Тестовый контроль в изучении английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
3 051 просмотров
29 января 2019

Языковое тестирование как форма контроля при обучении английскому языку

Тестирование – метод исследования, предусматривающих выполнение испытуемым специальных заданий. В основе данной формы контроля лежит использование заданий стандартной формы, которое получили название «теста», что в переводе означает испытание, исследование, проверка. Тест определяется как «подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедших предварительное опробирование с целью определения его показателей качества» (3, с.43). Он позволяет выявить у тестируемого степень его лингвистической (языковой) и коммуникативной (речевой) компетенций. Этот комплекс заданий существует в форме совокупности вопросов, обеспечивающих однозначность ответов испытуемых. Его отличает тщательность разработки в соответствии с определенными правилами и процедурами, предварительная экспериментальная проверка, наличие таких характеристик эффективности, как валидность и надежность. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету.

Основное отличие теста от контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Другим важным отличием является то, что тесты проходят процедуру стандартизации. Поэтому отметка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью, чем оценка контрольной работы, вынесенная на основании личного суждения проверяющего.

Тест состоит из двух частей – информационной и операционной. Информационная часть содержит ясно и просто сформулированную инструкцию и примеры правильного выполнения заданий. Операционная часть состоит из некоторого количества заданий или вопросов. Тестовое задание содержит основу (stem) в виде утвердительного предложения (полного или неполного), вопроса или небольшого текста. Тестовое задание может сопровождаться набором ответов (responses), называемых также выборочными ответами или альтернативами. Среди ответов содержится один правильный ответ (key/correct option) и несколько неправильных (destractors). Все варианты выбора должны быть приблизительно одной величины и относиться к одному уровню языковой трудности. Тесты со многими заданиями называются комплексными тестами или тестовыми батареями (1, с 21-22).

В отечественной практике обучения иностранным языкам роль тестирования постоянно растет. Интерес к тестированию объясняется тем, что помимо своей основной функции – контроля, оно может служить средством диагностики трудностей языкового материала для учащихся, мерой определения качества обученности и способом прогнозирования успешности или неуспешности обучения.

В методической литературе и практике обучения языку получили распространение два вида тестов: нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные (5, с 301-302).

Нормативно-ориентированный тест (norm-referenced test) предназначен для сравнения учебных достижений отдельных испытуемых. К этой группе можно отнести прогностические тесты, целью которых является определение способности того или иного учащегося к изучению иностранного языка. Они могут быть использованы при профессиональной ориентации учащихся.

Критериально-ориентированный (criterion-referenced test) тест используется для оценки степени владения испытуемым пройденным материалом. Сюда можно отнести диагностические тесты. Диагностический тест – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень владения его учащимися.

Наибольшую актуальность для учителя иностранного языка имеют так называемые тесты успешности, которые определяют, насколько успешно сформирована коммуникативная компетенция тестируемого и готов ли он к иноязычному общению в рамках тех коммуникативных задач, которые предопределены тем или иным уровнем владения иностранным языком. Данные тесты служат средством текущего и итогового контроля. В качестве объекта выбираются либо элементы языка, либо речевая деятельность.

В современной методической литературе выделяют следующие виды тестовых заданий:

  • Перекрестный выбор (matching) – задание заключается в подборе пар из двух блоков по тем или иным признакам;
  • Альтернативный выбор (true-false)
  • Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;
  • Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;
  • Завершение (completion) – учащимся предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;
  • Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;
  • трансформация – выполнение задания предусматривает изменение предложения согласно образцу;
  • внутриязыковое перефразирование – суть задания состоит в передачи своими словами содержания текста;
  • межъязыковое перефразирование – предполагает умение учащихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.
  • Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. С его помощью проверяют общий уровень владения языком.

Этот вид, теста описан в методической литературе ещё как тест дополнения или тест восстановления. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего. Это тест, при выполнении которого необходимо восстановить недостающие элементы текста, к примеру каждое третье слово, используя механизм вероятностного прогнозирования.

Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Таким образом, информация подобной тестовой ситуации относится, с одной стороны, к организации языка, а с другой — к внеязыковой действительности. Сочетание лингвистических и экстралингвистических особенностей текста дает возможность преодолеть абстрагированность моделей проверяемого языкового материала. Отсюда следует, что успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации.

Существуют следующие разновидности клоуз-теста:

  • Аудиоклоуз-тест – вид прагматического теста, при выполнении которого тестируемый подбирает или выбирает из предложенных недостающие в тексте буквы, слова, словосочетания и восстанавливает их во время пауз при повторном чтении текста,
  • Б-клоуз-тест (Б – от буква). Тест, представляющий собой модификацию С-клоуз-теста, В нем каждый шаг увеличен до 3-4 слов (т. е. пропускается каждое 3

4 слово), в каждом слове-пропуске указана первая буква. Пропуски не делаются только в именах собственных, датах, цифрах, как и в С-тесте.

  • гибкий Б-тест (комбинированный клоуз-тест). Тест типа клоуз, в каждом задании которого предложена помощь-подсказка в виде нескольких букв в начале слова (букв должно быть столько, чтобы обеспечить однозначность и объективность проверки ответов, исключить контекстуально подходящие ответы с предложенным началом слова). Как и в С-клоуз-тесте, пропускается половина слова .
  • С-клоуз-тест Тест, состоящий в написании недостающей части слова (как правило, второй половины каждого второго слова). Если в слове нечетное количество букв, то составителями С-клоуз-теста пропускается большая их часть. Если слово состоит из одной буквы, то пропускается половина следующего слова. Минимальное количество пропусков – 100. С-к.-т. используется как в языковых тестах (проверка сформированности орфографических, лексических, грамматических навыков), так и в речевых.
  • тест редактирования.
  • Средний шаг пропуска в клоуз-тесте колеблется от каждого второго слова (С-тест) до каждого восьмого (гибкий клоуз-тест) – десятого (тест редактирования). В клоуз-тесте допускается либо фиксированный пропуск слов, или целенаправленная выборка (fixed-ratio method); в других случаях может использоваться нефиксированный пропуск слов (variable-ratio method), когда пропуск осуществляется в зависимости не от порядкового номера слова, а от выбранного критерия (опускаются слова с наибольшей информационной нагрузкой, или знаменательные, или служебные – случайная выборка). При оценивании засчитываются в качестве правильных либо точно восстановленные слова, либо близкие, удовлетворяющие контексту. В клоуз-тесте используются разные типы ответов: свободно конструируемый (испытуемый самостоятельно подбирает контекстуально подходящие слова) и заданный (из предложенных дистракторов выбирается один – техника множественного выбора)

    Сказанное выше позволяет сделать вывод, что клоуз-тест может быть использован как форма контроля в средней школе на продвинутом этапе обучения, когда у учащихся сформирована соответствующая языковая база, на которой строится догадка.

    По структуре и способу оформления первые четыре вида заданий называются избирательными. Все остальные – задания со свободно конструируемым ответом. Их преимущество состоит в том, что учащиеся не просто выбирают готовую форму из числа предложенных, но сами составляют ответ в соответствии с заданием.

    Тесты также могут быть открытой (испытуемый должен дополнить основной текст, чтобы получить истинное высказывание) и закрытой формы(испытуемый должен выбрать нужный ответ из нескольких вариантов, причем один из них правильный, а остальные – нет), дискретные(проверяющие одно умение) и интегративные (проверяющие совокупность умений учащегося).

    В последние время большое распространение получили коммуникативные тесты. Известно, что решение коммуникативных задач происходит не только при говорении, но и при чтении, аудировании и письме. Поэтому в основу определения коммуникативного теста положено умение решать коммуникативные задачи вне зависимости от видов речевой деятельности.
    Языковое тестирование является процедурой педагогических измерений, которая не лишена характерных противоречий. В наиболее общем виде рассматриваемые противоречия сводятся к тому, что стремление повысить объективность педагогических измерений приводит к унификации процедуры языкового тестирования без учета индивидуальных познавательных стилей. Желание повысить валидность языковых тестов приводит к тому, что важная информация, получаемая в ходе тестирования, игнорируется, так как теряется определенность того, «что именно измеряет данный тест». Повышение надежности языковых тестов осуществляется через процедуру «модерации», исключая гибкий личностно-ориентированный подход к организации тестирования
    Стандартизация языкового тестирования, продиктованная стремлением повысить валидность, надежность и объективность применяемых контрольно-измерительных инструментов (тестов), нередко выражается в сопротивлении попыткам внедрить в практику педагогических измерений альтернативное языковое тестирование, обеспечивающее право выбора формы экзамена, более полный учет индивидуальных особенностей учащихся и способное сообщить участникам ценную информацию, существенную для повышения учебных результатов. Наконец, существующая количественная парадигма языкового тестирования, то есть ориентация на количественную норму, даже если применяются качественные критерии (все переводится в баллы), создает ложное впечатление, что успех есть количественный показатель. При этом существенно снижается роль языкового теста как гуманистического инструмента педагогических измерений.
    Список литературы:

    • Методическое письмо о преподавании иностранного языка в общеобразовательных учреждениях города Москвы. – М., 2006.
    • Контроль в обучении иностранному языку /Под редакцией Е.И.Пассова/ – Воронеж, 2002.
    • Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. –Спб: Каро, 2004.
    • Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам – Москва «Просвещение», 2006.
    • Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. – М., 2004.

    Методическая разработка на тему:
    Тестовый контроль в процессе обучения английскому языку

    Обобщение опыта по использованию разных видов тестов на уроках английского языка как один из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку.

    Предварительный просмотр:

    1. Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку.
    2. Что же такое тест?
    3. Существенные признаки теста.
    4. Классификация лингводидактических тестов.
    5. Клоуз-тест.
    1. Что такое клоуз-тест?
    2. Методика составления и проведения клоуз-теста.
    1. Темы тестов, используемые на уроках английского языка.
    1. Фонетические тесты
    2. Тестовый контроль аудирования
    3. Грамматические тесты
    4. Тесты по страноведению
    1. Заключительное слово. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку.
    2. Приложение. Практическая часть. Тесты, используемые на уроках английского языка.

    Огромная заслуга тестов состоит в том,

    что они позволяют обычный ответ учителя

    «Так мне кажется» заменить словом

    «Я это знаю» или «Я это не знаю».

    Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок.

    Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку по праву считается тест. Тесты являются не только экономной формой контроля, но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала.

    Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

    Что же такое тест, чем он отличается от традиционной контрольной работы и когда его следует применять в процессе обучения иностранному языку?

    Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

    Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя.

    Контрольные задания для каждого класса отвечают принципу доступности и программным требованиям. Тесты используются на протяжении всего курса обучения с целью установить уровень усвоения, как отработанного нового материала, так и знаний ранее пройденного, позволяя выявить общие технические ошибки учащихся.

    Таким образом, главная отличительная черта теста – объективность результатов тестирования, т.е. независимость оценки результатов от личных суждений, симпатий и антисимпатий тех, кто проверяет тест.

    Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения

    (на всех этапах проведения тестирования невозможно внести субъективную составляющую в оценку) и путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

    Тесты – более емкий инструмент – показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах достижений, позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнем достижений каждого из них.

    Тесты – более объемный инструмент – выполняя тестовую работу, каждый ученик выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа.

    Тест (это наиболее важно) – широкий инструмент – и с точки зрения интервала оценивания. Можно отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала.

    Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

    Привлекательным оказываются тесты и с точки зрения задач управления. Они дают широкую возможность для варьирования сложности измерительного материала, широты охвата, целевой направленности. Система показателей качества теста дает возможность оценить то, насколько реально созданный инструмент соответствует этим требованиям, и использовать его строго в соответствии с этими требованиями. Кроме того, тесты эффективны с экономической точки зрения.

    К существенным признакам теста относятся:

    1. Выполнение им роли одного из средств психодиагностики и психопрогностики (лингводидактической, связанной с измерением знаний, умений и навыков учащихся), причем средства многоразового использования.
    2. Существование в форме совокупности вопросов (заданий), обеспечивающих однозначность ответов испытуемых, выделение в этих ответах части несущей наибольшую информационную нагрузку, что позволяет ускорить, облегчить и объективировать их последующей анализ и обработку.
    3. Тщательность разработки в соответствии с определенными правилами и процедурами.

    Четко разграничены лингводидактические тесты: тесты стандартизированные (прошедшие экспериментальную проверку для установления определенных норм) и нестандартизированные (не прошедшие экспериментальной проверки, обычно составляемые учителем для учеников своих классов).

    Предложена следующая классификация лингводидактических тестов:

    1. По целевым, функциональным и содержательным признакам.
    2. По формальным признакам.

    По цели применения можно выделить

    1. Констатирующие тесты;
    2. Диагностирующие тесты;
    3. Прогностические тесты.

    По виду осуществляемого контроля :

    1. Тесты текущего контроля;
    2. Тесты рубежного контроля (в конце четверти);
    3. Тесты итогового контроля (проводятся в конце учебного года, в каждом классе);
    4. Тесты заключительного контроля (в конце курса обучения).

    По объему контроля :

    1. Тесты, измеряющие усвоение языкового материала (навыки);
    2. Тесты, измеряющие сформированность речевых умений.

    По структуре и способу оформления ответа :

    1. Избирательные тесты;
    2. Тесты со свободным конкретизируемым ответом.

    По характеру выборочных ответов :

    1. Альтернативные тесты;
    2. Тесты множественного выбора;
    3. Тесты перекрестного выбора.

    По гомогенности заданий:

    1. Тесты на скорость, состоящие из равнотрудных заданий;
    2. Тесты на сложность, состоящие из все более и более усложняющихся заданий.

    Тестовые задания должны быть составлены в строгом соответствии с правилами и процедурами тестологии и обладать достаточно высокими характеристиками валидности и надежности.

    Каковы основные трудности, возникающие при разработке и применении тестов, и как их можно преодолеть?

    Сложностью организационного характера часто представляется умение создать благоприятную обстановку. Доброжелательность учителя, понимание учеником задания, которое отвечало бы его возрастным особенностям и интересам, — вот слагаемые успешного выполнения теста.

    Наиболее важной проблемой тестирования является поиск наиболее экономичного теста. Иногда решение этой проблемы видят в использовании прагматического клоуз-теста.

    Что такое клоуз-тест?

    1. Этот вид теста описан как тест дополнения или тест восстановления. Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Принцип тестирования основан на теории о подсознательном закрытии, — заполнении пробелов в деформированном тексте, в котором пропущены отдельные слова. Успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это определяется тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст. Это позволяет сделать вывод, что клоуз-тест может быть использован как форма контроля на продвинутом этапе обучения.
    2. Методика составления клоуз-теста не представляет особых трудностей. Для основы клоуз-теста необходимо выбрать отрывок прозы не менее 100 и не более 300-400 слов, в котором пропускается каждое n-е слово ( т.е. 5-е, 7-е и т.д.), независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок должен представлять законченное по смыслу, логически обоснованное изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста. Таким образом, текст заготавливается в количестве, соответствующем числу испытуемых. Учащиеся читают текст про себя дважды. При первом чтении они знакомятся с его общим содержанием, при втором – заполняют пропуски теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего текста. Учащиеся вписывают свои ответы (слова) в клоуз-тест. Правильность заполнения пропусков свидетельствует о точном понимании текста, а также о владении лексическим материалом в процессе чтения. С помощью клоуз-теста достаточно точно и объективно устанавливаются степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении.

    Клоуз-тест может явиться также средством проверки понимания иноязычной речи на слух. В этом случае он представляет собой звучащую речь (в монологической или диалогической форме), предъявляемую в нормальном темпе при наличии «естественных помех», роль которых выполняют пропущенные слова.

    При подготовке клоуз-теста для контроля аудирования следует подбирать текст, содержащий знакомый учащимся лексический материал и простые синтаксические структуры. Длина предложений в тексте не должна превышать 13-15 слов. Если же основой клоуз-теста является диалог, то число участвующих в диалоге не должно превышать двух человек.

    Клоуз-тест можно использовать и в целях текущего контроля, когда важно своевременно выявить, как учащиеся овладели лексическим материалом, пройденным за определенный промежуток времени.

    При разработке клоуз-теста, так же как и при разработке клоуз-теста для контроля навыков аудирования, допускается вносить изменения в текст-основу.

    Оценка качества выполнения клоуз-тестов может осуществляться следующим способом. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если для своего ответа испытуемый выбрал не то слово, которое требуется вставить, а близкое ему по значению (причем слово соответствует смыслу всего отрывка), то при проведении контроля навыков чтения или аудирования он получает 1 балл, а при проведении текущего контроля – 0,5 балла. При оценке качества выполнения теста общую сумму баллов сравнивают с реально набранным количеством баллов.

    «Клоуз-тест является хорошим индикатором общих языковых умений, в том числе и умения пользоваться языком исходя из специфического лингвистического и ситуативного контекста».

    Это позволяет сделать вывод о том, что клоуз-тест может быть эффективным средством проверки знаний, навыков и умений учащихся.

    Широко используются тесты по темам:

    1. тесты по правилам чтения;
    2. тесты по фонетике;
    3. тесты по лексике;
    4. тесты по грамматике;
    5. тесты аудирования изученных тем;
    6. тесты по страноведению;
    7. тесты по домашнему чтению.

    Приведу примеры некоторых тем тестов, применяемых мной на уроках английского языка.

    Фонематический слух, под которым понимается «способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка» играет большую роль в формировании и развитии всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма).

    Традиционно обучение фонематическому слуху осуществляется с помощью упражнений на различение и узнавание звуков и идет одновременно с обучением произношению в период устного вводного курса.

    Однако, краткосрочная, пусть даже интенсивная тренировка не может надолго обеспечить необходимый уровень развития слуховых навыков. Работа по поддержанию и совершенствованию слуховых навыков должна проводиться систематически, на протяжении всего курса обучения и сопровождаться регулярным контролем. В процессе этой работы рационально использовать фонетические тесты.

    Такие тесты кроме контрольно-обучающей функции могут выполнять и диагностическую: данные, получаемые в результате их проведения, будут свидетельствовать о необходимости увеличения или сокращения объема тренировки. Таким тестам предъявляются следующие требования:

    1. Тест должен быть целенаправленным, т.е. ориентированным на контроль типичных фонетических трудностей.
    2. При составлении тестовых заданий нужно учитывать принцип постепенного нарастания трудностей.
    3. Формулировки тестовых заданий должны быть лаконичными и вместе с тем – ясными.
    4. Тесты нужно составлять на материале школьных учебников.
    5. Для получения объективных результатов тест должен содержать достаточное количество слов с трудным звуком (звуками) от21 до 25.

    Как организовать работу с такими тестами на уроке?

    Учитель формулирует тестовое задание. Приводит образец (пишет на доске несколько слов, произносит их, пишет ответ). Затем учитель предъявляет слова теста в своем исполнении.

    Читает слова дважды: в первый раз с интервалами, которые бывают при обычном чтении слов, словосочетаний, предложений; во второй раз с паузами, в течение которых ученики делают записи. После чего учитель организует контроль или взаимоконтроль. В заключении теста учитель может поставить оценки, руководствуясь следующими критериями: оценка «5» ставится, если задание выполнено более чем на 80%; оценка «4» — более чем на 60%; оценка «3» — более чем на 40% и оценка «2» — менее чем на 40%.

    В процессе теста внешние действия учащихся сводятся к начертанию символов “+” или

    “-“, однако они являются результатом активного слушания и выполнения операций сличения, различения, узнавания и выбора.

    Такие тесты обеспечивают прочность формируемых слуховых и произносительных навыков. Тесты являются новым приемом обучения и проверки. Вызывающим у школьников интерес, желание заниматься иностранным языком; они содержат элементы игры, соревнования, тесты легко включаются в учебный процесс и могут периодически использоваться на уроках. Методика проведения теста легка и легко усваивается преподавателем.

    Тестовый контроль аудирования.

    Предлагаемый прием тестового контроля аудирования – разновидность объективного теста с выбором ответа из ряда предложенных, так называемый multiple-choice test. Особенность его состоит в том, что, во-первых, учащиеся осуществляют последовательно выбор не одного, а пяти ответов из пяти предложенных, что исключает вероятность случайного отгадывания; во-вторых, выбор ответов происходит не на уровне отдельных языковых единиц, а на уровне текста. Это позволяет использовать тестовые задания также в качестве обучающих, т.е. речевых упражнений для обучения восприятию на слух монологической речи.

    Тесты и описательные тексты к ним составлены на основе языкового и тематического материала соответствующих циклов учебника английского языка, поэтому тесты могут проводиться регулярно для осуществления промежуточного контроля по окончании каждого цикла занятий.

    Методика организации тестового контроля аудирования проведения и проверки не представляет трудности для учителя. При правильной организации работы тесты позволяют быстро, в течение четырех-пяти минут, провести фронтальную письменную проверку понимания учениками пяти коротких текстов. Тесты просты и доступны как для сильных, так и для слабых учащихся.

    Данный прием работы стимулирует интерес школьников к аудированию текстов описательного характера, наименее интересных, но необходимых при обучении иностранному языку.

    Методика работы с тестами включает три этапа: подготовка, аудирование и выполнение тестового задания учащимися, подведение итогов.

    Первый этап: До начала урока учитель записывает на доске тестовое задание.

    Второй этап: Учитель прочитывает тексты, после каждого из них делая паузы, чтобы учащиеся могли записать номер текста. Материал аудирования предъявляется, как правило, один раз, темп чтения нормальный. Если же учителю приходится нарушать данные требования, это свидетельствует о несформированности аудитивных навыков учащихся.

    Третий этап: Подводятся итоги: сверяются номера в ответах учеников с контрольными номерами. Если ответ правильный, то в соответствующей колонке ставится один балл, если ответ неправильный – ноль. Затем все баллы суммируются, и выставляется оценка в графе “Mark”.

    Опыт работы с тестами позволил определить возможные способы проверки тестов и выставления оценок. Каждый раз я выбираю один из них, в зависимости от поставленной задачи.

    1. Итоги теста нужны учителю, чтобы выставить оценки по аудированию. В этом случае учащиеся выполняют тест самостоятельно.
    2. В целях самоконтроля можно дать каждому ученику возможность проверить тест и выставить себе оценку. Для этого необходимо на доске написать правильные ответы.
    3. Для взаимоконтроля в парах школьники могут обменяться выполненными тестами, сверить ответы с номерами, написанными на доске и поставить оценки друг другу.

    В своей работе я использую все виды тестов, описанные выше. Они повышают мотивацию, интерес к обучению английского языка.

    В старших классах (9-11 классах) часто провожу грамматические тесты текущего контроля и рубежного контроля (в конце четверти или полугодия). Цель тестирования – помочь школьникам практически овладеть грамматикой английского языка и тем самым научить их более правильно говорить и писать по-английски.

    В ходе работы с тестами происходит дальнейшее развитие умений и навыков в применении правил грамматики английского языка на практике.

    Необходимы считаю тесты по страноведению в 8-11 классах. Обычно они проводятся по окончании цикла уроков по странам стран изучаемого языка и своей страны. Их цель- контроль ранее приобретенных учащимися знаний, навыков и умений. Данные тесты направлены на активизацию и проверку базовых знаний, на расширение лексического запаса, а также на усвоение новых сведений, касающихся англо-говорящих стран.

    Не секрет, что этапы разработки тестов для разных целей использования должны быть различны. Тест, созданный учителем для проверки знаний учеников после изученной темы, и тест для итоговой аттестации учащихся должны отличаться.

    Большинство тестов имеет несколько вариантов. Два уровня сложности заданий позволяют организовать проверку знаний с разной степенью обученности. Методы оценки результатов тестирования и время выполнения тестов зависят от уровня подготовки группы учащихся и определяются учителем самостоятельно.

    Оценка результатов тестов может выполняться как под контролем учителя, так и с помощью самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. Результаты проверки служат для него показателем уровня знаний учащихся, а также самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процессе обучения. Тем учащимся, которые не справились с заданием, после анализа и исправления ошибок, дается возможность выполнить другой вариант тестового задания и получить более высокую оценку. Исключение неудовлетворительной оценки оказывает для учащихся дополнительный мотив (стимул) в овладении иностранным языком, реализацию в педагогической практике наказа Януша Корчака, обращенного к учителю: «Уважайте детское незнание».

    Тестирование на уроках английского языка

    У учителя иностранного языка есть много способов контроля знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся, как на уроке, так и за его границами. Одной из форм контроля в современной системе образования является тестирование.

    Тестирование уже не первый год широко используется на самых разных уровнях образования: для проведения зачётов, экзаменов (в том числе ГИА), самостоятельных, контрольных работ, олимпиад, конкурсов, познавательных игр. Основная роль тестирования в преподавании иностранного языка заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле), и, чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование.

    Что такое «тестирование»?

    Термин «test» в переводе с английского означает «испытание», «проверка», «исследование».

    C точки зрения педагогики тест — это контрольные задания, проводимые в равных для всех обучающихся условиях, длительность и характер которых строго соотнесены с объективными факторами, такими как: общая цель обучения, возрастные особенности обучающихся, характер изученного материала, результаты выполнения которого поддаются количественной оценке, являясь показателем определённых итогов учебного процесса к моменту проведения данного теста.

    Можно сделать вывод, что технология тестирования применяется педагогами для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких, однозначных или множественных ответов.

    Использование тестов на уроках английского языка

    Обучение иностранному языку, как процесс, определяется целью приобретения учащимися определенного объема навыков и знаний в области грамматики, говорения, чтения, аудирования. Важным и необходимым элементом учебного процесса, наряду с получаемой информацией и ее отработкой, является контроль знаний учащихся.

    И я в своей практике стараюсь использовать тест, как один из наиболее эффективных средств контроля. В тех учебниках, по которым я работаю есть самооценочные тесты, а также проверочные тесты по окончании каждого раздела. Проверочные тесты имеют цель показать учителю и учащимся недостатки в ходе обучения, возникающие по той или иной причине; выявить учеников, испытывающих серьезные трудности в овладении учебным материалом, а также мотивировать работу учащихся по повторению всего учебного материала, составляющего определенный раздел учебника. Уже в начальных классах я провожу проверочные тесты охватывающие грамматический материал и лексику пройденного раздела. В тестах есть задания, контролирующие навыки правописания, фонематический слух, произносительные навыки, коммуникативные умения.

    Методика работы с тестами включает три этапа:

    подготовка выполнения задания;

    Тестовый контроль я провожу по всем видам речевой деятельности. Очень полезны, на мой взгляд, тесты по грамматике. Наиболее эффективными тестами в обучении иностранным языкам, особенно в старших классах, я считаю — это тесты по аудированию, так как очень важно слушать иноязычную речь, чтобы научиться разговаривать на иностранном языке. Поэтому я часто стараюсь проводить подобные тесты.

    Тест служит подготовительным этапом к сдаче ГИА. Перед учителем английского языка в современной школе стоит главная задача – не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить их применять знания на практике: сдать ЕГЭ и ОГЭ. Важно сформировать у учащегося уверенность в возможности выполнения ими тестовых заданий на высокую отметку. Учащимся 9,11 классов даю для выполнения материалы ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет. На следующем уроке детально разбираем каждое задание и делаем работу над ошибками.

    В своей работе я использую тесты трех видов. Входной тест дается в начале изучения темы и направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

    Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах.

    Классификация и виды тестов

    Сегодня существует большое количество разнообразных тестов, но единой системы классифицирования тестов к настоящему времени педагогической наукой еще не разработано.

    Тестовые задания делят на следующие группы:

    • открытой формы (тест, вопросы которого не содержат вариантов ответов, т.е. ученик должен сам написать ответ);
    • закрытой формы (тест, с выбором из нескольких предложенных вариантов ответов);
    • на соответствие (тест, в котором необходимо установить соответствие между элементами);
    • на установление правильной последовательности (тест, в котором необходимо указать порядок действий).

    По форме предлагаемых (или не предлагаемых) вариантов ответов тестовые задания могут иметь:

    • множественный выбор — эти задания предполагают выбор одного правильного варианта из трех и более предложенных вариантов. Однако учитель не должен забывать, что при использовании заданий с избирательными типами ответов нельзя сбрасывать со счетов возможность случайного угадывания ответов;
    • альтернативный выбор — выбор правильного или неправильного ответа. Например, «да-нет», «верно-неверно». Аналогом в английских упражнениях является «True or False»;
    • перекрестный выбор — выбор пар из двух блоков, объединённых общими признаками;
    • трансформацию — примером такого задания служит изменение формы глагола.
    • замену, подстановку — изменение формы предложения посредством подстановки одних частей речи на другие;
    • упорядочение — задания, направленные на построение элементов в правильном порядке;
    • завершение (окончание) — задание на самостоятельное восполнение недостающей части предложения, либо текста;
    • внутри языковое перефразирование — наиболее точная передача своими словами мысли автора. Примером такого задания может служить пересказ либо самого текста, либо фрагмента этого текста.

    Правила и советы составления тестовых заданий

    При составлении тестов учителю следует выполнять ряд требований. Такие требования были предложены Робертом Ладо и другими зарубежными методистами.

    1. Составитель теста (учитель) обязан иметь чёткое представление о том, какой материал необходимо тестировать. 2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. 3. Вопрос должен быть чётко сформулирован. 4. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок. 5. Не задавайте вопросы с подвохом. 6. Составителю теста следует учитывать возраст и уровень подготовки тестируемых. 7. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

    Важно заранее ознакомить учащихся с технологией правильного выполнения тестов. Как тестов вообще, так и конкретно предложенного теста (тестов) в частности — это станет залогом успешного выполнения.

    Преимущества и недостатки тестирования на уроках иностранного языка

    Тесты, как и другие методы педагогического контроля, имеют свои достоинства и недостатки.

    Выделяется целый ряд преимуществ метода тестирования, а именно:

    тест – широкий инструмент с точки зрения интервала оценивания;

    тесты являются более качественным и объективным способом оценивания, путём стандартизации процедуры проведения;

    тесты – более ёмкий инструмент — показатели тестов ориентированы на определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, умений и навыков, а не на констатацию наличия у учащихся знаний;

    тесты – более объёмный инструмент – выполняя тестовую работу, каждый ученик выполняет задание, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа;

    тесты – более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценивания;

    не маловажными пунктами являются экономичность во времени (при проведении и проверке); объективность результатов, независимость отметки от личных суждений, симпатий учителя;

    результаты тестов выявляют учеников, имеющих пробелы в знаниях, и этим самым помогают преподавателю индивидуализировать учебный процесс.

    Несмотря на все положительные характеристики тестов, выделяют и недостатки. Одним из недостатков является то, что традиционное использование тестов нацелено на выявление только научного уровня развития. Контролю подлежит лишь конечный продукт, а качественный анализ процесса опущен. Также к недостаткам метода тестов относят недостаточную валидность, считается, что они не учитывают индивидуальные способности учеников, такие как умение обобщать и конкретизировать, вариативное мышление и др., и не дают накопления к опыту.

    Еще одним недостатком является снижение возможностей экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их, кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за состоянием испытуемых, таким как тревожность и др.

    Таким образом, тесты действительно являются эффективной формой контроля, но чтобы провести тест, необходимо множество сложившихся условий: учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему для эффективности результата, тест должен быть тщательно подготовлен и продуман, должны быть учтены недостатки данной формы контроля. При правильности использования тестов, учитель получит объективные правдивые результаты.

    Задания тестов не должны быть направлены на механическую память, то есть включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него, также не должны содержать подсказок.

    Система оценивания тестов:

    Оценку «5» получают учащиеся, справившиеся с работой на 86-100%;

    Оценку «4» получают учащиеся, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов

    Оценку «3» получают учащиеся, если верные ответы составляют 50-70%

    В зависимости от класса нижний уровень можно снизить до 40%

    Заключение

    Подводя итог, хочу отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в классе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету.

    Хотелось бы также подчеркнуть необходимость комплексного похода контроля уровня обученности по иностранному языку. В ходе тестирования учащиеся должны продемонстрировать владение языком, т.е. умение использовать имеющиеся у них грамматические, лексические, фонологические, лингво- страноведческие знания в следующий видах речевой деятельности:

    — понимание на слух ( аудирование) реплик партнера в ходе речевого взаимодействия, а также коротких сообщений, объявлений, диалогов;

    — говорении, участвуя в устном интервью, ролевой игре, решении проблемной задачи в паре или в группе, строя высказывание в форме описания картинки или рассказа по серии картинок;

    — чтении с пониманием основного содержания текста, с извлечением определенной информации из текста и с полным пониманием текста;

    — написании письма, поздравления, заполнение анкеты, составлении плана или тезисов прочитанного, прослушанного текста.

    Практика внедрения тестов в преподавание предмета «Иностранный язык» в школе показывает высокую эффективность тестов, максимальную активность учащихся, возможность учащихся работать с индивидуальной скоростью и по индивидуальным планам.

    Использованная литература

    1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Уч. пособие для учителей школ. 2 издание, переработанное и расширенное. М.: «Центр тестирования», 2005. 2. Кувшинов В.А. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе,1992г., №3. 3. Поломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе — №2 — 1986. 4. Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам: итоги двадцатилетнего эксперимента. Иностранные языки в школе,1999г., №6. 5. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.

    Приложение 1 (примеры тестов, используемые на уроках):

    CloseTest (клэус тест)

    Формулировка: Прочитайте текст и вставьте нужные слова вместо пропусков; употребите глаголы данные в скобках в нужном времени.

    Пропущено: существительное – 1, глагол — 6, прилагательное — 1, наречие – 1.

    Actually, start, believe, celebrate, ignore, introduce, calendar, approximate, observe.

    Предъявление текста:

    Russia (use) different calendars. For example, the one that …with so-called Creation of the World. People … that the world was created more than 6.000 years ago. They … the new Year on September, 1.

    In 1700 Peter the Great opening the window on the west… the old tradition and …the Julianian…that (start) with the … date of the birth of Jesus Christ. Peter ordered to …new Year on January 1. Bat that calendar (to be) not perfect and exact. So, by the start of the 20th century the Julianian calendar (to be) 13 days behind the European one. In 1917 Russia (accept) the Gregorian calendar and still … it.

    За каждый правильный ответ даётся – 2 балла, пропущено 14 слов – 28 баллов.

    Альтернативный выбор:

    London is the capital of Great Britain. А – Yes, В– No

    Множественный выбор:

    The flag of the United Kingdom, Known as the Union Jack, is made up of…crosses

    А) two b) three c) four d) five

    Тест на упорядочение (составить из разрозненных элементов предложения, текст, и т.д.)

    1. often – the cinema – the Browns – to – go

    a. The Browns go to the cinemaoften.

    b. The Browns often go to the cinema.

    2. the news – yesterday – saw – television – I – on.

    a. I yesterday saw the news on television.

    b. I saw on televise on the news yesterday.

    c. Yesterday I saw the news on television.

    Тест – процесс (задания на завершение, окончание, дополнение)

    Поддержите разговор (вставьте пропущенные реплики)

    …. Please, sit down

    …. Let’s go to disco

    Hапишите слова для Pat.

    Susan: — Hello, Pat

    Susan: — Fine, thanks. And you?

    Susan: All right. See you. Bye.

    Задания на подстановку.

    1.I like berries. (He)

    He likes berries.

    2.I am working now. (she)

    She is working now.

    Тест – баттарея (задания одного уровня сложности)

    Вставьте необходимую форму глагола to be.

    The dog _______in the garden.

    Tom’s parents__________travel agents.

    _________your father a carpenter?

    John ______________ (not) a student, he __________ a doctor.

    Лексические тесты

    Выберите нужное слово:

    Do you know the __________of William Shakespeare?

    а.tour b. inspire c. birthplace

    What __________to you in the book Robin Hood?

    а.fiction b. appeals c. believable

    Грамматические тесты

    Поставь нужный артикль:

    How is the world, … good friends?

    What time do you go to …school?

    At … first sight we didn’t recognize each other.

    Тест на чтение

    Прочитайте текст и выберите вариант, соответствующий тексту:

    By 1991 the two main companies operating in Britain had joined together as British…

    Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/600285/, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/12/19/testovyy-kontrol-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu, http://multiurok.ru/blog/tiestirovaniie-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html

    3 051 просмотров
    Это интересно
    Английский язык
    0 комментариев
    Английский язык
    0 комментариев
    Английский язык
    0 комментариев
    Английский язык
    0 комментариев
    Adblock
    detector