Рекомендации начинающим учителям английского
Здравствуйте, дорогие друзья. Английский язык имеет огромную популярность в мире. Поэтому всегда есть потребность в учителях английского. Но даже если человек хочет стать учителем английского и поступит в педагогический ВУЗ, это далеко не всегда является гарантией, что после окончания он будет хорошим учителем, вооруженным современными методиками преподавания английского языка. К сожалению, я убедилась в этом на своем не очень хорошем опыте.
Я считала, что в институте меня научат отличному английскому языку и вооружат самыми лучшими и эффективными методиками. Но в реальности, когда я закончила ВУЗ, я не имела почти ни малейшего понятия, как же преподавать английский. Да, я умела составлять план урока и заполнять в журнале учебный план. Но мне хотелось доводить своих учеников до результата максимально быстро. Я знала много терминов, связанны с английским языком, например, present continuous, past perfect continuous, infinitive и т.д. Но как это все объяснить ученику, и нужно ли это делать?!
В данной статье я хочу поделиться своим мнением о том, как же действительно стартовать в профессии учителя английского языка, из каких этапов должен состоять урок. А также я расскажу о некоторых выводах, к которым я пришла в результате своего многолетнего опыта. За 15 лет работы я преподавала в школе, на курсах английского, в малокомплектных группах, индивидуально, работала с детьми от 3-х лет, с подростками, со взрослыми, с мужчинами, с женщинами. Также я веду сайты и youtube каналы по английскому языку, которые объединяются в общий проект OK English.
Мои наработки основаны на практическом опыте с учениками. В основном, до всего я доходила сама, анализировала результаты учеников, свои действия, много экспериментировала.
На начальном этапе я смотрела, что делают другие учителя, и повторяла за ними. Если у вас нет знакомых учителей, вы можете посмотреть, как проводят уроки учителя на youtube. Вначале можно просто копировать их манеру и методику, пока вы не выработаете свой стиль работы.
Ваша задача, как учителя — работать эффективно, приводить к результату, учить по системе.
Методики преподавания бывают разные. Есть учителя, которые любят раздаточные материалы, но вот я их, к примеру, не люблю. Есть те, кто используют аудио и видео с носителями языка (то, к чему склоняюсь я). Западные методисты очень рекомендуют так называемую «коммуникативную» методику, на основе которой построены практически все международные курсы. Суть методики том, что ученика побуждают к диалогу, т.е. к коммуникации. И постепенно это формирует умение говорить на английском языке.
Для себя я составила следующий план работы (ключевые элементы урока).
1) Грамматика не должна занимать весь урок.
Теорию лучше давать сжато, а на домашнюю работу предлагать ученику работать с видео уроками. Найдите для себя видео, авторам которых вы доверяете. Чтобы ученик мог посмотреть урок и разъяснить для себя основные вопросы по теме.
2) Отдаем приоритет практике.
Обычно я беру грамматическое пособие и прохожу его следующим образом: часть упражнений ученик делает вслух на уроке. Мы не пишем, пусть пишет дома, на уроке не будем на это тратить время. Другую часть упражнений я задаю на дом, на следующем уроке мы их проверяем и разбираемся, в чем ошибки. Грамматика занимает лишь часть времени урока.
Обычно я беру какую-то книгу и читаю ее с учеником. Есть ученики, которые сами читают дома. Есть те, кто любят поработать с книгой на уроке. Важные этапы в работе с книгой:
— разобрать текст, чтобы по переводу не осталось вопросов;
— ученик еще раз читает вслух разобранный фрагмент;
— можно задавать вопросы по тексту, можно давать фрагменты текста на пересказ. Смотрите по ученику, что он будет охотнее делать.
— книги стараюсь подбирать с озвучкой, и ученики обязательно слушают дома прочитанные главы.
Не со всеми учениками книги хорошо работают, но, в целом, постепенно они дают хороший результат и помогают закрепить грамматические шаблоны и основной словарь.
4) Discussion — обсуждение.
Я качаю с интернета discussions — список вопросов по теме – например, как на на этом сайте (смотрите worksheet с вопросами). Эти вопросы мы обсуждаем с учеником вслух. Я это задание больше всего люблю, но необходимо, чтобы ученик был разговорчивый или имел хоть какой-то словарный запас. Если ученик нулевой и навыков английской речи совсем не имеет, то вопросы надо подбирать максимально простые, а на начально этапе и вовсе отказаться от discussion.
5) Контрольные работы, тесты.
Многие учителя любят контрольные, тесты, диктанты. Лично у меня к этому душа не лежит. Но проверка знаний учеников все равно должна быть. Тестовые задания для проверки того, как ученик закрепил последние темы, работают очень хорошо. В тестах мне нравится то, что их можно проводить и проверять быстро. Контрольные работы подходят, чтобы проверить, насколько глубоко ученик усвоил материал, насколько хорошо он может пользоваться английским языком. Отличие контрольных от тестов в том, что контрольные работы дают относительную свободу действий, а тесты держат ученика в определенных рамках. В тестах, в принципе, даже писать не нужно, так как все тесты основаны на выборе одного из указанных вариантов.
6) Оценки не обязательно.
Я не призываю вас вовсе отказаться от оценок. Если это работает с учеником, то можно ставить оценки. Если вы в школе, то, конечно, от оценок отказаться невозможно. С детьми оценки неплохо работают. В работе с взрослыми учениками я полностью отказалась от оценок.
7) Занимайтесь по одной серии учебных пособий.
Выберите удобное для работы учебное пособие, не скачите от книги к книге. Обычно я либо беру книгу, по которой ученик работает в школе (институте), если книга неплохая, то мы ее нормально прорабатываем. Если книга не подходит ученику (к примеру, сильно сложная или неинтересная), то берем что-то нормальное.
Я предпочитаю работать с опорой на грамматику (для этого я беру Murphy или Heinle (Practical grammar, автор Hughes), с детьми можно брать Round up. Читайте мой подробный обзор интересных учебных пособий, представленных в сериях.
Важно не ограничиваться ТОЛЬКО грамматическим пособием. Грамматика помогает собрать в систему то, что вы проходите. Именно поэтому я стараюсь подбирать для ученика книгу по чтению (подбираю по уровню) + discussions (подбираю по интересам).
Есть огромное количество комплексных учебников типа Headway. Не могу сказать, что я люблю такие учебники, в них обычно «всего по чуть-чуть» — немного словаря, немного грамматики, немного текстов. Но несомненным плюсом является то, что учебники такого плана очень яркие и качественные. Если вы выбрали для себя, к примеру, серию Opportunities, продолжайте работать именно с ней, не берите, скажем, Cutting Edge или English File. Даже маркированные одним уровнем учебники из разных серий могут существенно отличаться по объему пройденного материала.
Также я люблю разучивать с учениками диалоги. Благодаря видео урокам не обязательно тратить время урока на разбор диалога:
Простые диалоги, если ученик слабый
https://www.youtube.com/playlist?list=PL1N6sf2mpE8_Hk..
Диалоги посложнее, если уже что-то умеет
https://www.youtube.com/watch?v=hTvUMGlK5kQ&list=..
Диалоги мы рассказываем на уроке вслух по ролям. Также я очень настаиваю на том, чтобы ученик самостоятельно выполнял упражнения к диалогам, которые есть в видео уроках.
Всё вместе постепенно дает результат. Ваша задача, как учителя — быть проводником в мир английского языка и, по сути, презентовать этот язык. Т.е. обеспечить хорошую атмосферу на уроке, быть nice. Запомните, вы — mentor! Ученики часто не осознают, насколько долгий им предстоит путь, пока у них начнет хоть что-то получаться в английском языке. Они думаю, что 16 уроков — и английский у них в кармане! Но практика показывает, что в первый месяц занятий у большинства людей случается «срыв», и они бросают учебу, потому что, на самом деле, человек не готов был трудиться. Ваша задача — спокойно подвести ученика к тому, что на изучение языка уходят месяцы и даже годы. Что это образ жизни. Что надо практиковать его при любой возможности. Надо получать удовольствие от учебы.
И, конечно, нужно сразу выяснить, какие у ученика цели, сколько он реально готов потратить времени на учебу. Каких он ожидает результатов. Нужно обрисовать ему возможный результат при его способностях и темпе работы через определенное время.
Рекомендация молодым учителям: цените себя и свое время. Потому что вы не «девочка на
побегушках». Вы профессионал (пусть и с малым или нулевым опытом работы), который знает свое дело как минимум лучше, чем ученик. Так что берите достойную плату, работайте хорошо. Если что-то не будет получаться, то ищите способ, как наладить работу.
И еще, помните, что ответственность за результат лежит на обоих участника процесса — т.е. не только на учителе, но и на ученике. Учитель учит, но и ученик учится. Без его активной работы результат будет примерно равен нулю, каким бы крутым не был учитель, и какие бы крутые и передовые методики он бы не использовал.
Если у вас есть вопросы по статье или рекомендации молодым учителям, обязательно оставляйте их в комментариях.
Учим языки
Для тех, кто учит или преподаёт иностранные языки. Здесь вы найдете учебные материалы, файлы, полезные советы.
воскресенье, 26 августа 2012 г.
Фразы на уроке английского (Classroom English)
Список выражений школьного обихода на английском языке с переводом на русский. А именно, те фразы, которые использует учитель на уроке английского языка, чтобы начать занятие, проверить и назначить домашнее задание, поддержать дисциплину, исправить ошибки учеников в ходе урока и пр. Эта страничка вполне может пригодиться начинающим учителям английского или практикантам.
Фразы учителя на уроке английского языка
- Who is on duty in your class (group) today? – Кто дежурит сегодня в вашем классе (группе)?
- What day is it today? – Какой сегодня день?
- What is the day today? – Какое сегодня число?
- Who is absent today? – Кто сегодня отсутствует?
- Why you are late? – Почему вы опоздали?
- That’s no excuse (That’s a poor excuse). – Это неуважительная причина.
- It is your duty to keep the blackboard clean. – Ваша обязанность следить за тем, чтобы доска была чистой.
- Take the duster and clean the blackboard, please. – Возьмите тряпку и сотрите с доски.
- Will you go and fetch some chalk? – Принесите мел, пожалуйста.
- What was your homework for today? What did I give for homework? – Что вам было задано на дом на сегодня?
- What have you prepared for today? – Что вы приготовили на сегодня?
- Have you all done your homework? Has everybody done the homework? – Все сделали домашнее задание?
- Open your exercise books, please. I want to check that you have all done your homework. – Откройте тетради. Я хочу проверить, все ли сделали домашнее задание.
- Why didn’t you do the homework? – Почему вы не выполнили домашнее задание?
- Put up your hands those who haven’t done their homework. – Кто не сделал домашнее задание, поднимите руки.
- For homework you were to… — Дома вы должны были…
- You should have asked your classmates about the homework. – Надо было спросить домашнее задание у одноклассников.
- I am not satisfied with the way you did your homework today. – Я недоволен тем, как вы выполнили домашнее задание.
- I am glad to see that everyone has done the homework well today. – Рад отметить, что сегодня все хорошо выполнили домашнее задание.
- Hand in your exercise books, please. – Сдайте ваши тетради.
- You make many mistakes when writing, be more careful. – Вы делаете много ошибок при письме, будьте более внимательны.
- You have some (bad, serious, spelling, grammar) mistakes in your last test. – В вашей последней контрольной работе есть несколько (грубых, серьёзных, орфографических, грамматических) ошибок.
- Don’t write so close together. – Делайте промежутки между словами.
- Don’t join your words together. – Не «лепите» слова друг к другу.
- You join your letters wrongly. – Вы неправильно соединяете буквы.
- Keep to the lines. – Не съезжайте со строчек.
- Don’t write in the margin. – Не заезжайте на поля.
- This is a good (very good, bad, very bad) pieced of work. – Это – хорошая (очень хорошая, плохая, очень плохая) работа.
- You have missed out the letter “t” in the word “listen”. – Вы пропустили букву “t” в слове “listen”.
- Cross out the extra letter. – Вычеркните лишнюю букву.
- Rub off that word and write the correct one instead. – Сотрите то слово и напишите его правильно.
- Underline that word. – Подчеркните то слово.
- You must improve your handwriting. – Вы должны исправить свой почерк.
- Leave margins on the left-hand side. – Проведите поля слева.
- Who can name the letters in alphabetical order? – Кто может назвать буквы в алфавитном порядке?
- Don’t all speak at once. – Не говорите все сразу.
- Don’t answer all together. One at a time. – Не отвечайте все хором. По одному.
- The rest keep quiet. – Остальные сидите спокойно.
- Quiet! – Тише!
- Stop making a noise! – Не шумите!
- Stop talking! – Не разговаривайте!
- Put up your hand if you know the answer. – Если знаете, как ответить на вопрос, поднимите руку.
- Say it again. (Repeat it.) – Повторите.
- Go on. (Go on with your story.) – Продолжайте рассказывать.
- Don’t hurry. (There’s no need to hurry.) – Не спешите.
- Start from the very beginning. – Начните с самого начала.
- Tell the story. – Перескажите текст.
- Make up a dialogue based on the given example. – Составьте диалог по данному образцу.
- Act out the dialogue. – Инсценируйте диалог.
- Ask your friend on your left (right) why … — Спросите соседа слева (справа), почему …
- Complete the following story. (Make up an end to my story.) – Придумайте конец рассказа.
- Think of sentences (situations) in which you could use the following words (phrases). – Составьте предложения (ситуации) со следующими словами (фразами).
- Confirm what I am going to say. – Подтвердите мою мысль.
- Tell the story to us in 5-10 sentences. – Перескажите рассказ пятью-десятью предложениями.
- Is the translation of this word (phrase) correct? – Правильно ли переведено это слово (выражение)?
- Who has a different translation? – Кто перевел иначе?
- What have you got? – Как у вас?
- What’s the correct translation (answer)? – Какой перевод (ответ) правильный?
- Have you all got the same? – У всех сделано так?
- Who’s got something different? – У кого иначе?
- What is your version? You have got it wrong. – Ваш вариант? У вас неправильно.
- Is there any other way of saying it? – Можно ли выразить это иначе?
- Today we’ll have the competition for the best reader (to see who is the best reader). – Сегодня у нас будет соревнование на лучшего чтеца.
- Don’t stress the article (every word) when reading. – Не ставьте ударение на артикль (на каждое слово), когда читаете.
- Read louder! – Читайте громче!
- Read it all over again. – Прочитайте это снова.
- Read the text with the correct intonation. – Читайте текст с правильной интонацией.
- Look through this text and find the answers to the following questions. – Просмотрите этот текст и найдите ответы на следующие вопросы.
- Who wants to be the first to speak up? – Кто хочет первым высказаться?
- Now put aside your text-books and look at the blackboard. – Теперь отложите в сторону свои учебники и посмотрите на доску.
- Your intonation isn’t right. Say it again. – У вас неправильная интонация. Повторите.
- Give me a complete sentence. – Дайте полное предложение.
- Say whether this is right or not. – Скажите, правильно ли это.
- Correct your mistakes. Can you see where you’ve made a mistake? – Исправьте свою ошибку. Вы понимаете, где ваша ошибка?
- Now I’ll give you a ten minutes’ dictation. – Сейчас у нас будет десятиминутный диктант.
- Open your notebooks at a clean page. Write the date in the top right-hand corner. – Откройте свои тетради на новой странице. Напишите дату в правом верхнем углу.
- What’s wrong with your pen? – Что случилось с вашей ручкой.
- We’ll study (learn) some new words. – Сегодня мы возьмем новые слова.
- Pay attention to these words. – Обратите внимание на эти слова.
- Listen carefully to what I’m going to say. – Слушайте меня внимательно.
- Ask me questions if you need any more information. – Задавайте мне вопросы, если вам что-нибудь неясно.
- First I’ll read the text myself and you’ll follow me. Than you’ll read all together after me. – Сначала я сама прочту текст, а вы следите за мной по учебникам. Затем вы будуте все вместе читать следом за мной.
- Repeat that after me in unison (all together). – Повторяйте за мной хором (все вместе).
- What don’t you understand? (Is everything clear?) – Все понятно?
- Have you any questions? (Any questions?) – Есть вопросы?
- What does it mean? (What’s the meaning of it? What do you think it means?) – Что это (слово, фраза) значит?
[Окончание уроки; подведение итогов]
- Here your marks – Вот ваши оценки.
- You haven’t done any preparation for lesson. – Вы сегодня совсем не готовы к уроку.
- Your answers are very good (bad). – Вы отвечали очень хорошо (плохо).
- You should work harder. – Вам следует больше заниматься.
- You’re making progress. (You are doing well.) – Вы делаете успехи.
- That’s right. – Верно. Правильно.
- Good. That’s good. – Хорошо, очень хорошо.
- That was a careless answer. – Это был непродуманный ответ.
- You read well (badly) today. – вы сегодня хорошо (плохо) читали.
- You’ve got 4 (for). – Вам четыре.
- You’ve made a lot of mistakes, so I’ve given you 3 (three). – Вы сделали много ошибок, и я вам поставила 3.
- I am going to give you 2 (two). – Я поставлю вам двойку.
- The lesson is over. – Урок окончен.
Для преподавателей и репетиторов:
Здесь можно бесплатно подать объявление в рубрику Образование
Урок английского языка. Советы учителю.
• Многие учителя наивно полагают, что звонок на урок – это момент, когда ученики должны усесться, успокоиться, замолчать и приготовиться внимать своему гуру. Может быть, так это и должно быть, однако добиться подобного эффекта практически никогда не получается. Как правило, ученики даже после звонка еще пару минут шумят. Хотите с этим бороться? Пожалуйста, но в этом случае вам лучше сразу уволиться из школы, потому что вы станете для учеников врагом. Никогда не пытайтесь заставить детей замолчать в начале урока! Даже если у вас это получится, вы не сможете установить хороших отношений между вами и классом. Неужели вам нечем больше заняться? Заполните документацию, откройте окно и проветрите помещение. Через минуту у детей так или иначе сработает понимание того, что вообще-то они на уроке и они переведут свое внимание с собственных дел на вас.
• Я бы рекомендовал сразу избавиться от иллюзии, что вы способны научить абсолютно всех детей в классе английскому языку. Вы не научите даже большинство. Не потому, что вы плохой учитель, а просто такова реальность. Вы можете спорить с этим тезисом, но вспомните свои классы. Факт – успешны только немногие. Чтобы не распылять драгоценное время и не тратить энергию, работайте только с теми, кто способен и настроен работать. Тех, кто не рвется к английскому языку, пересадите на задние парты. Пусть просто слушают. Им и этого будет достаточно. На законную троечку они что-то усвоят.
• Дети больше будут вас слушаться и уважать, если вы не только будете рассказывать им всякие правила, но еще и выдавать какую-нибудь страноведческую информацию. Учитель, который знает не только свой предмет, но также многое вокруг предмета, всегда на высоте! Например, проходя тему “Деньги”, вы не только учите детей употреблять слово dollar, но также упоминаете столь интересный факт, что любой доллар, выпущенный даже сто лет назад является законным платежным средством и до сих пор. Если вы мало что знаете о мире, то это минус вам как учителю. Работайте над собой.
• Во время урока говорите преимущественно на английском языке. Разумеется, ваши ученики не знают всех слов, которые вы употребляете речи. Однако, скоро они будут понимать вас по интуиции. Языковая догадка и интуиция – замечательная штука, которой дети должны овладеть в первую очередь. Ведь в реальной жизни они не будут знать всех слов и правил, поэтому им придется вслушиваться догадываться. Здесь многое зависит от вашей языковой компетенции. Владеете ли вы английским языком на таком уровне, чтобы свободно говорить на нем? Если нет, то опять же работайте на собой.
• Избегайте собственных долгих монологов. Нет ничего скучнее, чем слушать и слушать, что говорит учитель. Чем меньше вы говорите, тем лучше. Дайте возможность говорить детям. В конце концов, учатся они, а не вы. И их самая основная цель – научиться говорить на английском языке. Даже если вас просят повторно объяснить какое-нибудь правило, не делайте это сами. Наверняка у вас в классе найдется толковый ребенок, который сможет объяснить своему менее сообразительному товарищу неясные моменты. Попросите сильного ученика о помощи.
• Не давайте уроку застревать. Например, в случае тех же непонятных моментов ученики могут мучить и мучить вас фразой “мы не понимаем”. Не зацикливайтесь на повторном объяснении слишком долго. Во-первых, ученики специально могут провоцировать вас на многократное объяснение одного и того же, чтобы затянуть урок и расслабиться. Во-вторых, даже если кто-то действительно не отличается особой сообразительностью, то это не должно мешать нормальному течению всего урока. Возможно, вам придется пожертвовать личным временем и уделить пару минут своему не особо способному ученику после урока либо в какой-либо следующий день. Да и вообще может получиться так, что все непонятные моменты прояснятся в дальнейшем ходе урока, например, при выполнении упражнений.
• Перестаньте жаловаться на то, что вы не можете найти хорошие учебники. Их нет, и это еще один факт. Просто вы должны понять, что учебники – это не основной элемент урока, и они не должны учить. Учить должен учитель, т.е. вы. Учебник – это всего лишь один из инструментов, который вы можете использовать.
• Самое главное – старайтесь подводить каждый урок к какому-либо результату. Т.е. в конце каждого урока ученики должны чувствовать, что урок прошел е зря: они выучили новые слова, научились употреблять какое-нибудь правило и т.п. Не планируйте слишком много результатов. Смотрите на вещи реалистично. Пусть итог будет скромным, но он будет настоящим. Если из урока в урок вы ничего не получаете, то скоро получите негативную реакцию от детей. Они первые вам скажут, что ваши уроки, пардон, фигня.
Источники: http://ok-english.ru/english-teacher/, http://langadvice.blogspot.com/2012/08/classroom-english.html, http://tonail.com/blog/советы-учителю-английского/