Визуальные методы изучения английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
318 просмотров
29 января 2019

МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ВИЗУАЛЬНЫМ МОДЕЛЯМ

Речь и образ в обучении английскому языку

Восприятие и мгновенная реакция на зрительные образы — генетическое свойство человека, доставшееся ему от животных предков. Умение слышать речь и говорить — вторично.

Новорождённому ничего нельзя объяснить словами, он их ещё не понимает. Он осознаёт мир чувственно, главным образом, визуально, т.е. глазами, и лишь затем учится выражать своё понимание словами. Так может быть, обычная текстовая форма — иногда не самая лучшая для передачи информации и обучения, и визуальные средства должны занять место, соответствующее их подлинной роли в познании?

Многие механически повторяют приписываемое Далю высказывание «Родной язык — это язык, на котором человек думает». Но почему тогда практически во всех языках мира существует фраза «Как трудно выразить словами то, что я думаю»? И так же подчас стоит большого труда «усвоить» услышанное. Мы «думаем» не текстами, во всяком случае, не только и не столько текстами. Может быть, естественные для человека чёткие и ясные визуальные модели внутреннего представления помогут изучению иностранных языков, в котором эти проблемы составляют суть?

Почему надёжен и безотказен природный алгоритм изучения родного языка и так тягостны и неэффективны различные варианты массовых систем обучения иностранному, в том числе английскому языку?

Младенец видит две пары шаров и слышит: «Вот один шарик белый, другой чёрный, а вот оба шарика белые», а завтра про карандаши: «Здесь один толстый, а другой — тонкий, а там оба тонкие». Через некоторое время он уже в состоянии сказать: «Обе палки короткие». Он мог бы даже что-то понять во фразе «Обе концепции монетаристские», не представляя, что такое «концепция» или «монетаризм».

Именно таким образом дети в раннем возрасте шаг за шагом осваивают базовые структурные конструкции языка, иными словами, формы высказываний об окружающих предметах — воспринимая ситуацию не через словесное определение, а чувственно, главным образом, зрительно и фиксируя адекватное текстовое выражение. И вряд ли родители учили ребёнка: «Слово «оба» означает, что имеется два и только два объекта, обладающих неким общим качеством, относительного которого производится высказывание. Понятно?».

И на английском языке, если мы знаем: «Шары разные по цвету», то, скорее всего, правильно скажем: «Люди разные по полу, возрасту, положению», «Товары разные по вкусу и запаху, по цене, качеству, упаковке,» и пр. Чего мы не знаем, когда не понимаем смысла фразы на иностранном языке или не можем без ошибок составить текст из трёх-четырёх хорошо знакомых английских слов? Не в том ли дело, что мы просто не знакомы с нужным фреймом, т.е. базовой структурной конструкцией чужого, в данном случае английского языка?

Так, может быть, самый прямой путь к тому, чтобы понимать и говорить на иностранном языке, пролегает через первоочередное изучение этих языковых образцов, фреймов, а не механическое зазубривание грамматических правил? Естественнее трактовать эти правила как обобщение речевой практики.
А для адекватного восприятия обучаемым соответствующей английскому тексту ситуации разумно использовать её визуальное представление, а не произвольное и необязательное словесное определение на родном (в частности, русском) языке.

Модели как средство изучения разговорного и письменного языка

Визуальные модели позволяют вернуться к естественному способу прямого освоения изучаемых понятий на основе врождённых человеческих способностей зрительного восприятия, а словесные пояснения сводят к необходимому минимуму.

Общей основой речевых форм всех естественных языков являются пространственно-временные отношения объектов реального мира. Хотя таких форм много, их не безумно много, иначе никакой язык изучить было бы нельзя. Они положены в основу конечного набора визуальных моделей.

Таким образом, эти модели служат универсальным и «прямым» средством первичного представления изучаемых ситуаций и на их основе — соответствующих языковых конструкций. Такое представление в минимальной степени зависит от умения преподавателя передать эти ситуации в текстовой форме или от способности студента мысленно восстановить их по услышанному тексту, т.е. свободно от неконтролируемых искажений, препятствующих пониманию и усвоению информации.

Легко запоминаемые и опознаваемые визуальные модели служат также удобным и эффективным средством закрепления изученного, как хорошо известные «узелки на память» или так называемые «опорные сигналы». И при повторном предъявлении модели требуется вовсе не текстовое описание на родном языке, а прямое воспроизводение изученного высказывания, т.е. непосредственное (и, в конце концов, спонтанное) называние ситуации (состояния, действия или процесса) — что и является элементом живой речи. А визуальные модели, выражающие специфику ситуаций, подскажут как содержание, так и формы высказываний, и помогут быстрее и надёжнее запоминать фразы. При этом обращайте внимание на значение и полное соответствие всех деталей модели и фразы и следите, чтобы полностью исключить ошибки из ваших ответов.

Ученик творчески и эмоционально воспринимает и фиксирует ситуации и соответствующие им высказывания и устанавливает прочные связи между объективными пространственно-временными отношениями и реалиями изучаемого языка. Он становится активным исследователем учебного материала и без принуждения, с энтузиазмом шаг за шагом пытается раскрыть содержание каждой вновь представленной ему модели и отразить его в речи. Работа со зрительными образами во всё возрастающем темпе способствует эффективному устранению родного языка из коммуникативного процесса на изучаемом языке. А структура моделей побуждает ученика к анализу, обеспечивая включение дополнительных мыслительных реакций, активизирующих творческое мышление и память.

В основном курсе вы найдёте десятки и сотни сюжетов, отражающих всевозможные жизненные ситуации. Вы сможете без труда понимать их и высказываться о них благодаря небольшому числу и простоте конструкций и очевидности используемых символов. Разумеется, вы научитесь узнавать на слух и в письме соответствующие высказывания. Вы шаг за шагом естественно и прочно усвоите грамматику английского языка — не как сводку неких божественно данных правил, да ещё невнятно изложенных комментаторами устно или в учебниках, а как логичное обобщение речевой практики, многократного применения понятных визуальных моделей.
Именно визуальные модели гарантируют однозначное и полное представление ситуации и её точное соответствие изучаемому текстовому образцу
.

В этом отличие от обыкновенного «английского по картинкам», где скорее картинка — довольно произвольная иллюстрация к тексту. Более точно ситуации и события определяются в некоторых рисуночных задачах, когда их понимания достигают путём поиска отличий различных кадров. Однако и в них отсутствует системное представление взгляда автора речи. Ведь речь — не механическая фиксация объективного в памяти видеокамеры, а выражение его восприятия и отношения к нему человека. Это не бесстрастная кодировка информации в общепринятые символы или звуки. Речь — это результат громадной скрытой интеллектуальной и чувственной деятельности человека. Он ощущает, воспринимает, анализирует ситуации и события, адекватно реагирует на их специфику. Эта деятельность происходит на скрытом уровне и по большей части не в текстовой форме. А речь (слова и фразы) рождается, только когда он пытается выразить вовне, т.е. для реального или воображаемого собеседника, родившиеся в его внутреннем «Я» чувства и мысли. Таким «собеседником» иногда бывает он сам. И если говорить об использовании образов при изучении языка, то механически зафиксированный видеоряд должен сопровождаться ясными указаниями на обстоятельства и особенности его восприятия человеком.
И в визуальных моделях явно представлены время, мотивы действий и аспекты восприятия.

Шаг за шагом вы учитесь мгновенно по моделям воспринимать ситуации, слышать и понимать соответствующие им тексты и строить по этим образцам свои высказывания. Это прямое освоение английского языка. Как ребёнок, знакомясь с окружающим миром, одновременно осваивает речевые формы, так и вы накапливаете языковый опыт, пока не наберёте некоторую критическую массу, ядро языка, что открывает переход к свободной речи. Так и ребёнок накапливает звуки и слова, отдельные фразы, пока к радости окружающих не запасёт их достаточно для некоторого общения. Это естественный, эффективный и безотказный процесс.

Таким образом шаг за шагом Вы научитесь говорить и писать на живом изучаемом языке о том, что видите и чувствуете, и научитесь слышать и понимать других. Всё это и означает практическое овладение живой иностранной речью.

Английский шаг за шагом по визуальным моделям. Некоторые практические приёмы

Модели дают только повод к высказыванию и к изучению формы, в которую оно должно быть отлито. Объекты нарочито схематичны. Но вы острее ощутите ситуацию, если представите в качестве героев себя и близких вам людей, действия или мысли которых вам небезразличны и понятны. В любой образ вы можете вдохнуть эмоциональный смысл и чувственное содержание, которое окрасит ваше восприятие в неподражаемые и запоминающиеся цвета. Это поможет в следующий раз легко опознать ситуацию в визуальной модели и вспомнить соответствующее ей высказывание.

Символы мотивации и можно просто переводить «должен, необходимо» и «хотеть, желательно». Но постарайтесь ощутить болезненное, как стук твёрдым ногтем по голове, напоминание о необходимости или острое, как гвоздь в стуле, желание , и вы надёжнее и точнее воспримете и запомните ещё одну важную фразу на изучаемом языке.

Можно просто затвердить значение символов восприятия объективного времени, но лучше, если вы с живым любопытством будете отгадывать, что прячется под листом бумаги с отогнутым углом или с болью воспримите невозвратность прошлого, отмеченного углом чёрного цвета.

По символам аспекта можно механически и холодно подбирать соответствующие грамматические формы. Но прочувствуйте дугу с обращёнными налево ветвями как физический отрезок времени, тянущийся из некоторого прошлого к моменту высказывания, и вы живо осознаете нечто уже совершённое или уже совершавшееся на этом отрезке. Постарайтесь научиться по кадрам модели восстанавливать весь «видеофильм» и особенности его восприятия — и в жизни вы будете легко формировать и адекватно воспринимать соответствующие высказывания на изучаемом языке.

Таким образом, ещё раз — используйте воображение, включайте эмоции!

Подстановки и импровизация

В визуальных моделях представлен ограниченный набор базовых объектов. Но вам не надо лимитировать себя занятиями с ящиками и мячами и чувствами к ним. Регулярно пытайтесь выразить аналогичные отношения на примере других объектов или знакомых вам людей, ярко воображая их себе. Кроме того, в классе иногда студент поддаётся соблазну механического повторения представленных образцов: подстёгивает нежелание отстать от других, а разным людям требуется разное время для обдумывания и осмысления разного материала. Закрепляйте новое дома.

Постарайтесь взять за правило по дороге с занятий или при любом другом удобном случае повторить один — два новых образца во всех лицах (я, ты-вы, он-она-оно, мы, вы, они), чувствуя себя живым и заинтересованным свидетелем событий и подставляя поочерёдно конкретные имена ваших друзей и знакомых и соответствующие местоимения. Делайте это в форме утвердительных и отрицательных, а также вопросительных и отрицательно-вопросительных («Разве не . «) предложений. Важно навсегда закрепить порядок следования лиц и форм в этом упражнении — это сэкономит ваше время, обеспечит полноту упражнения и способствует росту уверенности в применении навыков. Старайтесь делать это вслух, с наилучшим возможным произношением, а если вслух невозможно, пытайтесь отчётливо «слышать» внутреннюю речь.

Многие преподаватели языков так сами учились и настоятельно рекомендуют своим ученикам выписывать отдельные «характерные» фразы и специально заучивать их. Это очень правильно, делайте так же, если знаете, откуда их черпать. Другие для облегчения запоминания слов советуют составлять повествования, в которых используется изучаемая лексика. Однако это отдельная работа — придумать, запомнить и использовать сочинённые фразы. Но заметьте, что в I ступень нашего курса заранее отобраны именно самые ходовые и наиболее часто используемые фразы и выражения, а во II ступень — ещё свыше 400 идиоматических и фразеологических оборотов. А визуальные модели — уже сами по себе готовые микро-сюжеты, легко запоминаемые и используемые как «узелки на память». Изучайте их в первую очередь — это гарантия рациональной и эффективной затраты времени и труда.

Но не ограничивайтесь этим. Пытайтесь применить выученное к реальным ситуациям, по-английски пересказывать (другим и самому заинтересованному лицу — себе) бытовые выражения, фразы, которые слышите кругом, рекламные лозунги и объявления, анекдоты. Начинайте с коротких и простейших выражений — ведь Уильям Фолкнер и Джеймс Джойс тоже не начинали с многостраничных фраз. Со временем вы сможете развить эту привычку и мысленно разыгрывать диалоги и сцены. Прорепетируйте объяснение с начальством по неприятному вопросу!

Концентрация, заучивание шаг за шагом и повторение

Если бы вы хотели на память выучить «Евгения Онегина», сомнительно, чтобы вы добились успеха, прочитав его несколько раз подряд от начала до конца. Сомнительно также, чтобы вы учили тексты наизусть, просто просматривая их глазами. В школе вы читали отрывки построчно, потом вслух, громко и отчётливо повторяли пару строк, переходили к следующей паре, снова повторяли и т.д. Что-то подобное можно попробовать и здесь.

Вряд ли стоит снова и снова читать фразы из очередного урока от начала до конца, пока все они не будут усвоены. Едва ли имеет смысл также многократно твердить одну и ту же фразу: после двух-трёх раз повторение станет совершенно механическим и поверхностным. Но если выучить первую фразу, затем вторую, а потом вернуться к повторению первой, это заставит вас освежить зрительное впечатление от модели, заново прочувствовать её и закрепить связанное с ней выражение. Затем вы подключаете следующую фразу и шаг за шагом работаете по той же схеме.

Человек может концентрировать и в широких пределах управлять вниманием, и вы учитесь этому. В самом деле, вы можете включить в объём своего внимания только две-три последние изученные фразы, «освободившись» от остальных, а можете заставить память оперативно удерживать пять-семь или десять-двенадцать фраз. Поставьте себе целью оперативно (по ходу изучения) удерживать в памяти в прямом или обратном порядке шесть-десять фраз — и через несколько занятий вы убедитесь, что это вовсе не трудно делать. Такой метод позволяет развить память даже тем, у кого она в значительной степени утрачена или ослаблена возрастом или отсутствием регулярной тренировки.

Произносите фразы громко, выразительно, как актёр «на публику». Вспоминайте и используйте правильную артикуляцию — только с ней вы сможете добиться хорошего произношения. В случае затруднений и неуверенности пытайтесь медленно и старательно отдельно артикулировать каждый звук слова или фразы. А если вы занимаетесь в общественном месте, заставьте себя произносить фразы про себя, но так, чтобы они «звучали» у вас в голове с полной силой. Ни в коем случае не продвигайтесь далее, пока не добьётесь уверенности в произнесении очередного высказывания.

При такой работе вы достигаете сразу нескольких результатов:

Вы тренируете процесс вытеснения и вспоминания моделей и фраз, и как результат этой тренировки надёжно закрепляете учебные единицы.
Вы практикуетесь в устной речи, в произнесении «чужих» звуков, слов, фраз и в использовании «чужой» интонации, что необходимо само по себе, а здесь реализуется параллельно с изучением основного материала. Вы контролируете себя по звучанию речи и учитесь воспринимать, анализировать и «слышать» иностранную речь.
Вы количественно оцениваете свои способности и прогресс по объёму запоминаемого материала и по затрачиваемому времени как на каждом уроке, так и в динамике — от урока к уроку, а эти оценки чрезвычайно стимулируют работу, когда вы видите, как быстро растут ваши результаты.
Наконец, такая и только такая работа с полной отдачей интеллектуальных и, что отнюдь не менее важно, эмоциональных сил ведёт к реальному сокращению суммарного времени достижения наилучших результатов: отработав единожды по напряжённому сценарию, вы не будете возвращаться к повторению того же материала, как к чему-то совершенно новому.
Соблазнительно просто и легко прослушивать звуковые файлы за рулём автомобиля или за домашними хлопотами на кухне. Это может быть приятно и хотя не особенно полезно, то и невредно, если только вы не поддадитесь искушению заменить этим концентрированную работу. Тогда не ждите быстрых и надёжных результатов.

Методы, пригодные для работы с 40 — 100 моделями и фразами, не могут быть столь же эффективны при объёме в сотни и тысячи единиц. В поисках хуже усвоенных или отдельных упрямо убегающих из памяти конструкций или выражений пришлось бы «перелопатить» во много раз больше уже хорошо известных и навязших в зубах учебных единиц.

В студенческой версии системы применяются адаптивные и настраиваемые вручную алгоритмы оптимизации общего процесса. Учащийся быстро и интуитивно выбирает наиболее эффективные для своего типа личности и уровня памяти параметры этих алгоритмов.
Разработаны также специальные рекомендации по использованию испытанного средства — карточек — без доступа к компьютеру. Достоинством карточек является возможность использовать их в условиях, когда иначе время утекает бесполезно: транспорт, очереди, непредусмотренные перерывы в работе и пр.

В процессе занятий вы познакомитесь с некоторыми другими приёмами заучивания, а, может быть, и сами изобретёте какие-нибудь.

Будьте разумно любопытны

Вероятно, вы замечали на занятиях в классах или группах, что кто-то из учеников на все обращения: «Что тебе непонятно, Ванечка?» неизменно отвечает: «Ничего непонятно», тогда как другой без удержу сыплет лишь бы какими вопросами. Первого жаль: он с детства не приучен к активному восприятию, анализу и структурированию изучаемого материала (и не только школьного или академического). Поведение второго дало бы сомнительный эффект даже при индивидуальных уроках, а в группе у слабого педагога может превратить занятия в кошмар для остальных (представьте себе, что все ученики такие). А некоторые постоянно воздерживаются от вопросов из застенчивости либо ленивого нежелания. Привычка учиться и работать пассивно и бездумно, исполнительно и нетворчески — это изъян в натуре человека, отсутствие любопытства, этого острого интеллектуального инстинкта. См. синдром квагги.

Пороки домашнего воспитания («Пусть деточка побегает, в школе успеет намучиться») и выхолощенного школьного образования (сводящего одарённых на уровень ограниченных). Ошеломляющий рост доступной информации, вырабатывающий у неподготовленных привычку к поверхностному скольжению по тексту, безмозглому кликанью вместо вдумчивого чтения. Разгул «масс-культуры», в частности, растленное «телевидение для миллионов» с косноязычными ведущими, пошлыми и крикливыми шоу, со средневековым официальным и любительским мракобесием, с низкопробным юмором и убогими «муси-пуси». Всё это ведёт к дебилизации, отупению населения и к его функциональной неграмотности, когда человек не может правильно заполнить форму по образцу или выполнить простую печатную инструкцию в несколько строк.

Но ваша цель — активно учиться, разобраться, дойти до сути. Проявляйте любопытство! Спрашивайте. Спрашивайте преподавателя, но, главное, спрашивайте себя и пытайтесь ответить. Не должно быть ни малейшего непонимания. Убедитесь, что вы поняли настолько, что можете объяснить любому. Спрашивайте сразу и спрашивайте на следующих уроках, если дома обнаружили, что понимание неполное или объяснение забыто. Каждый может не понять чего-то и вместо выяснения решить: «А, ладно, разберусь потом.» Время проходит, вопрос не выяснен, пробел остался. Когда так бывает часто, пробелы сливаются в белое пятно. Откуда берутся недоучки?

«Важно не бросать спрашивать. У любопытства есть своё собственное основание для существования. Никогда не теряйте святого любопытства» (А.Эйнштейн).

Не стесняйтесь других, не испытывайте неловкость от своего непонимания: очень может быть, что остальные хотели бы задать тот же вопрос, но смущаются обнаружить перед другими свою непонятливость, чаще всего, просто мнимую. Они будут вам только благодарны, если ваш вопрос поможет им лучше или глубже проникнуть в суть дела. Часто и преподаватель будет благодарен, что ваш вопрос подсказал, где он был не вполне ясен или убедителен.

Старайтесь спрашивать в тот момент, когда сомнительная модель появляется на экране. Для этого помечайте её дома и внимательно следите за ходом повторения. Спрашивайте не по поводу содержания, а о содержании. Не говорите просто: «Это непонятно», попытайтесь объясниться: «Здесь непонятно то-то» или ещё лучше: «Я думаю вот так, верно ли это?» или «Что здесь неверно?» Вы знаете, что хорошо сформулировать вопрос — это полдела: вы уже обдумали и осознали проблему.
А если лень думать и нет желания понять объяснение, зачем учиться?

Но не задавайте случайных вопросов, в частности, не относящихся непосредственно к теме: это опасность для вас и наказание для окружающих. Во-первых, вы так же легко забудете ответы на необязательные вопросы, как их задали. Во-вторых, они редко содержательны и интересны другим, а часто только занимают время; если же они действительно значимы, попытайтесь разобраться самостоятельно дома, а в следующий раз поделиться с остальными либо предложить для рассмотрения чётко обозначенную проблему. В-третьих, они могут отвлечь внимание, переключить его на посторонние переживания и тем самым создать нежелательную, иной раз сильную, корреляцию с изучаемым материалом и стереть его основное содержание.

Если же у вас есть вопросы общего характера по методу обучения или по оформлению сайта, может быть, целесообразно прочитать раздел Вопросы и подборку откликов с комментариями автора Отклики.

Методические приложения

Назначение Приложений — предоставление некоторых дополнительных информационных материалов, справочных и учебных источников. Некоторые из них служат пояснением применения тех или иных рекомендаций или требований, которые некогда обосновывать в часы занятий, эдесь же замечания и предложения впервые познакомившихся с сайтом (Отклики). Сюда включены также специальные пособия и инструкции (только для студентов Школы).

На следующей странице вы познакомитесь с курсами и программами обучения английскому.
А здесь информация о собеседовании, условиях и сроках занятий английским языком в Школе мистера Бола.

Самые лучшие методики изучения английского

Твердо решив самостоятельно изучать английский, вы точно столкнетесь с проблемой выбора эффективной методики, которых существует великое множество. Какой способ выбрать решаете только вы.

На что ориентироваться при выборе?

  • Во-первых, на ваш уровень владения языком
  • Во-вторых, на личные финансовые и временные возможности
  • В-третьих, исходя из собственного интуитивного желания

Лучшие методики изучения английского Мы предложим вам несколько методик быстрого обучения языку самостоятельно, а вы уже выберете ту, которая вам по душе. При самостоятельном обучении важно использовать все возможные средства. Рекомендуется прослушивать аудиокниги или смотреть кинофильмы и развлекательно-познавательные передачи, неплохим вариантом будет самостоятельное чтение.

Если у вас дома установлена спутниковая тарелка, то не лишним будет самостоятельно внимательно до мельчайших деталей изучить инструкцию к ресиверу на английском. Читая надписи, этикетки, вывески на иностранном, вы тренируете зрительную память.

Изучать новые термины и слова интересно, если играть в браузерные компьютерные игры на англоязычном сервере или скачать игрушку с интересным сюжетом, где будет иллюстрироваться смысл произнесенного или напечатанного текста.

Предлагаю вашему вниманию 10 лучших методик для изучения английского самостоятельно:

«Полиглот» Дмитрия Петрова

«Полиглот» Дмитрия Петрова Стоит обратить внимание на опыт известных лингвистов и полиглотов. Например, методика Дмитрия Петрова «Полиглот» прямо в эфире одного из телеканалов доказала свою эффективность. За 16 уроков 8 человек с нуля пошагово овладевают языком. Главное требование и условие — общение на английском. С первого же занятия ученики пытаются разговаривать на иностранном, попутно изучая новые слова и грамматику.

На каждой последующей лекции добавляются новые самые употребляемые слова и выражения, таблицы глаголов, местоимений, прилагательных, времен, числительных и прочих грамматических категорий. На каждом занятии практикуется живое общение и закрепление пройденного материала.

Группа учатся строить диалоги, рассказывать о своем хобби, профессии, семье, разговаривать по телефону, общаться по Интернету. К концу курса могут свободно объясняться с носителями речи. Подробную информацию о методике и обучающие материалы вы найдете в статье Полиглот: Как выучить английский за 16 часов.

Метод Драгункина

Методика Драгункина Понятливо и доходчиво объясняет основы английского Александр Драгункин. Методика Драгункина по изучению английского прекрасно подходит для быстрого изучения и запоминания. Максимально упрощена грамматика, облегчены правила. Есть курсы как для начинающих, так и для продвинутых.

У Драгункина совершенно иной подход к обучению, своя собственная терминология, свои законы, своя лексика. Он переделал даже грамматические правила, систематизировал исключения, разрешил проблемы употребления артиклей и неправильных глаголов. Драгункин выделил новые классы и группы слов, объединив их по единым признакам; выявил отношения между ними. Изложение материала идет по цепочке, от простого к сложному, одно вытекает из другого в строгой логической последовательности.

Обучение английскому основывается на базе родного. За счет всех этих факторов сроки обучения сокращаются в несколько раз, а восприятие учебного материала заметно облегчается. Методика направлена на быстрое достижение результата. Цель программы не учить, а научить.

Методика Пимслера

Методика Пимслера Американский разговорный английский поможет освоить аудио курс «Pimsleur English for Russian Speakers». Смотрите статью Учим английский по методу доктора Пимслера. Также методика Пимслера помогает научиться правильно читать. На нашем сайте есть все аудио уроки разговорного американского, а также уроки по чтению.

Метод Пимслера — это единственная форма изучения иностранного, включающая уникальный запатентованный способ тренировки памяти. Курс состоит из тематических диалогов с подробными разъяснениями и переводом. Фразы озвучены носителем языка.

Изучающие слушают запись, повторяет фразы за диктором. Затем озвучивается следующий речевой оборот и поясняется его значение. Ученик снова многократно ее повторяет, затем ему необходимо повторить предыдущие фразы, в тоже время, вставляя в нее слова из нового выражения. Вводятся новые слова, а старые выражения предложено повторять через некий, постоянно увеличивающийся, интервал времени.

Очень интересная, а главное работающая, система из 30 аудио уроков по полчаса. Курс создан специально для русскоговорящих, которые хотят знать речь жителей США. Никаких учебников, только слушаете и повторяете. А вскоре вы сможете без проблем поддерживать разговор настоящим американцем.

Метод Шехтера

Это абсолютно новый эмоционально-смысловой подход, утверждающий, что освоение иностранного языка должно быть подобным изучению родной речи. Этот метод относится к прямым игровым интерактивным способам активного обучения. По этой методике учились политики, космонавты, известные персоны. Даже западные частные лингвистические школы обратили внимание на метод Шехтера.

Его методика построена на личностно-ориентированном подходе, где важно обращать внимание не на то, что делать с английским, а что делать с человеком, чтобы облегчить ему процесс усвоения. Положительная атмосфера, доброжелательность, обучение без усталости и напряжения — это главные и обязательные составляющие каждого урока.

Цель каждого отдельного занятия и обучения в целом — побудить учащегося выражать мнение своими словами, а не воспроизводить заученные шаблоны и фразы из учебников. Поэтому лекции организованы в виде активного участия человека в изменяющихся событиях деловой и городской жизни.

Также большое значение имеет коррекция речи и грамматика, которую студенты изучают на высших циклах курса. Эта технология также используется для запоминания нового материала без заучивания и механического повторения.

Методика изучения английского BERLITZ Еще одним популярным способом является методика BERLITZ, которую полиглоты используют уже на протяжение 200 лет. В ее основе — изучение иностранного за границей. Более 400 языковых школ BERLITZ насчитывается по всему миру. Можно выбрать, как занятия в группах, так и индивидуальное обучение. Читайте статью Как обучаются английскому за рубежом.

Такой способ предполагает четкое следование основным принципам:

  • Сначала нужно научиться говорить, а потом овладевать навыками чтения и письма
  • Грамматику и лексику нужно изучать в ходе естественной занимательной беседы, в разговорном контексте
  • Преподавать язык должны исключительно носители
  • Учащийся в процессе обучения должен принимать активное участие
  • Родную речь не используется вообще, исключается из обучения
  • Такое понятие как перевод, также исключено

Rosetta Stone

Метод изучения английского Розеты Стоун Одной из лучших также признана методика Rosetta Stone — удобная программа для тех, кто собирается эмигрировать. Обучение языку с нуля. Пользователь проходит по тому же пути, что и при изучении родного языка: слова и образы, произношение, грамматика и синтаксис. Уровень сложности нарастает постепенно.

Флэш-метод позволяет учить английский также, как вы изучали родной язык с младенчества — без правил. Овладение английским происходит путем многократного повторения, погружения в языковую среду, формирования ассоциаций. Эта программа учит автоматически воспринимать и воспроизводить самые распространенные разговорные конструкции.

В курсе полностью отсутствует перевод, вместо него — ассоциативный ряд. Словарный запас, синтаксис и грамматика усваиваются в ходе моделирования различных жизненных ситуаций. Основной упор делается на зрительную память. В качестве дополнения посоветую много читать самостоятельно

Беспереводной метод значит:

  • Никаких правил и перевода
  • Слова даются сразу в контексте
  • Запоминание достигается за счет многочисленных повторений

Отличная программа для тех, кто хочет самостоятельно выучить азы языка, не сильно углубляясь в детали. Картинки делают методику интересной, а изучение происходит без напряжения.

Программа Lex! — известный способ обогащения лексического запаса. Сидя за компьютером, пользователь заучивает слова, фразы, речевые обороты, которые периодически появляются на экране. Поддерживается возможность удаления и добавления лексики, ее редактирования, изменения уровней интенсивности обучения и временных параметров. Учитываются особенности человеческой памяти, внимания и восприятия.

Пользователь может устанавливать и отдельно настраивать разнообразные режимы перевода: прямой, обратный, письменный перевод, их случайное чередование. Учащийся самостоятельно определяет количество правильных переводов, которое является показателем того, что слово выучено. Lex! — сопровождается подробным справочником, который позволит быстро найти ответы на все возникшие вопросы.

Метод Мюллера

Методика Станислава Мюллера заключается в гармоничном взаимодействии сознательного и подсознательного мышления. Для повышения обучаемости и памяти применяются новейшие разработки российской и западной науки — сверхобучаемость и голографическая память:

  • Сверхобучаемость — помогает освоить любые навыки в несколько раз быстрее. При этом уставать намного меньше и поддерживать высокий уровень работоспособности
  • Голографическая память — помогает систематизировать жизненный опыт, повышает возможности памяти, позволяет восстановить способность к освоению языка

При прохождении выполняются упражнения на улучшение воображения, что способствует запоминанию лексического материала. Курс решает задачи понимания разговорной речи, свободного чтения, письма и говорения.

Метод Франка

Советую методику Ильи Франка, которая основана на изучении английского языка посредством чтения специальных текстов. При постоянном чтении таким методом в течение года можно научиться свободно разговаривать, благодаря особому расположению оригинального текста и перевода. При этом запоминание слов и фраз происходит не счет зубрежки, а за счет их постоянного повтора в тексте.

Все тот же беспереводной метод. В книгах Ильи Франка текст разбивается не несколько отрывков — адаптированный отрывок с дословным переводом и лексико-грамматическим комментарием, затем тот же текст, но уже без подсказок. Вы просто читаете книгу, а при этом изучаете язык.

The manager wrote up the sales slip (менеджер заполнил бланк с ценой). The crook (воришка) looked at the slip (посмотрел на бланк) and said, «This is a little more than I intended to spend (это несколько больше, чем я намеревался потратить). Can you show me something less expensive? (вы не могли бы показать мне что-нибудь менее дорогое)».

The manager agreed and wrote up the sales slip. The crook looked at the slip and said, «This is a little more than I intended to spend. Can you show me something less expensive?»

Смысл неадаптированного текста заключается в том, что читающий пусть и короткое время «плывет без доски». Прочитав неадаптированный абзац, можно переходить к следующему адаптированному. Возвращаться и повторять не нужно. Просто следует читать следующий текст.

Методика Гуннемарка

Можете попробовать методику Эрика Гуннемарка. Шведский полиглот рекомендует начать обучаться языку с освоения активного минимума слов и грамматических правил. Для чего он создал список «речевых штампов», которые по его мнению необходимо самостоятельно заучить наизусть. Эти сборники Гуннемарк назвал «Минилекс», «Минифраз» и «Миниграм». Весь материал иллюстрирован и озвучен носителями. Курс рекомендуется начинающим. Методика Гуннемарка Пренебрегать этими «мини-сборниками» не стоит, ведь они дают ориентир, на чем нужно сосредоточиться с самого начала. Овладение «мини-репертуаром» придаст начинающему уверенность к себе. Входящие в этот сборник списки построены таким образом, чтобы учащийся овладел самым необходимым самостоятельно. Ведь когда за плечами хорошо усвоенный материал и базовые знания, то неизбежно начинаешь чувствовать себя намного увереннее в любой обстановке.

У Гуннемарка все обучение подчиняется следующим принципам:

  • Особое внимание — «центральный словам», то есть тем словам, которые чаще всего «слетают с языка»
  • Учить нужно не отдельные слова, а целые выражения. Не нужно учить все. Для каждой типовой ситуации запоминайте 1−2 выражения, но «назубок»
  • Лучше выучить одно слово на отлично, чем несколько слов, но плохо. Синонимы не нужны. Учите главное слово
  • Выученные выражения старайтесь употреблять как можно чаще
  • Как можно быстрее необходимо усвоить основы хорошего правильного произношения
  • Освойте необходимый минимум грамматики
  • Самое полезное дело — чтение

К внешним факторам успешного изучения лингвист относит труд, время, учителей и материал. То есть насколько быстро вы будете продвигаться в обучении, зависит напрямую от вашей способности организовать свой труд и время, от выбранной методики и преподавателя.

Как видите, способов много и все они разные. Какая из них лучше — решать вам. Но изучив основные их принципы, можно прийти к выводу, что главным является общение и чтение. К чему присоединяюсь и я.

Знаете еще какие-то интересные методики? Расскажите о них в комментариях. Желаю вам успехов и устойчивого результата!

Визуализация на уроках иностранного языка

Без сомнения, каждый учитель хочет, чтобы каждый его урок был интересен и увлекателен. Если урок сможет заинтересовать учеников, тогда он современен в самом широком смысле этого слова. Чтобы заинтересовать ученика, побудить в нём интерес к изучению предмета, необходимо прибегнуть к интересным, творческим, современным методам обучения. Не стоит учителю забывать и про требования к реализации, т.к. одним из принципов стандарта является индивидуальный подход в обучении, и особенность восприятия материала у каждого ученика.

Таким образом, использование визуального материала является важным аспектом в построении урока, так как фотография или рисунок – это прежде всего носитель полезной и интересной информации на современных уроках, в том числе и уроках иностранного языка.

Психологи считают, что четверо из пяти современных школьников визуалы и только один аудиал и/или кинестетик. Поэтому, вполне закономерно активировалось внедрение сервисов для создания и представления графической информации в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) системы образования: видео, изображений, презентаций, слайдшоу.

Визуализация (лат. visualis — зрительный) — представление информации в наглядном виде.

Какие основные компетенции формируются методом визуализации?

По Хуторскому А.В., все ключевые компетенции предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять информацию, эффективно работать в команде, быть готовым к постоянному самосовершенствованию. Визуализация создает наиболее благоприятные условия для их формирования.

На уроке иностранного языка применим широкий спектр видов визуализации: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры. Качественному зрительному восприятию помогает технически оснащенный кабинет иностранного языка, в котором обязательно должен присутствовать компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер, мультимедийное сопровождение и доступ в сеть Интернет.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе и т.д.

Сервисы визуализации Веб 2.0

К сервисам визуализации Веб 2.0 по нашей классификации можно отнести следующие:

  • Диаграммы
  • Графики
  • Ментальные карты
  • Облака слов

Так как наш курс рассчитан на учителей иностранного языка, учиться составлять диаграммы и графики будет неуместно, а вот ментальные карты и облака слов вполне нам могут пригодиться для разработки современного интерактивного урока.

Ментальные карты

Ментальные карты — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной формы записи. Её можно применять для создания новых идей, фиксации мыслей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т.д. Это не традиционный, но естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Mindmapping — метод ментальных карт (интеллект-карт) позволяет значительно улучшить интеллектуальную функцию собственного мозга путем перехода с линейного представления информации к радиальному.

Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.

Их можно использовать, чтобы «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.

И наоборот, ментальные карты позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».

Конечно, наш мозг можно заставить думать неестественным для него образом (в виде таблиц, списков, обычного текста и т.д.), тогда процесс мышления будет лучше отображаться именно в виде таблиц, списков, текста.

Но если нашему мозгу позволить думать на естественном для него языке, то именно ментальные карты будут наиболее подходящим и точным инструментом, отражающим то, что происходит в нашей голове.

Концепцию ментальных карт впервые ввел Тони Бьюзен (Tony Buzan), когда, будучи студентом, искал способы заставить свой мозг работать более эффективно. Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное — это процесс получения нового знания.

Идея базируется на том известном факте, что левое и правое полушария нашего мозга работают по — разному.

Бьюзен предложил действовать следующим образом:

  • Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.
  • Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
  • Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.

Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. Ментальные карты помогают синхронизировать разные способы обработки информации.

Карты знаний хорошо «работают» на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом.

Очень удобно их составлять и ими пользоваться. Сначала мы со своими учениками при построении Ментальных карт пользовались только карандашом и бумагой. Но прогресс не стоит на месте, и с развитием информационно-коммуникационных технологий появляется все больше возможностей организовывать данный вид работы. Следующим этапом после карандаша и бумаги были различные компьютерные приложения для создания интеллект-карт (такие как MS Paint, MS Word, MS PowerPoint, SmartNotebook). А теперь, с активным внедрением технологий Web 2.0, появилась возможность создавать их на совершенно новом уровне с гораздо большей эффективностью.

Существует множество различных онлайн-сервисов по созданию ментальных карт, но на наш взгляд, одним из лучших, на данный момент, является сервис Mindomo, который позволяет коллективно работать с ними в режиме онлайн.

Облака слов

Эти онлайн-инструменты обработки текстов очень удобны и особенно полезны визуалам. В то же время они развивают ассоциативное мышление. Суть их работы заключается в следующем: вы вставляете текст или ссылку на страницу с текстом, лексику которого хотите запомнить в специальное окно, нажимаете кнопку и получаете фигурки, напоминающие облака из слов. При этом наиболее частотные слова выделяются крупным шрифтом, обозначая семантическое ядро, то есть самые важные для текста понятия.

Большинство таких онлайн-программ работают как с отдельными предложениями и текстами, так и с целыми документами и ссылками на веб-страницы. Обычно у полученного изображения можно менять цвет фона, тип и оттенок шрифта. В некоторых вариантах вы можете даже вручную убирать или добавлять слова, после того как облако сгенерировано.

Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить на стену. Яркие картинки будут привлекать ваше внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти. Кроме того, вы можете составлять и распечатывать словесные изображения, когда готовите пересказ или реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл.

Можно найти множество применений этим сервисам и тому, что они производят. Самое главное их достоинство: они показывают, как запоминать английские слова без зубрёжки.

Использованная литература и источники

1. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании», Статья «Использование сервисов Web 2.0 для составления ментальных карт» от 02 (17) март-апрель 2012.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии обучения и теории педагогики. РАО23.

Источники: http://mrball.by/method.html, http://englishfull.ru/kursy/metodiki-izucheniya-anglijskogo.html, http://dtg.adminu.ru/2016/02/visualization/

318 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector