной и познавательной активности как основных личностных характеристик обучаемого. Программы должны носить диалоговый характер для развития самостоятельности школьников.
Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии — только способы обучения, эффективность которых зависит от умения преподавателя использовать их для достижения определенных педагогических целей на основе глубокого изучения всех возможностей.
Заключение.
Современность предъявляет все более высокие требования к обучению практическому владению английским языком в повседневном общении. Сегодня можно смело говорить о том, что такие инновационные подходы в обучении английскому языку как: мультимедийные, компьютерные, информационные технологии имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащегося.

Популярные подходы к изучению иностранного языка

Еще не так давно хорошее знание иностранного языка свидетельствовало о причастности человека к миру прекрасного, принадлежности к определенным светским кругам или просто наличие склонности к чудачествам. Но, все течет, все изменяется. И в наше время знанием иностранного языка уже никого не удивишь. Необходимость его изучения продиктована самой жизнью. Мы хотим не только комфортно чувствовать себя на отдыхе за границей, но и участвовать в международных научных проектах, проводить переговоры с зарубежными партнерами, учиться в зарубежных вузах, повышать свой общий образовательный уровень да и прочитать инструкцию на языке тоже было бы нелишним.
Благодаря развитию сети Интернет, появлению курсов и частной практики преподавания, изучение иностранного языка с каждым днем становится доступнее для все большего количества людей.

В настоящее время самым востребованным из «вторых» языков в мире является английский язык. Подавляющая часть населения развитых стран достаточно уверенно им владеет. Такой выбор был во многом обусловлен тем, что английский язык относительно прост для изучения, но вместе с тем располагает всем необходимым для того, чтобы процесс коммуникации представителей различных культур стал возможен. В России тот факт, что хорошее знание иностранного языка крайне благоприятно сказывается на карьерном росте, стал предельно ясен в 90-е годы. Тогда же выяснилось, что знания, полученные в школе или институте, для этих целей совершенно не годились. Но спрос рождает предложение, и конец ХХ века в России ознаменовался появлением великого множества авторских методик, курсов и просто оригинальных способов изучения языка. В наше время волна энтузиастов схлынула, и на бреге остались лишь те, кто смог доказать свою компетентность в условиях интеграции России в мировое сообщество.

Сразу стало понятно, что изучение языка – это сложный и многогранный процесс, требующий помимо жажды знаний еще и трудолюбия вкупе с целеустремленностью. Кроме того, каждый человек уникален и то, что одним дается с легкостью, у других вызывает затруднения. В конечном итоге, все эти наблюдения привели к появлению нескольких различных способов изучения языка.

Некоторые из них сложились исторически. Так, на протяжении веков в России превалировали два способа: первый – это найм гувернера или учителя – носителя языка (французский язык), второй – простая зубрежка грамматического строя и вокабуляра (так учили греческий и латынь в академиях). Так или иначе, эти способы в чистом виде не оправдали себя: первый из них не давал глубоких, фундаментальных знаний основ языка, а второй формировал у учащихся только навыки перевода и чтения.
А так как в ХХ веке значительно выросла потребность в иностранном языке в первую очередь как в средстве коммуникации, появление новых методов не заставило себя долго ждать.

Впрочем, долгие годы не сдавал своих позиций и не сдает их и по сей день традиционный метод, упоминавшийся выше, при котором во главу угла ставилось отличное знание грамматики и хороший словарный запас, что позволяло осуществлять мысленный перевод с иностранного языка на родной и обратно. К сожалению, данный метод имел один существенный недостаток: при такой стратегии изучения довольно сложно сформировать навык говорения. Хотя, безусловно, он был удобен тем, что мог применяться как в индивидуальных, так и в групповых занятиях.
Еще одним популярным методом, возникшим уже в ХХ веке, в 60-е годы, был метод «silent way» — «путь молчания». В его основу было положено убеждение, что знания заложены в учащемся изначально, оставалось их только раскрыть. Достигался этот эффект с помощью цветных таблиц, в которых некий цвет или символ соответствовал определенному звуку, и таким образом в лексикон вводились новые слова, фразеологические единицы и т.п.
Некоторые «исследователи» продвинулись в этом направлении еще дальше, пытаясь выявить такой алгоритм изучения языка, который мог бы гарантировать 100% успех. Они создали «total-physical response» — метод физического реагирования. Он состоял из двух ступеней. На первом этапе ученику предлагалось просто прослушать языковой материал, а на втором адекватно отреагировать на воспринятое иностранное слово. То есть, садиться, вставать, говорить при узнавании соответствующего языкового аналога. В общем, что-то сродни выработке условных рефлексов у собак Павлова. Впрочем, через энное количество времени ученики уже бегло общались друг с другом.

Метод погружения — «sugesto pedia», активно используемый в наше время, возник уже ближе к концу ХХ века. Студентов полностью погружали в языковую среду (вплоть до выбора нового имени). В результате, выяснилось, что в образе англичанина английский язык учить значительно проще!
Самостоятельно, на приличном уровне изучить язык стало возможным с появлением аудио-лингвистического метода, основанного на повторении услышанного материала вслед за диктором.
Все то, что мы видим сейчас в сфере изучения иностранного языка – это квинтэссенция методов, возникших ранее и прошедших проверку временем. Авторские методики 90-х годов, обещавшие нам 100% результат на фоне минимальных вложений сил, времени и средств, остались далеко в прошлом, уступив место действительно эффективным методикам.

Так, сохранился коммуникационный и традиционный подходы, причем недостатки последнего были сглажены за счет обогащения его элементами других методик: введением аудиоматериалов, созданием языковой среды и т.п. Все эти нововведения помогают учащимся преодолеть психологический и языковой барьер.
Ввиду более расширенной методологии, классический метод теперь все более перекликается с методом коммуникативным. Тем не менее, полного сходства не обнаруживается, так как в процессе обучения преследуются совершенно разные цели. Так, коммуникативный метод хорош в случае необходимости выработки именно навыка общения. В этом случае особенно уместным будет найм носителя языка в качестве преподавателя. Единственное условие, которое в этом случае должно соблюдаться – это его профессионализм. В случае же необходимости закладки базовых знаний языка, наиболее эффективным методом будет метод традиционный, в преподавании которого нет равных нашим соотечественникам.

В последние годы стал популярен еще один подход, заслуживающий внимания, в какой-то степени происходит он из коммуникационного, но претерпел значительные изменения. Это эмоционально-смысловой метод. Гуру данного направления можно назвать Игоря Шехтера («Система-3») и Галину Китайгородскую («Школа Китайгородской»).
В школе Шехтера, ученики отождествляют себя с носителем языка: придумывают себе имя, распространенное в соответствующей культуре, новую биографию и т.п. Занятия проводятся в форме диалогов между учениками – «носителями языка». Грамматический строй изучается в три этапа, отсюда и название «Система-3».
В «Школе Китайгородской» занятия превращаются в театральное представление, в котором обыгрываются ситуации из реальной жизни. В основу процесса обучения положен принцип коллективного взаимодействия.

Источники: http://youngfamily.ru/cntnt/pr/5/bigbentula.html, http://tak-to-ent.net/load/155-1-0-12611, http://www.slovariky.ru/240-populyarnye-podhody-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka.html

122 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector