Цель изучения английского языка дошкольниками

СОДЕРЖАНИЕ
137 просмотров
29 января 2019

Цели и задачи обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников;

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

1. Цели и задачи обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников.

2. Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и их учет в процессе обучения.

3. Ведущие принципы обучения иноязычному общению дошкольников. Различные методические подходы к раннему обучению иностранному языку.

4. Методика использования игр-упражнений в раннем обучении иностранным языкам.

5. «Языковой Портфель» как инструмент оценки и самооценки учебной деятельности младших школьников.

6. УМК для раннего обучения иностранным языкам.

В определении целей раннего обучения иностранному языку должны быть отражены как специфика предмета, отличающая его от других предметов, так и то общее, что объединяет все учебные предметы в систему раннего обучения. Кроме того, они (цели) должны быть ориентированы на конечный результат обучения иностранным языкам.

Специфичным для иностранного языка как учебного предмета является концепт вторичной личности, основной характеристикой которой является способность к общению на межкультурном уровне. Развитие такой способности является стратегической целью обучения иностранному языку на раннем этапе. Следует заметить, что направленность на развитие языковой личности ребенка является общей чертой в обучении всем предметам. Интегративная (объединяющая) сущность этой категории (языковой личности) объясняется статусом речевого развития личности как основы любого образования. Языковая личность складывается из способностей человека осуществлять различные виды речемыслительной деятельности и использовать разного рода коммуникативные роли в условиях социального взаимодействия людей друг с другом и окружающим их миром. Языковая личность — универсальная, общепедагогическая категория, обусловливающая такие качества личности, как стремление к творчеству, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению, принимать участие в современных процессах развития общества и цивилизации в целом.

Исходя из вышеизложенного, в качестве цели начального языкового образования выступает формирование у дошкольников и младших школьников элементарных черт вторичной языковой личности, делающих их способными к межкультурной коммуникации на элементарном уровне. Такое понимание цели означает, во-первых, овладение детьми языком как средством общения и соответствующей иноязычной «техникой», во-вторых, усвоение различной внеязыковой информации (т.е. несвязанной непосредственно с языком) и, в-третьих, развитие таких качеств, которые необходимы для адекватного общения и взаимопонимания представителей различных культур.

В отечественной методической науке цели раннего обучения иностранным языкам трактуются довольно широко:

—способствовать более раннему приобщению дошкольников и младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

—формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

—сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей дошкольников и младших школьников;

—ознакомить ребят с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

—приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

—формировать представление о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам дошкольников и младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;

—формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Из представленных выше формулировок целей обучения иностранным языкам очевидно, что развитие у детей способности к иноязычному общению на межкультурном уровне связано с формированием у дошкольников и младших школьников коммуникативной и межкультурной компетенций.

Формирование коммуникативной компетенции составляет практический аспект целеполагания. Он включает в себя следующий комплекс знаний, навыков и умений:

—знание языковых средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и правил оперирования ими, то есть правил, с помощью которых эти языковые единицы преобразуются в осмысленные высказывания (так называемый лингвистический компонент коммуникативной компетенции);

—умение использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения, а также в соответствии с социальным статусом партнера по общению (социолингвистический компонент);

—умение понимать высказывания в значимых смысловых блоках и передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

—знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой (социокультурный компонент);

—умение анализировать и оценивать ситуации общения и в соответствии с этим строить свое речевое поведение, осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнеров по общению, а также пользоваться собственным речевым опытом для компенсации имеющихся пробелов в знании иностранного языка (компенсаторный или стратегический компонент).

Итак, практические цели — это совокупность конкретных практических задач, стоящих перед предметом «иностранный язык», связанных с формированием у учащихся знаний, навыков и умений. Владение этими знаниями, навыками и умениями позволит им приобщаться к социокультурным ценностям страны изучаемого языка в условиях межкультурной коммуникации.

В методической литературе по обучению иностранным языкам большое внимание уделяется раскрытию воспитательного значения этого предмета. Изучение иностранного языка способствует нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию. Методисты и учителя уделяют большое внимание раскрытию воспитательных возможностей предмета.

Известно, что учащиеся в подавляющем большинстве приступают к изучению английского языка с интересом, у них как бы изначально присутствует высокая мотивация, детям хочется слышать, как говорят на английском языке, и самим на нем говорить. На первых порах их даже не смущает примитивность высказываний, поскольку для них все ново. Им хочется научиться здороваться и прощаться по-английски, узнать, как называются предметы, которые их окружают, выучить песенку, стишок, решить примеры на сложение и вычитание, «поиграть» на английском языке. Дети хотят на нем общаться. И в задачу учителя входит удовлетворить их желание, обеспечить им эту возможность с первых шагов, поддерживать и развивать их интерес к языку.

Общение, как известно, это взаимодействие общающихся, их речевое поведение. Оно предполагает воспитание у учащихся при разговоре на иностранном языке умения внимательно слушать собеседника, иначе можно не понять или понять неточно; умения вежливо прореагировать, глядя на собеседника; обратиться с просьбой, что-то сообщить и т. п.

В обучении английскому языку осуществляется и трудовое воспитание, формируются навыки и умения интеллектуального труда. Детей нужно научить учиться, обучить их приемам умственного труда, необходимым для выполнения устных и письменных заданий. Они должны научиться свободно ориентироваться в учебнике.

Образовательная функция иностранного языка также велика. Учащиеся овладевают вторым языком, следовательно, новыми средствами для выражения мыслей, и уже в этом самом заложена образовательная роль этого учебного предмета.

При изучении родного языка, дети занимаются осознанием своего мышления путем проникновения в содержание понятий, выражаемых средствами их собственного языка — словами и грамматическими формами, они осознают значение слов и форм родного языка. Так, при изучении английского языка с первых уроков учитель обращает внимание учащихся на отличие английского языка от родного в звучании.

Изучая английский язык, учащиеся знакомятся с новыми грамматическими явлениями, такими, как определенный и неопределенный артикли, отсутствующие в родном языке и др.

Изучение английского языка расширяет представления учащихся об образовании слов, например при помощи такого продуктивного способа, как конверсия: to answer — answer, to stop — stop; об общем в языках происхождении слов: mother, brother, sister и др.

Изучение иностранного языка уже на начальном этапе может развивать логическое мышление с помощью заданий, которые требуют осуществления мыслительных операций. Например:

Look at the picture and agree or disagree. — Анализ.

Choose the right sentences. — Сравнение-анализ.

Изучение иностранного языка формирует у учащихся более внимательное отношение к формам выражения мыслей как на иностранном, так и на родном языке. Наблюдения подтверждают это положение. Там, где хорошо поставлено обучение родному языку, легче осуществляется обучение иностранному. Изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений. Действительно, овладение языком предполагает запоминание большого количества языковых и речевых единиц, что достигается активной работой памяти. Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Дети дошкольного и младшего школьного возраста обладают богатым воображением, и, с одной стороны, эту особенность следует использовать в учебно-воспитательном процессе, с другой — опора на эту особенность будет еще более развивать воображение и способствовать созданию и развитию представлений.

Изучение иностранного языка способствует расширению кругозора учащихся, повышает их культуру. В самом деле, приобщение к языку это и приобщение к культуре народа, который ее создал и который ею пользуется.

Обучение английскому языку способствует развитию детей, что было показано при раскрытии воспитательной и образовательной целей обучения этому предмету. Однако, чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, необходимо, как указывают психологи, включать учащихся «в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы».

В заключение следует сказать, что обучение английскому языку на раннем этапе позволяет вносить определенный вклад в формирование учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений и навыков и тем самым способствовать развитию детей и, следовательно, реализовать развивающую цель при обучении этому предмету.

Итак, обучение английскому языку на раннем этапе может и должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся.

Обучение иностранному языку дошкольников

Без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась прежде всего на школьников, то теперь родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Раннее обучение развивает психические функции ребенка, удовлетворяет его познавательные потребности, создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважению к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

На протяжении многих лет я веду обучение английскому языку детей подготовительной группы детского сада. На занятиях используются увлекательные игры, видео, аудио материалы, компьютерные обучающие программы, наглядные пособия, песни, стихи и мини-сценки, что очень нравится малышам. Основная цель занятий по английскому языку в детском саду – развитие навыков аудирования и говорения. На занятиях используются подвижные игры (“Кошки – мышки”, “Светофор”, “Съедобное – несъедобное” и т.д.), сюжетно – ролевые игры (“Магазин”, “Цирк”, “Лесная школа” и т.д.) . Программа дошкольного курса построена таким образом, чтобы дети к моменту поступления в 1 класс могли овладеть лексическим материалом по темам:

  • Животные
  • Части тела
  • Цвета
  • Счет в пределах 10
  • Игрушки
  • Семья
  • Еда
  • Школа

Обучение малышей – это очень непростое дело, которое требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников. Игра является ведущим методом обучения дошкольников иностранному языку. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом. Дошкольники обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью. У них так же сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Дошкольники в большинстве своем достаточно коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих взрослых в овладении иностранным языком как средством общения (например, взрослый гораздо больше боится сделать ошибку); они любознательны, и стремятся к активному познанию мира; причем именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания дополняется словесным.

Главными целями в обучении дошкольников иностранному языку являются:

– формирование у детей:
– первичных навыков общения на иностранном языке,
– умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей,
– выражения мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения;
– создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков;
– пробуждение интереса к жизни и культуре других стран;
– воспитание активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову;
– развитие лингвистических способностей детей,
развитие каждого ребенка, его личностных качеств в процессе обучения иностранному языку (взаимопомощи, настойчивости в преодолении трудностей).

Принципы обучения дошкольников английскому языку:

– Учение без принуждения (занятия имеют положительную эмоциональную окраску).
– Учение с увлечением.
– Учение в игре.
– Создание духа коммуникативности.
– От простого к сложному.
– Создание комфортных условий для деятельности.
– Укрепление связи с семьей.

Обучение дошкольников иностранному языку способствует развитию познавательной и социальной активности, речемыслительной деятельности, самостоятельности дошкольников и уверенности в собственных силах.

Обучение иностранному языку дошкольников позволяет развить у детей:

– интерес к изучению иностранного языка;
– познавательные и языковые способности;
– творческую самостоятельность;
– умение трудиться в коллективе;
– коммуникабельность;
– внимание;
– воображение;
– память;
– адаптацию детей к школьной жизни.

Наполняемость группы – 10–15 человек. Продолжительность занятия – 25–30 минут. Важно лишь каждые пять минут менять вид деятельности, переходить от подвижной игры к разговору за круглым столом; затем – к танцу, зарядке; после этого к пению песенки и т. д. Обычная частота занятий – два раза в неделю. Игра является ведущим методом обучения дошкольников иностранному языку. Обучающие игры делятся на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.

К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей.

К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексики. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, “аукционы”, настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т.п.

Ритмо-музыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.

Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация и т.п.; и словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).

На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например, игра в “Репку” или “Теремок”, в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики. Учитель не может быть лишь организатором игры – он должен играть вместе с ребенком, потому, что дети с большим удовольствием играют с взрослыми и потому, что игровая атмосфера разрушается под взглядом стороннего наблюдателя. Обучающая игра – это ориентированная на зону ближайшего развития игра, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности. Методика проведения занятий строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей структуры лингвистических способностей детей и направлена на их развитие.
Обучение дошкольников иностранному языку носит коммуникативный характер, когда ребенок овладевает языком, как средством общения, то есть не просто усваивает отдельные слова и речевые образцы, но учится конструировать высказывания по известным ему моделям в соответствии с возникающими у него коммуникативными потребностями.

Общение на иностранном языке мотивированно и целенаправленно. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь.Способом создания такой положительной мотивации является игра.Очень хорошо вести обучение произношению через сказку. Вводить звуки нужно постепенно, идя от более простых к более сложным.Работу с каждым звуком строю в три этапа:

а) предъявление звука с подробным описанием действий язычка, работы органов речи;
б) закрепление, отработка звука, в процессе которой сами ребята говорят о работе органов речи, отвечая на вопросы преподавателя;
в) повторение, когда воспроизводится только сам звук и комментируется игровая ситуация, но о работе органов речи не говорится.

Связываю звук с игровым обоснованием его произнесения, как на основе звукоподражания, так и по сходству действий. Изучение лексики означает, что любое вводимое слово должно, во-первых, быть коммуникативно значимым для ребенка; во-вторых, вступать в семантические и грамматические связи с другими словами.

Обучение иностранному языку в детском саду направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения.

Обучение иностранному языку выдвигает задачу гуманитарного и гуманистического становления личности ребенка. Этому способствует знакомство с культурой стран изучаемого языка; воспитание вежливости, доброжелательности; осознание себя человеком определенного пола и возраста, личностью. Изучение иностранного языка призвано также внести определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, логики, памяти, воображения ребенка, в формирование его эмоций, в развитие его коммуникативно-познавательных способностей.

Инсценировка сказки “Теремок” на английском языке

  • способствовать раскрытию творческого потенциала, артистических способностей ребенка;
  • учить обыгрывать инсценировки, направленные на диалогическую активность;
  • формировать мотивы изучения английского языка.

Лягушка – a frog, мышка – a mouse, петушок – a cock, , волк – a wolf, лиса – a fox, медведь – a bear.

На сцену “выпрыгивает” лягушка.

How it is fine to walk..Yes to walk , yes to walk
I am a little, little frog
I am a frog I am a frog ( видит теремок, подходит)
It is a nice little house. Who lives in the house? (стучится)
Open the door please (никто не открывает, лягушка заходит в домик)

Идет мышка, собирает зерна в ладошку

It is a nice little house. Who lives in the house?
I am a little mouse.

A frog: I am a frog and who are you?

A mouse: I am a mouse let me live in your house

A frog: Come in, please!

(На сцене появляется петух, видит теремок )

A cock: It is a nice little house. Who lives in the house?

I am a frog .
I am a mouse. And who are you?

I am a cock.
I am a little boy
I want some joy. Let me live in you house.

Come in, please. (Дети исполняют песню “Hello”)

Hello, hello, hello
I am a frog, I am a cock, I am a mouse
We like to live in our house

(На сцене появляется заяц)

A hare: What can I see? Who lives in the house?

I am a little mouse
I am a frog, who likes to walk
I am a cock and who are you?

A hare: I am a hare I like to play. Let me in your house stay.

Children: Come in, please.

A frog: Now it is high time to cook, what shall we cook?

A mouse: I think soup

(Под музыку готовят суп и поют песенку)

I can jump and I can fly
I can run and I can try
To cook a very tasty soup

(На сцене появляется волк)

I am a wolf I like to move (танцует рэп, подходит к терему, стучится)
Who lives in the house?

I am a mouse,
I am a frog,
I am a hare,
I am a cock. And who are you?

A wolf: I am a hungry wolf. I want some soup

Children: Come in, please.

(На сцене появляется лиса, танцует)

Such a fine little house.
I am a fox I have a box. Open the door, please

Children: Come in little foxy. Let us play. You may in the house stay.

(Под музыку появляется медведь, видит терем, стучится)

Who is there in the house?
I am a bear Clouse.
Let me come into your house.

Children: Oh no, bear Clouse. You are too big for our house.

(Медведь пытается влезть в домик через окно, но у него ничего не получается и уходит со сцены )

Все актеры выходят на сцену и поют песню “Who are you?”

“Who are you?”
Who are you-I am a fox.
Who are you-I am wolf.
Who are you-I am a frog.
Who are you-I am a cock.
Who are you-I am a hare.
Who are you-I am a bear.
Who are you-I am a mouse.
We all like our house.

Раннее обучение английскому языку детей-дошкольников. Часть 1. Задачи обучения

Елена Царёва
Раннее обучение английскому языку детей-дошкольников. Часть 1. Задачи обучения

Глава 1. Способности ребенка к изучению иностранного языка …. 4

Глава 2. Методики обучения детей дошкольного возраста иностранному языку ….6

Список использованной литературы …10

Актуальность раннего обучения иностранному языку определяется потребностями общества. Обучение иностранному зыку детей дошкольного возраста создает прекрасные возможности для усвоения иностранного языка младших школьников. В связи с чем возрастает желание родителей детей дошкольного возраста как можно раннего обучения иностранному языку. В наши дни иностранный язык – повсеместная практика, основывающаяся на современных и эффективных технологиях обучения иностранному языку, здоровьесберегающих технологиях, с учетом личностно — ориентированного подхода, возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Целью обучения дошкольников иностранному языку является формирование интереса к учению, к познанию окружающего мира, людей, отношений и культур на основе овладения иноязычной речью.

Языковое взаимодействие в многоязычном пространстве представляет собой одну из важнейших сторон проблемы межнационального общения. Актуализация этой проблемы особенно возрастает в условиях становления федеративной системы в России, следствием чего является поднятие статуса национального языка до ранга государственного. В настоящих условиях эта проблема приобретает все более усложненную форму, для решения которой необходимо искать новые цивилизованные подходы. В научной литературе, посвященной проблеме билингвизма, понятие «двуязычия» находит неоднозначное толкование. Такое положение находится в прямой зависимости от контекста исследования проблемы, так как «обычно проблему двуязычия и многоязычия рассматривают в нескольких аспектах — в собственно лингвистическом, педагогическом, психологическом, лингвосоциологическом и т. д. «. В этой работе профессор Ю. Д. Дешериев не ставит перед собой задачу характеристики проблемы двуязычия во всех обозначенных им аспектах, поэтому ограничивается рассмотрением этой проблемы с точки зрения лингвосоциологии (Дешериев Ю. Д., с. 327)

Обучение детей иностранному языку, как справедливо отмечают многие авторы, за последние годы существенно снизило свои возрастные границы. На сегодняшний день практически не вызывает удивления факт обучения иностранному языку детей 3-4-х лет и даже детей до 3-х лет. Однако вопрос о необходимости, своевременности, целесообразности такого обучения, а также о его безопасности для здоровья и развития ребенка по сей день остается открытым.

Учитывая некоторые объективные характеристики раннего возраста (сенситивный период развития речи, пластичность коры головного мозга, подвижность речевого аппарата, работа механизмов овладения родной речью, следует подчеркнуть важность вопроса обучения иностранному языку именно в этот период. Значимость обозначенного периода для иноязычного обучения усиливают и многочисленные позитивные примеры речевого развития детей, воспитывающихся в условиях естественного или искусственного билингвизма.

Целесообразность обучения иностранному языку в раннем возрасте становится явной, а исследование возможных способов организации такого обучения вне семейного окружения чрезвычайно актуальным. Одновременно следует отметить ряд трудностей, связанных с внедрением иноязычного обучения в учебно-воспитательный процесс ясельных групп детского сада. Как, например: небольшая продолжительность занятий в группах раннего возраста, в то время как продолжительность «контакта» с иностранным языком существенно влияет на эффективность; недостаточное речевое развитие ребенка раннего возраста для использования родного языка в качестве опоры при изучении иностранного; отсутствие квалифицированных преподавателей, способных проводить обучение иностранному языку в группах раннего возраста, и др. (Виттенберг К. Ю., с. 3)

Большинство исследователей (А. А. Леонтьев, Е. А. Аркин, Е. И. Негневицкая, И. Л. Шолпо и др.) рассматривают дошкольный и младший школьный возраст как наиболее благоприятный и в физиологическом, и в психологическом плане для начала систематического изучения иностранных языков.

Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. И. Рубинштен, так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, ДЖ. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что “существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом”(Пенфильд В., Робертс Л., с. 217.).

Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 – 10 лет, до 3 – бессмысленно, после 10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому “кодировать” свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям («Обучение иностранному языку дошкольников», с. 38 – 42.).

Одним их наиболее существенных моментов, по мнению большинства исследователей, является повышенная сензитивность к языковым явлениям в данном возрасте, представляющая собой важную предпосылку успешного формирования иноязычных речевых умений и навыков.

Раннее обучение иностранному языку выдвигает следующие задачи:

1. Формирование и развитие иноязычных фонетических навыков (пока речевой аппарат пластичен и ещё действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко усваиваются, поэтому важно не упустить время);

2. Развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);

3. Развитие навыков говорения (т. е. формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения);

4. Формирование и пополнение лексического запаса.

Положительная роль раннего обучения иностранным языкам заключается в следующем:

• Способствует самоидентификации личности ребенка в значительной степени;

• Создает предпосылки для формирования интереса к другим, не менее ценным культурам и языкам;

Обучение иностранному языку дошкольников способствует развитию психических процессов, необходимых для формирования языковых способностей и коммуникативных умений детей:

-устойчивости внимания, памяти, мышления.

• В связи с чем совершенствуются все стороны родной речи, что обеспечивает:

-расширение словарного запаса,

-совершенствование речевого слуха,

-развитие диалогической и связной монологической речи ребенка.

• Происходит социализация личности ребенка:

— через общение со взрослыми, которая направлена на достижение взаимопонимания,

— через получение от взрослого свойств и качеств собственной личности,

— через умение взаимодействовать со сверстниками.

Раннее обучение иностранному языку способствует развитию эмоционально- волевых качеств ребенка:

-умений преодолевать препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению к этой цели;

-умений правильно оценивать результаты своих достижений,

— развитие творческих способностей детей,

— развитие их фантазии,

— развитие эмоциональной отзывчивости на иноязычную речь.

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей дошкольного и младшего школьного возраста отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих этапах, запоминание языкового материала; естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т. е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке.

Также важно отметить, что очень важна правильная организация обучения иностранному языку. Оптимально организованная деятельность в детском возрасте (игровая, изобразительная, конструктивная, трудовая, а также связанная с выполнением режимных моментов) может и должна быть использована при формировании у детей навыков иноязычной речи. Каждый вид деятельности предоставляет в сою очередь большие возможности для усвоения специфических групп слов, которое обеспечивает в дальнейшем формирование устно-речевых умений, предоставляет детям возможность общаться на элементарном уровне при помощи изучаемого языка и дать им почувствовать собственные успехи.

Таким образом, значительное положительное воздействие организованного раннего иноязычного обучения на интеллектуальное развитие детей проявляется в достижении успехов в обучении, в том числе и при овладении родным языком, что в свою очередь обуславливается активизацией основных познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; в более высоком уровне сформированности креативного мышления. Не менее важным является приобщение детей средствами языка к иноязычной культуре и осознание ими родной культуры, воспитание интеркультурного видения ребенка; воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности (адекватная самооценка и ранняя социализация дошкольника); формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка в контексте непрерывного обучения и дальнейшего включения ребенка в учебную деятельность.

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс «Дары осени». В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Ссылки для педагогов и родителей ССЫЛКИ в блоге Светланы Тюляковой Ссылки. Валяние из шерсти Ссылки. Сайты по кулинарии для тех кто любит готовить) Ссылки. Картинки,.

Источники: http://studopedia.su/19_26444_tseli-i-zadachi-obucheniya-inostrannomu-yaziku-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/559232/, http://www.maam.ru/detskijsad/rane-obuchenie-angliiskomu-jazyku-detei-doshkolnikov-chast-1.html

137 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector