Зачем учить грамматику английского языка

СОДЕРЖАНИЕ
125 просмотров
29 января 2019

Стоит ли учить грамматику?

Многие успешные полиглоты и опытные преподаватели иностранных языков сходятся во мнении, что относительно хорошее знание грамматических правил не гарантирует умение грамотно и красиво строить свою речь, особенно во время «живого» общения с собеседником. Они отмечают, что знание грамматики вторично и выдвигают на первый план практику: живое и виртуальное (форум, чат) общение, прослушивание (очень!) большого объёма аудиоматериалов с участием носителей языка (аудиокниги, песни, диалоги на разные темы, новостные рубрики, фильмы и т.п.) и заучивание целых фраз вместо отдельных слов (правило №1).

Но почему многие полиглоты и некоторые популярные преподаватели, и лингвисты (например, доктор Пол Пимслер) пришли к выводу, что знание грамматики вторично и зачастую её заучивание при помощи учебников является вредным занятием, и в первую очередь для начинающих изучение иностранного языка? Несмотря на немногочисленные проведённые научные исследования и эксперименты, посвящённые органическому обучению языков, можно наблюдать и некоторые факты в повседневной и исторической жизни человека, чтобы самому прийти к похожему заключению.

Немного истории о появлении первой грамматики

Дело в том, что каждый язык формировался как средство общения, и правила его употребления образовывались естественным образом, то есть речевые обороты строились исходя общественным и привычным (и возможно более созвучным) схемам построения фраз. Только спустя длительное время (по утверждениям учёных) с появлением первой письменности и начали появляться первые грамматические правила (вначале это было похоже на руководство по письму). Лишь спустя некоторое время стала зарождаться наука о грамматике и её сложный тысячелетний путь развития.

Таким образом, маловероятно, что «идеальное» знание грамматики, а иными словами теории даст полноценное знание (в первую очередь «живого») языка, который относительно очень быстро меняется (особенно в наше время). В то время как сравнительно хорошее знание языка, то есть его современных особенностей и привычных схем построения фраз, почти полностью даёт знание (или понимание) большей части основной и в первую очередь активно используемой области грамматики изучаемого наречия. При этом активное изучение грамматических правил (если при этом исключить их возможное вредное воздействие на «юный» мозг начинающего), особенно на начальном этапе отнимают много сил и зачастую отбивают желание продолжать осваивать нужный и интересный язык.

Данные утверждения нельзя воспринимать, как сто процентов правильные и правдивые для каждого языка, однако это, должно быть, относится к большей части существующих.

Факт из нашей жизни

Ребёнок (младенец) — это яркий пример органичного изучения и усвоения любого языка. Он достаточно быстро начинает понимать и говорить на местном, постоянно окружающем его наречии без изучения грамматики. То есть, вначале он только слушает окружающих его людей, «живую» речь. Конечно, поначалу он не понимает, что говорят взрослые (только эмоции), но в какой-то момент он постепенно начинает понимать отдельные слова и фразы, а после и всю структуру данного языка.

Но это относится не только к маленьким детям. Человек в любом сознательном возрасте может так же, как и ребёнок без заучивания грамматики быстро осваивать многие языки. Но, к сожалению это не даёт нам сделать наш родной язык, он мешает нам «погружаться» в другое наречие — мы начинаем переводить иностранный диалект на свой родной, в то время как необходимо стараться понимать иностранные слова и фразы на подсознательном уровне, не раздумывая и без перевода на свой родной язык. По этом причине процесс изучения второго и более языков длится немного дольше. Однако мы можем пойти на хитрость.

Получается, учить грамматику нет необходимости?

Не стоит думать, что учить грамматику в таком случае совершенно нет никакой необходимости. Грамматика может стать для взрослого человека хорошим ухищрением, позволяющее понимать и осваивать иностранные языковые конструкции намного быстрее и проще, чем естественным образом.

Нам легче понять логическую структуру языка благодаря заучиванию грамматики, и тем самым ускорить общий процесс освоения, чем пытаться забыть или на время «отключить» свой родной язык и стараться, как младенец понять другое наречие естественным образом. Но здесь главное не спешить и не учить в данный момент ненужные грамматические правила. Лучше всего, например, во время чтения (и обязательно параллельно с аудио-сопровождением) дойдя до определённого места, который непонятен и вызывает вопросы, находить соответствующий раздел грамматики и изучать его ровно настолько, сколько необходимо для прояснения ситуации в изучаемом тексте. Если раздел найти не удаётся, то делаем для себя в рабочей тетрадке пометку — рано или поздно данный раздел найдётся.

Главное не расстраивайтесь, если во время изучения грамматики (или запоминания слов и фраз) Вы что-то не понимаете, путаетесь или постоянно забываете заученное ранее правило. Просто продолжайте ежедневно читать, слушать, повторять (в том числе грамматические правила) и практиковаться (говорить, писать), пытаясь получить удовольствие от процесса. И очень скоро результат не заставит себя долго ждать!

Можно выучить грамматические правила от корки до корки, но не уметь быстро и правильно строить относительно простые повседневные фразы. В то время как можно всего лишь практикой (общаться с носителями языка, читать и одновременно слушать живые тексты, рассказы, смотреть мультфильмы, сериалы и т.п.), без заучивания грамматики научиться строить сложные языковые конструкции и быстро понимать собеседника. Но при этом не стоит пренебрегать грамматикой, так как «нормированное» заучивание грамматических правил позволяет значительно быстрее освоить желаемый язык.

Стоит сказать, что речь шла о бытовом, повседневном уровне овладения иностранным языком. Если Вы лингвист, то полноценное знание грамматических правил освоенного языка — Ваша профессиональная обязанность.

КУРСЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Формат Материала

Английский язык для начинающих

Почему важно знать английскую грамматику? Все за и против изучения правил грамматики

Важности знания грамматики английского языка посвящено множество статей и пособий.

Существуют две принципиальные позиции по этому вопросу. Первое мнение – академическая позиция, типичная для большинства институтов и школ, все еще находящихся под эффектом советской системы преподавания английского. Данное мнение предполагает невозможность освоить английский без зазубривания грамматики этого языка. К сожалению, в большинстве случаев удается научиться читать, но с гораздо большим трудом — понимать английскую речь и говорить по английски.

Второе мнение предполагает совершенно полярную позицию. Игнорируйте грамматику — на первом месте ваш навык «говорения» на английском. У адептов данного подхода часто можно видеть лексические недостатки в речи уровня «Моя есть Александр. Я есть работать в офис.Я любить игра в футбол». Да, такие люди могут достаточно бегло комбинировать различные английские слова и их даже могут понимать. Однако для носителя языка подобная речь будет резать слух.

Давайте же рассмотрим преимущества и недостатки обеих вариантов и попробуем найти золотую середину.

На самом деле серьезно искажены оба этих мнения – каждое из них впадает в крайность.

Важно всегда искать «золотую середину», которая всё же ближе ко второму мнению.

Академический способ изучения английского не лишен серьезных недостатков.

Многие учебные заведения (особенно общеобразовательные школы и вузы) чрезмерное внимание уделяют вопросам изучению грамматики. Но при этом забывают – в основном знание грамматики необходимо для контроля и улучшения своих навыков свободного общения. Но поскольку основная часть времени при таком обучении отводится изучению грамматики, так и не совершенствуются знания свободного общения на английском.

Подобная ситуация вызвана осознанием, что грамматика является сложнейшей составляющей в изучении английского языка. Из-за дефицита учебных часов при изучении, основная ставка преподавателей приходится именно на грамматику. Ведь предполагается, что ученики сами смогут усовершенствовать остальные навыки.

Но важно помнить – ученикам предстоит изучать не только английский, у них часто не хватает времени даже на грамматику.

Однако и альтернативное мнение имеет свои недочеты

В результате ученики после окончания учебных заведений осознают:

— Проблемы с прочтением неадаптированных текстов;
— Сложности в общении на свободные темы;
— Проблемы в улавливании английских слов на слух.

И это несмотря на отличное знание грамматики, порой даже лучше многих носителей языка. Многие огорчаются и прекращают свои попытки выучить английский. Но при достаточном упорстве, стремлении освоить тонкости человек начинает вслушиваться в разговорную речь, изучать английские тексты, расширять свой словарный запас. Но при этом не имеет особого желания и времени заниматься грамматикой.

В итоге они добиваются планируемого результата и уверены – чтобы изучить английский, грамматика вовсе не требуется. Но есть одно «но» — ведь они уже раньше изучали грамматику, наработана определенная база, которая и стала основой их прогресса.

Рассмотрим теперь второй вариант.

Со стороны многих языковых школ становится модным писать в своих рекламных объявлениях «выучи английский без нудной грамматики», «английский язык без зубрежки» итд. Этот подход красивый, привлекательный, но, как показывает практика, малоэффективный. Хотя бы базовая грамматика, безусловна, необходима любому человеку, желающему говорить по английски.

Другой вопрос, что зачастую многие из нас, получавшие образование в английском языке по старым полусоветским стандартам ориентируются в грамматике куда лучше, чем говорят на языке. Многие из моих знакомых могут без труда прочитать несложный текст на английском и даже понимать английскую речь, но впадают в совершенный ступор при попытке сказать что-нибудь на английском. В таком случае, конечно же, грамматику нужно отодвинуть на второй план и сосредоточится на раскрепощении собственной речи и более свободному разговору на английском.

Проверено, что это отлично практикуется на английских разговорных клубах.

При изучении английского языка без знания каких-либо правил грамматики, возникнут логичные сложности – из-за непонимания, почему и как строятся фразы, зачем использовать именно такие слова и конструкции. Это на практике не станет критической преградой, но придется потратить множество дополнительного времени для самостоятельного уточнения таких тонкостей знания английского.

Для более эффективного и быстрого изучения английского лучше периодически пользоваться справочником по грамматике.

Грамматику английского следует изучать регулярно для улучшения знаний

Чтобы определить подходящий способ изучения грамматики в английском языке, важно помнить – в английском грамматика является вторичной. Сначала появился сам язык для взаимодействия людей, а потом на интуитивном уровне возникли и правила использования слов и предложений.

Лишь затем решено было свести все появившиеся правила в определенную систему. Следовательно, английский язык сам определяет свою грамматику. Поэтому идеальное понимание грамматики еще не гарантирует полноценное знание английского. Можно ознакомиться со всеми тонкостями грамматики английского языка, но без их использования и закрепления на практике периодически будут возникать сложности и ошибки.

Но и в важности знания грамматики тоже сомневаться не приходится. Наоборот, именно знание грамматики английского становится важной основой для лучшего усвоения разных языковых конструкций, изучая английский более эффективно и естественно.

Человек лучше всего запоминает осмысленные сведения, которые представлены в логической структуре. Нашей памяти необходимо понимать связи. Если мы понимаем осмысленную информацию, необходима её логическая привязка к уже известным данным. И при этом нужно понимать логическую структуру самой фразы. Благодаря знанию грамматики могут легче выявляться подобные привязки, с лучшим пониманием структуры предложения.

Следовательно, грамматика английского основана на определенном наборе связей для лучшего и быстрого освоения нового материала. Но и без нового практического материала знание грамматики тоже не особо полезно.

Для пользы от изучения грамматики она должна использоваться по назначению. А именно – грамматика должна использоваться для понимания связей в новом изучаемом материале.

В частности, видите новый текст на английском языке – но один момент с позиции грамматики не понимаете. В таком случае будет полезно уточнить возникший вопрос в справочнике по английской грамматике или посоветоваться со своим преподавателем.

Если же грамматических сложностей при знакомстве с текстом не возникает, то и акцентировать свое внимание на теории нет смысла. Ведь многие грамматические нюансы в английском понятны на интуитивном уровне, без необходимости уточнения. В этом и заключается оптимальный баланс теории и практики для комплексного изучения английского.

В целом хотелось бы порекомендовать всем изучающим английский язык — стараться держать баланс между скрупулезным изучением грамматики и только разговорам на английском. В этом состоит секрет постижения по настоящему богатого и глубокого уровня английского языка.

© London English School 19/08/2015
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.

Зачем нужно учить грамматику английского языка?

Существует мнение, что чем больше знаешь английских слов, тем лучше владеешь английским языком. Многие начинающие и продолжающие учить язык делают на это большой упор, например, ставят себе целью выучить 1500 — 3000 слов. Все это хорошо, если есть навыки и умения, как эти слова связывать и получать логическое высказывание, иначе говоря, виртуозно ими жонглировать. Тем более мы знаем, что смысл высказывания в английском языке зависит еще и от порядка слов в предложении. Например,

Mary loves Tom. — Мэри любит Тома.

Tom loves Mary. — Том любит Мэри.

А если прочитать данные выражения, то знания только значений этих слов явно недостаточно.

I want you to come here. — Я хочу, чтобы ты пришла сюда.

She seems to know all about it. — Она, кажется, знает все об этом.

He must be in his office now. — Он должен быть сейчас в своем офисе.

Mark can`t be in Africa now. — Не может быть, чтобы Марк сейчас был в Африке.

A good friend you turned out to be. — Тыоказалсяхорошимдругом.

Shall I open bring you some tea? — Тебепринестичашкучая?

A meeting is to start at 11 o`clock. — Собрание должно начаться в одиннадцать часов.

Англичане постоянно используют данные грамматические конструкции при общении.

Мы считаем, что изучение грамматики — это фундамент, на котором строится дом. Слова — это как части машины, грамматика — то, на чем все эти части крепятся.

Источники: http://english-da.ru/sovety-po-izucheniju/english-grammar, http://londonnsk.ru/grammatika/98-pochemu-vazhno-znat-anglijskuyu-grammatiku-vse-za-i-protiv-izucheniya-pravil-grammatiki, http://nsportal.ru/blog/shkola/inostrannye-yazyki/all/2012/06/29/zachem-nuzhno-uchit-grammatiku-angliyskogo-yazyka

125 просмотров
Это интересно
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Английский язык
0 комментариев
Adblock
detector