Ребёнок не понимает английский. Что делать?
Действительно, что делать, если ребёнок, учась в школе, не понимает английский?
Давайте попытаемся разобраться в этом непростом вопросе.
Первое — НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ учить английский. В самом деле, заставить ребёнка выучить незнакомый язык практически невозможно. Школьный подход к обучению английскому языку часто сводится к заучиванию правил, текстов (при этом ребёнок часто даже не понимает их сути), выполнению нудных письменных упражнений на уроках, ну и самое страшное — к устрашающему оцениванию: не понял? не знаешь? —садись, два. Вряд ли стоит ругать ребёнка за отсутствие всякого интереса к иностранному языку. И уж тем более в большинстве случаев ребёнок совершенно не виноват в отсутствии элементарных знаний. То есть какие-то знания в него, скорее всего, вдолбят благодаря настойчивости и устрашающим угрозам отвести к директору, поставить двойку, вызвать родителей и т. п. Но знания эти будут ограничиваться джентльменским набором стандартных фраз, произносимых с жутким акцентом «Май нэйм из Петя. Ай лив ин Раша…» Ну, дальше Вы и сами знаете.
Отсюда вывод — ребенку нужно создать условия, при которых ему самому захочется учить чужой язык. При этом не заставлять, а ПОБУЖДАТЬ к занятиям английским языком. Остаётся вопрос — как это сделать? Для этого надо вспомнить — побудительная мотивация у ребёнка к любым занятиям возникает исключительно в ситуации успеха. Хочется делать только то, что хорошо получается, и наоборот, если что-то не получается, интерес к этому угасает. Ведь учить английские слова, фразы, правила чтения и грамматику можно с интересом — в играх, занимательных и творческих заданиях, интересных упражнениях, типа кроссвордов, загадок и много другого. Возможно, некоторым родителям это покажется очень трудным или вообще невозможным. В интернете множество материалов, некоторые, действительно полезные, я храню на своем сайте.
Тем не менее, остаётся вопрос, а как же справиться со школьным английским? Как я уже упоминал, школьная программа изобилует механическим заучиванием слов и текстов, смысл которых ребёнок по большей части не понимает, бесконечными словарными диктантами. Школа оставила за собой лишь контрольные функции, переложив ответственность за реальное обучение детей на родителей и репетиторов. Что делать в этой ситуации? Как ребёнку выполнить домашнее задание? Что можно противопоставить зубрёжке — самому неэффективному способу изучения иностранного языка? Попробую дать несколько практических советов, которыми я пользуюсь в своей педагогической деятельности уже много лет.
- Ребёнок пришёл из школы, в этот день у него был урок английского. Что объяснял учитель? Какой текст читался на уроке? На какие вопросы отвечали ученики? Что вообще было в классе? Так или иначе, в школе работал весь класс, участие конкретного ученика составляет не более 5% всего времени урока. Всё это надо вспомнить в тот же день. Ещё несколько раз прочитать текст, обязательно перевести его на родной язык, незнакомые слова аккуратно подчеркнуть карандашом, перевести с помощью словаря, записать их в свой собственный словарик и ОБЯЗАТЕЛЬНО ПИСЬМЕННО уже в другой тетради составить с каждым из этих слов три предложения — утвердительное, вопросительное и отрицательное.
- На следующий день снова просмотреть классную работу, затем приниматься за домашнее задание. Дело в том, что домашнее задание почти всегда связано с тем, что проходится в классе, и, если классная работа понятна, если все слова переведены, сделать домашнюю работу не составляет труда. И также, как в предыдущий день, всё прочитать несколько раз, всё перевести, незнакомые слова выписать и составить с ними предложения. Отмечу лишь, что СДЕЛАННАЯ работа — это работа, сделанная БЕЗУКОРИЗНЕННО. То есть, если надо прочитать текст, его надо прочитать столько раз, сколько потребуется для того, чтобы прочитать без единой ошибки. Если надо ответить на вопросы, надо ответить уверено, грамматически верно, без неуместных пауз.
- Артикуляционные упражнения. Без них заговорить на иностранном языке вне коммуникативной среды практически невозможно. Кроме того, эти упражнения развивают самую долговременную память — тактильную. Подробно об артикуляционных упражнениях я расскажу в своих следующих статьях.
На первый взгляд покажется, что для такого подхода потребуется очень и очень много времени и сил. Но это только кажется. На самом деле, вспоминать в тот же день классную работу много легче, чем выполнять непонятное домашнее задание. Делать домашнее задание после разбора классной работы много легче. Выписывать незнакомые слова, кажется долгим и утомительным занятием, на самом деле, слова в учебнике начнут повторяться и уже с середины этого учебника, ребёнку практически не придётся заглядывать в словарь. А если ученик, составляя собственные высказывания, будет записывать именно те фразы, которые он в своей повседневной жизни употребляет, общаясь с родителями и сверстниками, то по окончанию школы он будет иметь свой собственный уникальный разговорник, который прослужит ему ещё не один год.
И что самое главное — при таком подходе у ребёнка появится не только понимание того что и как надо делать, но и умение это делать и что не менее важно, появится навык. А это первый шаг к побудительной мотивации — главного фактора успеха в изучении иностранного языка. Если же параллельно с этим, Вы сможете заниматься английским языком по альтернативным материалам, повышающим мотивацию, то успех Вашему ребёнку обеспечен. Родителям останется только тщательно и неукоснительно контролировать всю эту работу, помогать, когда потребуется, обязательно хвалить даже за самые малые успехи.
Пока ребёнок мал, его образование в Ваших руках. Вы можете выбрать различные способы обучения английскому языку: отвести ребёнка к частному преподавателю, подобрать ему подходящие курсы иностранных языков, заниматься с ребёнком самостоятельно или же во всём полагаться на школу. Выбирать Вам. Важно, чтобы Вы подходили к этому вопросу обдуманно и руководствовались древнейшим принципом: «Не навреди!».
5 признаков, что вы учите английский язык неправильно
Существует большое количество различных способов выучить английский язык, но не все из них являются эффективными. Часто бывает, что люди учатся 3-6 месяцев или 1-2 года, а ожидаемых результатов нет. Представьте, сколько времени, сил и денег потрачено впустую.
Можно ли на ранней стадии понять, будет обучение эффективным или нет? Конечно, да. Надо только знать, на что смотреть.
Я расскажу вам о 5 признаках, по которым вы сможете это сделать. Вы узнаете, как исправить ситуацию и направить свое обучение в правильное русло.
Грабли или почему я решила написать эту статью?
За 10 лет к нам на курсы приходило много людей, ранее изучавших английский в разных местах: в школе, на других курсах, с репетитором, с носителем, по скайпу, за границей и т. д. Многие из них имели негативный опыт обучения, про который я хочу рассказать.
Один человек учился с носителем в течение 3-х месяцев с нуля. В результате его уровень не изменился, так как он плохо понимал преподавателя (с нулевым-то уровнем), но зато занятия проходили весело.
Одна девушка в течение года (по договору, который не могла расторгнуть) училась на компьютерных курсах. В результате она подтянула грамматику, но говорить не могла. В итоге она записалась к нам на 3 уровень, который можно достичь всего за 3, а не за 12 месяцев.
Один мужчина в течение 5 месяцев обучался в иностранной школе по классической методике. В результате он хорош знал правила, но говорить на английском не мог.
Если бы все эти люди понимали и знали, на что надо смотреть в процессе обучения, то избежали бы этих неудач. Сейчас я расскажу вам, на что же надо смотреть во время обучения, чтобы не наступать на те же грабли.
Признак 1: Вы забываете пройденные слова
Вам знакома ситуация, когда вы прошли новую тему и выучили список из 10-20 слов, а через несколько недель можете вспомнить всего 2-4 слова из них? Бывает у вас такое, что вы пытаетесь вспомнить слово, которое недавно прошли, но не можете?
Если у вас возникают такие проблемы, то пора вносить изменение в процесс обучения. Ведь, если вы учите слова, а через неделю забываете их, то тратите кучу времени впустую. Разве не обидно тратить свое время и силы и не получать результат?
Рассмотрим, почему так происходит, и как с этим бороться.
Причины забывания слов:
- Вы учите слова наизусть (зубрите)
- Не закрепляете слова в разговорной практике
- Не пользуетесь словами, которые выучили
- Не делаете домашние задания
Что надо делать, чтобы не забывать слова?
Рекомендация: Чтобы не забывать слова, нужно учить их правильно. Что значит «правильно?». В блоге мы неоднократно про это говорили. В этой статье написан пошаговый порядок изучения новых слов. Просто делайте все по шагам, и вы перестанете их забывать!
Признак 2: Вы путаетесь при построении предложений
Вам знакомы ситуации, когда вы думаете: использовать время Present Simple или Present Continuous, поставить артикль a или the, ставить to перед глаголом или нет, сказать I were или I was? Если в голове у вас возникают эти и многие другие вопросы — это еще один тревожный признак.
В английском все взаимосвязано. Простые темы складываются в более сложные. Упустив что-то в самом начале, в будущем вы не сможете правильно составлять предложения и говорить на английском.
Вам постоянно придется возвращаться к пройденным темам и прояснять их. В результате в голове у вас каша из английских правил.
Причины ошибок при построении предложений:
- Вы учите правила, не проясняя и не понимая их
- Не до конца разбираете, как правильно составлять предложения, используя правило
- Не тренируете их использование письменно и устно
Рекомендация: Чтобы не делать ошибок при построении предложений, вам нужно понимать схемы, по которым они строятся. То есть принцип, по которому слова строятся в предложении согласно этому правилу.
Также вам нужно в письменном виде закреплять использование этих схем. Лучший способ сделать это — письменно составить собственные предложения, используя правило. Обратите внимание, что упражнения из учебников, где нужно заполнить пробелы в предложениях — бесполезны.
Признак 3: Не говорите на английском в рамках пройденного материала
Вы занимаетесь английским уже месяц, но не можете сказать ни одного предложения в рамках пройденного материала или поддержать диалог на недавно пройденную тему?
Если это так, то вам надо как можно скорее менять методику обучения. Язык мы учим, чтобы общаться. Не достаточно знать и понимать правила, без труда делать письменные упражнения. Обязательно нужно говорить.
Причина неумения говорить на английском:
- Полное отсутствие разговорной практики на занятиях
- Разговорная практика присутствует в малом количестве
- Много письменных упражнений и чтения текстов
- Зубрежка текстов наизусть
Рекомендация: Обучение должно включать большое количество разговорной практики. Вы должны говорить с самого начала обучения, даже если вы только начали учить язык.
Когда вы проходите правила, вы получаете знания. Сразу после этого вы должны выработать навык использования правила, то есть должны составить очень много устных предложений с этим правилом.
Мы рекомендуем выделять под разговор 80% времени занятия, а 20% на теорию. Что это значит?
Например, у вас урок 1,5 часа. Вы проходите глагол to be в настоящем времени. Вначале вы разбираете, когда нам нужно использовать его и как строить утвердительные предложения. В среднем это займет минут 10-20.
Далее просто тренируете теорию в речи: составляете много устных предложений. Как правильно это делать, мы писали здесь. На это может уйти 20-30 минут, а может и больше. Все зависит от вас.
Далее переходите к разбору отрицательных предложений и тренируетесь составлять их. И так до конца.
Признак 4: Не видите результат обучения
Занимаясь английским языком, вы должны видеть результат обучения сразу. В английском его легко измерить — это способность правильно говорить.
Если вы с каждым занятием говорите лучше, правильнее, ваша речь становится грамотнее, то все отлично. Именно на это и нужно ориентироваться.
Как все это отследить? Давайте рассмотрим результат на примере человека, изучающего английский язык с 0. Объяснения под таблицей.
Учу английский 10 лет, но до сих пор не разговариваю. Что я делаю не так?
Вместе с онлайн-школой английского языка «Инглекс» рассказываем про девять ошибок, которые сводят ваши усилия к нулю.
1. Вы занимаетесь от случая к случаю
Если, конечно, занимаетесь вообще. Раз в неделю вы вспоминаете — «О, английский!», смотрите серию любимого сериала с субтитрами и считаете, что уделили изучению языка достаточно времени. Правда, прогресса почему-то всё нет и нет.
Практиковать английский изредка и без чёткого плана — это то же самое, что ходить в тренажёрный зал раз в месяц и надеяться, что час занятий поможет изменить ваше тело до неузнаваемости. Не поможет.
Что делать
Залог успеха обучения чему угодно — регулярные занятия. Уделять английскому час раз в две недели — это практически то же самое, что не заниматься вообще. Выделите на учёбу 30–40 минут каждый день или по часу 2–3 раза в неделю — только в этом случае можно ждать прогресса.
2. Вы учитесь бессистемно
Учебники — для школьников, а взрослый и самостоятельный человек справится своими силами, думаете вы. Действительно, сейчас полно онлайн-курсов, специальных сайтов и приложений, с помощью которых можно выучить английский. Проблема в том, что такое разнообразие часто лишь вредит.
Вы устанавливаете на смартфон сотни приложений, время от времени проходите тесты, слушаете подкасты — в общем, хватаетесь то за одно, то за другое. Времени потрачено много, а результата нет.
Что делать
Действуйте по порядку. Есть простой алгоритм для тех, кто учит английский самостоятельно:
- Обязательно определите свой уровень знаний. У онлайн-школы «Инглекс» есть авторский тест, который поможет проверить, как у вас дела с грамматикой, словарным запасом, чтением и восприятием речи на слух.
- Найдите хороший учебник. Хороший — это структурированный и подходящий для вашего уровня. Изучите обзор лучших учебников, почитайте отзывы и выберите тот, что вам больше нравится.
- Поищите дополнительные материалы. Блоги, статьи, сериалы в оригинале, подкасты — только не первые попавшиеся, а те, что вам интересны и соответствуют вашему уровню знаний. Когда какая-то тема затягивает, знакомство с ней на иностранном языке вдвойне полезно: и удовлетворили свой интерес, и прокачали английский.
Учебник — обязательная часть программы. Когда вы выбираете задания сами, есть риск взяться за слишком сложные материалы, запутаться и забросить этот английский куда подальше. Или наоборот — топтаться на месте, решая слишком лёгкие задачи. Материал в учебнике подаётся постепенно и строится так, чтобы задания, с одной стороны, были посильными, с другой — развивающими.
Если вам сложно подобрать учебник под свой уровень, лучше обратиться к преподавателю. Например, это можно обсудить на бесплатном вводном уроке с преподавателем онлайн-школы «Инглекс».
3. Вы развиваете только один навык
Например, вы считаете, что плохо воспринимаете речь на слух. Слушаете англоязычные подкасты, смотрите фильмы в оригинале, а в результате оказывается, что толку от этого практически нет. Вы вроде понимаете, что говорит собеседник, но ответить не можете — нет разговорной практики, ведь над ней никто не работал.
Нет смысла зубрить грамматические правила или каждый день запоминать 50 новых слов, если вы не применяете их в разговоре. С таким же успехом можно выучить наизусть правила дорожного движения без практики вождения — знания есть, но вы не понимаете, как их применять.
Нельзя зацикливаться на доведении до совершенства всего одного навыка. Язык — это сложная система, требующая комплексного подхода к изучению. Будете тянуть один навык — остальные просядут.
Что делать
Чтобы по-настоящему освоить иностранный язык, нужно параллельно работать сразу в нескольких направлениях. Для уверенного общения пригодится и грамматика, чтобы правильно строить предложения, и богатый словарный запас, чтобы не искать подолгу подходящее выражение, и способность воспринимать чужую речь на слух, чтобы не переспрашивать, что сказал собеседник.
4. Вы боитесь допустить ошибку
Типичная проблема людей, у которых мало реальной языковой практики. Вы думаете, что ваших познаний в английском не хватит даже для того, чтобы поддерживать элементарную беседу о погоде, поэтому предпочитаете гордо молчать.
На самом деле людям обычно всё равно, с акцентом вы разговариваете или нет. Вы ведь не смеётесь над иностранцем, который пытается говорить по-русски, пусть даже с ошибками и неправильными ударениями? Вот и над вами тоже никто не будет смеяться. Если человек хочет общаться, с ним можно объясниться даже на пальцах.
Перебороть себя и начать говорить по-английски сложно, но без этого никуда. Вспомните, зачем вы вообще изучаете иностранный язык — вряд ли просто для галочки. Скорее всего, вы собираетесь применять его в жизни, поэтому нет смысла откладывать переход от теории к практике.
Что делать
Чтобы более-менее уверенно общаться, нужно не так много. Вот минимальный грамматический запас для внятной беседы:
- Настоящее время: Present Simple, Present Continuous, Present Perfect.
- Прошедшее время: Past Simple.
- Будущее время: Future Simple и конструкция be going to.
- Модальные глаголы: have to, must, can, may, might, should.
- Степени сравнения прилагательных.
- Предлоги направления, места и времени.
- Пассивный залог.
Как правило, на уровне Pre-Intermediate эти знания уже есть. Нужно лишь найти собеседника, чтобы развить навыки общения и победить страх перед разговором на чужом языке. Поначалу это тяжело, но не бойтесь: чем больше будете говорить, тем легче у вас это будет получаться.
И ничего страшного, если вы допустите ошибку или сделаете паузу в разговоре, подбирая правильные слова. Даже когда говоришь по-русски, не всегда получается с первого раза и без пояснений выразить мысль. Собеседник наверняка отнесётся к вам с пониманием, а в сложных случаях придёт на помощь.
5. Вы не повторяете пройденный материал
Кажется, что некогда повторять то, что уже прошли, — ведь ещё столько нового нужно узнать. На самом деле именно повторение поможет знаниям основательно улечься в голове, чтобы вы могли применять изученный материал в речи. Не будете периодически возвращаться к уже пройденному — быстро всё забудете.
Что делать
Объясним на примере с вождением автомобиля. Когда вы впервые садитесь за руль, это кажется настоящей пыткой: надо нажимать на педали, переходить с одной передачи на другую, вовремя включать и выключать поворотники, ещё и следить за обстановкой вокруг. С опытом становится проще: вы тренируетесь плавно выжимать сцепление и тормозить без резких рывков. Движения становятся автоматическими, и вы уже не задумываетесь, что и в каком порядке делать.
С английским работает тот же принцип: вновь и вновь повторяя пройденное, вы всё лучше усваиваете правила и привыкаете без раздумий применять их в речи.
Зубрёжка хороша только в случаях, когда нужно срочно готовиться к контрольной или экзамену. Как правило, приобретённые таким образом знания улетучиваются на следующий же день, так что отключите автопилот и постарайтесь вникнуть в то, что изучаете.
Перескажите суть грамматического правила своими словами — на английском, конечно же, — а в довесок придумайте на его основе пару предложений. Если хотите запомнить группу слов или выражений всерьёз и надолго, не заучивайте их, а используйте в речи: составьте с ними предложение или небольшой рассказ.
В учебниках после каждой пройденной темы обычно есть раздел для повторения. Не игнорируйте его: возможно, в процессе изучения вы что-то упустили.
6. Вы верите, что сначала нужно выучить 2 000 слов, а только потом начать говорить
Срываем покровы: если вы знаете 2 000 слов, но не понимаете, как их употреблять, уверенно говорить не начнёте. Приложения для изучения новых выражений — штука интересная, но с практической точки зрения не очень полезная. Когда не знаете, как состыковать между собой выученные слова, применять их вы наверняка не будете, опасаясь допустить ошибку. Возможно, вы узнаете их в тексте, но даже не вспомните во время разговора.
Что делать
Изучайте слова в контексте, чтобы сразу понимать, как их применять и с чем сочетать. Глаголы to solve и to decide означают «решить», но используются в разных ситуациях. To decide — это про выбор: пойти гулять или остаться дома, допоздна сидеть в интернете или лечь спать вовремя. To solve — уже о решении какого-то вопроса или проблемы. Зная выражение to solve a problem, вы вряд ли когда-нибудь скажете to decide a problem — такая конструкция будет резать слух.
7. Вы занимаетесь по старым учебникам
Язык — живая и постоянно развивающаяся система, многие слова и выражения то входят в моду, то уходят из активного употребления. От учебников 20-летней давности помощи мало, если вы не хотите выглядеть гостем из прошлого — тем самым, который говорит I shall вместо I will и читает на английском тексты о пейджерах и видеомагнитофонах.
Что делать
Учите живой язык, на котором разговаривают люди. Если вы занимаетесь по старым пособиям, то рискуете попасть в ситуацию, когда собеседник использует современный вариант английского, но вы, во-первых, толком его не понимаете, а во-вторых, ещё и отвечаете старомодными оборотами. Не смертельно, но приятного мало.
Выбирайте актуальные учебники, а в качестве дополнительного источника знаний ищите экспертные статьи. Хорошие материалы выходят в блогах языковых школ. Пишут их не копирайтеры, которым платят за количество знаков, а люди, действительно разбирающиеся в английском.
Полезные статьи есть в блоге онлайн-школы «Инглекс»: руководство для тех, кто хочет преодолеть языковой барьер, правила употребления артиклей и история студентки, за три года прокачавшей английский от Elementary до Advanced. А вот подборка советов, как выбрать качественные экспертные материалы.
8. Вам стыдно за свой акцент
Перфекционизм мешает, когда дело касается изучения иностранного языка. В школе вас наверняка муштровали, пытаясь обучить истинно британскому произношению. Зачем — не очень понятно, ведь куда важнее внятно излагать свои мысли. Вам нужно передать собеседнику смысл того, что вы говорите, а не ласкать его слух безукоризненным произношением. За акцент можете не краснеть: в той или иной степени он есть практически у всех, для кого английский язык не родной.
Что делать
В беседе главное — чтобы собеседник вас понимал, поэтому лучше уделите время изучению грамматики и новых слов. Если вы всё-таки не уверены в своём произношении, в сложных случаях сверяйтесь со словарём.
Прокачать произношение помогут сериалы, фильмы и подкасты. Выберите акцент, который вам нравится, — например, британский, американский или австралийский, и поищите подходящие видео- или аудиоматериалы. Смотрите, слушайте и повторяйте — способ простой, но эффективный.
9. Вы не практикуете английский
Можно учить язык много лет, но так и не научиться применять его в жизни. Без регулярной практики браться за английский нет особого смысла: знания, которыми вы не пользуетесь, постепенно улетучиваются. Представьте, что вы получили права, но за руль автомобиля так и не сели. Всё, что вы выучили, забудется.
Чем раньше вы начнёте говорить, тем лучше. Применяя теоретические знания в живом разговоре, вы быстрее усвоите правила и нормы языка, научитесь употреблять слова в верном контексте и преодолеете страх общения.
Что делать
Скорее всего, у вас в окружении нет людей, с которыми можно было бы поболтать по-английски. Ничего страшного, интернет спасёт. Вот несколько идей, где найти собеседника:
- разговорные клубы;
- онлайн-сервисы для общения с иностранцами;
- сайты для поиска друзей по переписке;
- встречи с каучсёрферами;
- групповые уроки английского;
- занятия с личным преподавателем.
Если вам нужно разговориться и подтянуть английский сразу по нескольким направлениям, подходящий вариант — персональные занятия с преподавателем. Он построит программу обучения с учётом вашего уровня знаний, целей и индивидуальных особенностей.
В онлайн-школе «Инглекс» вы найдёте своего преподавателя, с которым познакомитесь уже на бесплатном вводном уроке. Занятия проходят в специальном онлайн-классе и построены таким образом, что 70% урока вы работаете над разговорной речью. Студенты школы могут дополнительно заниматься в бесплатных разговорных клубах, в том числе с носителями языка. Чем больше вы разговариваете, тем быстрее и качественнее изучаете язык.
Источники: http://engclub.pro/stati-prepodavatelej/rebyonok-ne-ponimaet-anglijskij-chto-delat.html, http://easyspeak.ru/blog/sovety-i-sekrety/5-priznakov-chto-vy-uchite-anglijskij-yazyk-nepravilno, http://lifehacker.ru/uchu-anglijskij-no-ne-razgovarivayu/